Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психол идеи немецкой классической философии.




Как самост гос-во Герм. появилаось только в 18-19 в.

Одной из реформ была реформа образования. Учиться стало не только престижно, но и выгодно. Наиб яркие достижения были связаны с философией и физиологией.

Развитие психологии в Германии имеет т.о. 2 варианта:

· По философскому пути

· По физиологическому пути (Вундт)

Х.Вольф систематизир-л и популяризировал Лейбница.

Система его была компромиссом между эмпирич и рационалистич идеями в пс-и, что выразилось на разделении В. психологии на 2 науки: эмпирич и рациональн. Эмпирия его была очень скудна, он смутно указывал на возм-ть измерения в пс-и. Выдвинул теорию спос-тей, продолжив различение в душе познавательных и желательных способностей, которое проводилось в средние века.

И.Кант. Подверг критике пс-ю Вольфа. В пс-и эксп-т невозможен (нельзя повторить одно и то же, набл-е искажает состояние набл объекта). Т.о. учение о душе никогда не сможет стать чем-то большим, чем историч учение.

Кант оказался не прав, считая невозможным в пс-и эксп-т и мат-ку, но он проницательно указал на их необходимость для психологии как науки.

В пс-и получили развитие следующие идеи Канта:

Его считают основателем трихотомии души. Он отличил познават спос-ть от спос-сти чувствовать удовольствие и страдание и от желательной силы.

Согл. Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, т.е. носит эмпирич хар-р. Из воздей-й внеш вещей получаем сод-е познания. Необходимой предпосылкой познания, т.е. условием на кот зиждется наше знание, яв-ся формы. Они априорны и происходят из самой спос-ти познания. Различают априорные формы созерцания (восприятия) – простр-во и время; и априорные формы мышления. Априорные формы мышления присоединяются к сод-ю, полученному эмпир путем, и устанавливают отн-я, связи м\у многообразн сод-ями для получения из них знания.

В связи с исследованием априорн форм рассудка Кант развивает учение об апперцепции.

Апперцепция – это активная сила, кот осущ-ет синтез первоначально хаотич представлений.

И.Г. Фихте развил идеи об активности субъекта, «Я», о деятельности субъекта…

Шеллинг назвал Фихте антиподом Спинозы.

Идеализм Фихте… По Фихте, есть безусловная абсолютно творч спос-ть – «разумная воля», кот реализуется в эмпирич чел существе и отличает чка от др явлений природы. Сущность «Я» составляет Дть: мы не потому дей-ем,что познаем, но мы познаем, потому что предназначены дей-ть.

Знание - ср-во рац господства над природой.

Субъект – прежде всего действующий субъект.

Даже тело чка отражает его деятельностную сущность. Но оно не завершено при рождении и до конца формируется духом, т.е. свободной волей.

Ученик Фихте Шеллинг выступил с критикой субъективизма Фихте и в отлич от него рассматривал душевн жизнь в контексте учения о природе. Природа телеологически связана с духовным. Шеллинг видит духовное в процессах в органич природе, кот развивается от растений к чку. Шеллинг проследил разв-е сознания от ощущения до воли. Целью и высшей Дтью «Я» является искусство.

Г.В. Гегель Индив созн-е прох в своем разв-и 3 ступени:

· 1 дух выступает в непоср сплетении с телом. Составляет предмет антропологии. Здесь рассм-ся разнообр формы психич склада людей в связи с их расовыми, возр и физиол особ-тями, понятия хар-ра и т-та, ощущения.

· 2рефлексия – дух представления сознания. Явления сознания составляют предмет феноменологии духа. Здесь рассм-тся вопросы развития сознания. Оно проводит путь от сознания вообще к самосознания и от него – к разуму.

· 3 рассматривается дух как он обнаруживает себя в качестве ума, воли и нравственности. Эта ступень развития духа и составляет предмет собственно психологии.

Т.о. сознание чка обнаруживается не только в слове, но в самых разнообр проявлениях творч активности человека.

Л.Фейербах Утверждал матер подход к изучению психики. Согласно антропологич принципу чк рассм-ся в единстве тела и души. Он не отрывал и не противопоставлял человека пророде, считая его ее продуктом и частью.

Он подчеркивал обусловленность сознания объективными матер процессами, прежде всего мозговыми.


Разв-е и упадок ас-зма в 19 в.

С разв-ем науки, появлением нов данных в физике, биологии, физиологии многие положения Гартли стали устаревать. Это привело к их пересмотру, новой трактовке законов ас-ций. Мн ученые предлагали свои вар-ты построения пс-ии. Общей была идея важности пересмотра предмета пс-и и введения нов метода. Общей же оставалась мысль о том, что интроспекция не может оставаться осн методом, так как он д. быть надындивидуальным и достоверным.

С сер. XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообр варианты. Так, Милль предложил исп-ть метод логики.

Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль

Милль-ст. считал, что законы ас-ций столь же непреложны, как и законы физики, и служат ключом ко всем чел проблемам. По аналогии с физич законами он разрабатывал и законы психики, назвав свою теорию ментальной физикой. Единицей психики, ментальным атомом является ощущение, лежащее в основе всех понятий.

Сущ-ют первичн состояния созн-я (ощущения) и возникающие из них копии. Из этих элементов образуются прост и сложн комплексы идей, когда в опред послед-ти, благодаря частоте повторений, одни состояния сознания вызывают др. Смена одних идей другими, их объединение в комплексы – своего рода «психич физика».

Милль-мл. внес в конц-цию отца важн коррективы. Он предложил заменить «ментальн физику» «мент химией». Он считал, что, благодаря соед-ю первичн психич эл-тов в нов продукт, последний способен приобрести нов кач-ва.

Однако наиб знач-е имела Дть Милля-мл., напр на разработку пр-пов построения науч знания. Он рассм-л ас-ции в кач-ве производных от законов логики и доказывал, что логич операции (суждение, умозакл-е и др.) подчиняют себе связи впечатлений внутри индив ума. Поэтому логика яв-ся критерием прав-ти чел рассуждений. Логика м. стать объективн методом изучения созн-я, что соединит пс-ю с объективн наукой и откроет перед ней путь к дальнейшему развитию в качестве естественной и точной дисциплины.

И.Ф. Гербарт

Одним из первых предпринял попытку перестроить ассоц пс-ю. В его теории соединились осн пр-пы ас-зма и традиц подходы нем пс-и – идеи апперцепции, активности души, роли бессознательного.

Гербарт заменил т. «ощущение» те «представление», подчеркнув отгороженность внутр мира от внеш, отсутствие связи м\у ними. Предст-я обладают собств зарядом, акт-тью, кот определяет их положение в сфере психич-го. Гербарт стремится в своей теории сохранить пон-е души, понимая ее как центр, в кот хранятся и перераб-ся знания. В душе можно выделить 3 слоя – апперцепцию (обл. ясного и отчетливого созн-я), перцепцию (обл. смутн созн-я) и бессозн-е. Т.е. для Гербарта обл. души шире, чем обл. созн-я.

Огр. знач-е для развития объективн пс-и и проникновения в нее матем способов обработки данных имела идея Гербарта о динамике предст-й. Кажд предст-е обладает опред силой, зарядом и стремится попасть в центр область души – обл сознания. Но попасть туда может только предст-е, обладающее достат интенсив-тью,т.е. такой силой, кот может преодолеть порог, отделяющий созн-е от бессозн-го. Идея порога ощущ-я связ именно с работами Гербарта.

А. Бэн.

Док-л, что ассоц пс-я д. рассм-ть не только ас-ции, сущ-щие в созн-и индивида, но и те, кот лежат в основе его пов-я. Бэн настаивал, что не только мозг, но и вся телесн система связана с психич ф-ями. Именно в теории Бэна в предмет ассоц пс-и было включено реальн пов-е жив сущ-ва. Истолковывая движущ силы пов-я, Бэн отказался от понятия «рефлекс» и ввел понятие «спонтанн действие» - дей-е, для возникновения кот прямых физич сил недостаточно. Пр-пом спонтанн движ-й Бэн объяснял возникн-е навыка.

Если Бэн способствовал фактич расширению области психол исследования, то теоретическое обоснование подобного изменения предмета было сделано Г. Спенсером.

Спенсер Г.

Был одним из основателей фил-и позитивизма, в русле кот, по его мнению, д. развиваться пс-я. Основой такой позитивной пс-и Спенсер делает теорию эволюции. Т.о., в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма.

Пересматривая предмет пс-и, Спенсер писал, что пс-я изучает соотнош-е внеш форм с внутр, ас-ции м\у ними. Так он расширил предмет пс-и, включая в него не только ас-ции между внутр факторами (ас-ции только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром.

Исследуя роль психики в эволюции чка, Спенсер говорил, что психика яв-ся мех-мом адаптации к среде. Психика возникает закономерно на опред этапе эв-ии, в тот момент, когда условия жизни жив сущ-в усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекв их отражения невозм.

Идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...