Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периодизация истории психологии. Основные этапы развития предмета психологического познания




История психологии как научная дисциплина: объект, предмет, подходы к познанию предмета.

Психологическое знание является ровесником человечества, т к стремление понять себя, свои возможности и границы, свою особенность и уникальное место в мире относится к категории «вечных в-сов». Размышления такого рода приводят к псих знаниям, т е ч-к нач-т относится к себе как к носителю особых психич св-в и кач-в. Как известно, науч психич знание опирается на на получение сведений на основе особого способа реконструкции действительности, к-рую наз-т наука. Суть науч знания сост-т в целенаправленном процессе сбора, анализа психич фактов и их объяснения. Но в рамках историч анализа нельзя не учитывать влияние и 2-х др-х уровней психологического знания – это житейское, к-рое отражает мир непосредственно на уровне здравого смысла и псих знания, возникшего в рамках др областей познания (мифология, религий, творчество). Т о ИП интересует и собственно науч знание и псих знание, не относящееся в строгом смысле к науке.

ОБЪЕКТ ИП – это развитие психологического знания как р-та познават Дсти ч-ка на разных этапах культурной эволюции.

ПРЕДМЕТ ИП – осмысление процесса психологич знания, его содержания и стр-ры, закономерностей и этапов развития.

Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

Историки науки опред-т по меньшей мере № возможных подхода к познанию предмета:

Интернальный (научно-логический) – психологич знание самодостаточно и рассм-ть его надо относительно самостоятельно, не связывая с др сторонами познават процесса. Лакатос: «Внутр история первична, а внешняя вторична и несущественна»

+данный подход предполагает максимальное внимание к чистому психологи факту

+наука рассм как сложный организм, имеющий достаточно возможностей для самопознания, самопонимания

-наука искусственно вырывается из контекста жизненных обстоятельств и рассм в вакууме (сама в себе и ч\з себя)

-такой подход ведет к «интеллектуальной мутации» (Койре)

Экстернальный (социально-исторический) Суть: История науки не м\б рассмотрена вне соц-ого контекста. Благодаря опред соц-историч и культурным условиям в опреде-ое время наука обретает ту или иную конкретно-историческую формую

+рассмотрение науч-х достижений в рамках соц заказа

+благожаря тесной связи с об-вом в науке появ-ся новые идеи, она открыта новым исследовательским проблемам;

-угроза потери независимости

-конкретно-историческая форма науч познания предполагает излишне жесткую детерминированность развития науки от нац-х, религиозных и др особенностей.

Персонально-личностный – развитие науки определяется прежде всего, теми конкретными личностями, к-рые коренным образом изменяют развитие психологии. Науку двигают гении

+научное знание не воспринимается как обезличенное, в нем отражается ч-к с его противоречиями, пристрастиями и др

+восприятие науки ч\з личность ее создателя конкретизирует и ответственность ученого за им созданное

-наука не сост-т в достижениях одиночек

-не учитывается значение кол-ва единомышленников, ценности науч дискуссии.


Методы историко-психологического исследования.

1.Организационные или методы планирования истор.-псих.иссл-я:

- структурно-аналитич. Изучает строение псих.знания, его стр-ых эл-ов,иерархич.ур., взаимосвязи этих эл. и ур.

- сравнительно-сопоставительн. Направлен на фиксацию разнородн событий истории пс.,кот. м.б. пространственно отделены др.от др., но совпадать по времени.

- генетический. Выявляет динамику этапов, стадий, трансформаций псих.знания в контексте конкр.предмета истор-псих. иссл-я.

Методы сбора, интерпретации фактологич мат-ла.

- категориально-понятийный анализ. Выявляет особ-ти понимания и трактовки конкр.понятия или термина как науч. инвариантов в какой-л.период времени или в разные периоды, но у одного ученого. В основе лежит идея Ярошевского о том, что именно категории и понятия в концентрир. виде отражают всю совок.знаний исслед.объекта.

- анализ продуктов д-ти. Изучение рез-тов науч.д-ти отд. ученого или науч.кол-вов, вкл.их труды как опублик., так и неопубл.

- метод историч реконструкции. В основе лежит идея о возм-ти воссоздания целостной картины какого-л.процесса, явления, периода на основе детальн и комплексн анализа частных составляющих этого целого. Пересечение рез-тов, изучение этих частных сост.приводит к получению нов хар-к исследуемого объекта. Особ продуктивность дан. метод им.при иссл-и псих.и соц.-псих. феноменов, кот.хар-ют сод-е менталитета и динамику умонастроений в общ-ве, мировоззренч.установки людей раз.периодов.

- проблемологич.метод. в основе-идея признания проблемы как системообразующего фактора науч.познания. Дан. метод ориентир.на выявление предпосылок возник. проблемы, анализа ее осознания и формулировки, исслед.ее путей и вар.ее разрешения.

- Метод источниковедческого анализа. Изучает документ.основы какого-л.иссл-я. Для иссл-ля, польз. этим методом, каж.истор.факт им.ценность лишь в собственных пространственно-временных координатах.

-тематич ан-з. Иссл.динамику раз.структ.компонентов.

- библиометрический анализ. Исследует инф-ю, анализ библиографич.данных.

- биографич метод. Воссоздание полн и достоверн картины этапов жизн.и творч.пути ученого.

- метод интервью. Составление портрета ученого на основе его соб.высказываний, или на основе высказ.его учеников, коллег и т.д.


Периодизация истории психологии. Основные этапы развития предмета психологического познания

Этап и время Предмет психоло- гни, его содерж ание Методы исследования Основные достижения.
Донаучный, до VII- VI вв. до н.э. Душа - без раскры­тия ее конкретного содержания и Функций Нет Общее представление об охранитель­ной и активной роли души
Философский, VII- VI ВВ. до н.э.-конец XVIII-на­чало XIX в. Античная психология Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы Других наук - философии, медицины, математики -при исследовании содержания и Функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания Появление собственно психологического метода -интроспекции Развитие психофи­зических исследова­ний и первых работ по психологии масс
Психо­логия Возрож­дения и Нового времени Сознание - его содер­жание и пути его формиро­вания   Интроспекция и частично логика -методы индукции дедукции, анализа Развитие рационали­стического и сенсуа­листического (эмпи­рического) подхода к психике, появление первых теорий эмо­ций и теории рефлек­са, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное
Ассоциани-стическая психология, конец XVIII- начало XIX в.-середина XIXв. Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии - прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого пе­риода) поведение Интроспекция, логика, начало ис­пользования мето дов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) Появление первой психологической шко­лы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, Дальнейшее развитие концепций бессознательного
Экспериментальная психология, сер.19 – н 20 в. Эл-ты психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы. Экспериментальный м-д, интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как ч-ка, так и народа в целом, появление первых тестов. Появление экспери­ментальной психо­логии, первых тео­рий «психологии на­родов», новых дан­ных о психических процессах (прежде всего памяти). По­явление новых под­ходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Методологический кризис и разделение психологии еа отдельные школы, 10-30-е г. 20 в. Появление нескольких предметов психологии. В начале – Эл-ты психики (структурализм), ф-ии психики, «поток сознания» (функционализм). Затем глубинные стр-ры психики (гештальтпсихология), высшие психические ф-ии и Дея-ть (советская психология). появление новых методов, важнейшие из которых - психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творче­ского мышления. Появление первых экспериментальных исследований лич­ности, введение в ее исследование куль­туры и социального окружения как но­вых парадигм. Раз­витие отраслей пси­хологии
Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60 г. 2- в. Появление новых направлений, для которых предмет психологии связы­вается с внутренне сущностью лично­сти (гуманистическая, экзистенциальная психология познавательным и процессами, развитием интеллекта и этапов переработка информации (гене­тическая и когни­тивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта. Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенство­вание психотерапев­тических технологий
Соврм. пс.60-е г. Развитие предмета психологии в рамках отдельных псих. школ Совершенствования методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...