Периодизация истории психологии. Основные этапы развития предмета психологического познания
Стр 1 из 10Следующая ⇒ История психологии как научная дисциплина: объект, предмет, подходы к познанию предмета. Психологическое знание является ровесником человечества, т к стремление понять себя, свои возможности и границы, свою особенность и уникальное место в мире относится к категории «вечных в-сов». Размышления такого рода приводят к псих знаниям, т е ч-к нач-т относится к себе как к носителю особых психич св-в и кач-в. Как известно, науч психич знание опирается на на получение сведений на основе особого способа реконструкции действительности, к-рую наз-т наука. Суть науч знания сост-т в целенаправленном процессе сбора, анализа психич фактов и их объяснения. Но в рамках историч анализа нельзя не учитывать влияние и 2-х др-х уровней психологического знания – это житейское, к-рое отражает мир непосредственно на уровне здравого смысла и псих знания, возникшего в рамках др областей познания (мифология, религий, творчество). Т о ИП интересует и собственно науч знание и псих знание, не относящееся в строгом смысле к науке. ОБЪЕКТ ИП – это развитие психологического знания как р-та познават Дсти ч-ка на разных этапах культурной эволюции. ПРЕДМЕТ ИП – осмысление процесса психологич знания, его содержания и стр-ры, закономерностей и этапов развития. Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Историки науки опред-т по меньшей мере № возможных подхода к познанию предмета: Интернальный (научно-логический) – психологич знание самодостаточно и рассм-ть его надо относительно самостоятельно, не связывая с др сторонами познават процесса. Лакатос: «Внутр история первична, а внешняя вторична и несущественна»
+данный подход предполагает максимальное внимание к чистому психологи факту +наука рассм как сложный организм, имеющий достаточно возможностей для самопознания, самопонимания -наука искусственно вырывается из контекста жизненных обстоятельств и рассм в вакууме (сама в себе и ч\з себя) -такой подход ведет к «интеллектуальной мутации» (Койре) Экстернальный (социально-исторический) Суть: История науки не м\б рассмотрена вне соц-ого контекста. Благодаря опред соц-историч и культурным условиям в опреде-ое время наука обретает ту или иную конкретно-историческую формую +рассмотрение науч-х достижений в рамках соц заказа +благожаря тесной связи с об-вом в науке появ-ся новые идеи, она открыта новым исследовательским проблемам; -угроза потери независимости -конкретно-историческая форма науч познания предполагает излишне жесткую детерминированность развития науки от нац-х, религиозных и др особенностей. Персонально-личностный – развитие науки определяется прежде всего, теми конкретными личностями, к-рые коренным образом изменяют развитие психологии. Науку двигают гении +научное знание не воспринимается как обезличенное, в нем отражается ч-к с его противоречиями, пристрастиями и др +восприятие науки ч\з личность ее создателя конкретизирует и ответственность ученого за им созданное -наука не сост-т в достижениях одиночек -не учитывается значение кол-ва единомышленников, ценности науч дискуссии. Методы историко-психологического исследования. 1.Организационные или методы планирования истор.-псих.иссл-я: - структурно-аналитич. Изучает строение псих.знания, его стр-ых эл-ов,иерархич.ур., взаимосвязи этих эл. и ур. - сравнительно-сопоставительн. Направлен на фиксацию разнородн событий истории пс.,кот. м.б. пространственно отделены др.от др., но совпадать по времени. - генетический. Выявляет динамику этапов, стадий, трансформаций псих.знания в контексте конкр.предмета истор-псих. иссл-я.
Методы сбора, интерпретации фактологич мат-ла. - категориально-понятийный анализ. Выявляет особ-ти понимания и трактовки конкр.понятия или термина как науч. инвариантов в какой-л.период времени или в разные периоды, но у одного ученого. В основе лежит идея Ярошевского о том, что именно категории и понятия в концентрир. виде отражают всю совок.знаний исслед.объекта. - анализ продуктов д-ти. Изучение рез-тов науч.д-ти отд. ученого или науч.кол-вов, вкл.их труды как опублик., так и неопубл. - метод историч реконструкции. В основе лежит идея о возм-ти воссоздания целостной картины какого-л.процесса, явления, периода на основе детальн и комплексн анализа частных составляющих этого целого. Пересечение рез-тов, изучение этих частных сост.приводит к получению нов хар-к исследуемого объекта. Особ продуктивность дан. метод им.при иссл-и псих.и соц.-псих. феноменов, кот.хар-ют сод-е менталитета и динамику умонастроений в общ-ве, мировоззренч.установки людей раз.периодов. - проблемологич.метод. в основе-идея признания проблемы как системообразующего фактора науч.познания. Дан. метод ориентир.на выявление предпосылок возник. проблемы, анализа ее осознания и формулировки, исслед.ее путей и вар.ее разрешения. - Метод источниковедческого анализа. Изучает документ.основы какого-л.иссл-я. Для иссл-ля, польз. этим методом, каж.истор.факт им.ценность лишь в собственных пространственно-временных координатах. -тематич ан-з. Иссл.динамику раз.структ.компонентов. - библиометрический анализ. Исследует инф-ю, анализ библиографич.данных. - биографич метод. Воссоздание полн и достоверн картины этапов жизн.и творч.пути ученого. - метод интервью. Составление портрета ученого на основе его соб.высказываний, или на основе высказ.его учеников, коллег и т.д. Периодизация истории психологии. Основные этапы развития предмета психологического познания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|