Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От объективной психологии к рефлексологии: развитие объективного подхода В. М. Бехтерева.




В направлении объективности в пс-гии развивалась Дть Бехтерева(1857 – 1927). Он пришел к пс-гии от неврологии и психиатрии. Объективную пс-гию и психиатрию он включил в круг наук и мозге, предложил термин «психоневрология».

Центр идея – объединение различ разделов неврологии.

Идеи, сходные с павловскими, развивал В М Бехтерев (1857-1927). Между воззрениями этих двух ученых имелись различия, но оба стимулировали психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии.

Разрабатывая свою объективную пс-ю как пс-ю пов-я, основанную на экспер иссл-и рефлекторной природы чел психики, Бехтерев тем не менее не отвергал сознание, включая, в отлич от бих-зма, и его в предмет пс-и. Признавал он и субъективн методы иссл-я психики, в т. ч. и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологич иссл-я, в т. ч. рефлексологич эксп-т, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психол иссл-ях, при анкетировании и самонабл-и. Все психол процессы сводятся в конеч счете к разл типам рефлексов. Но невозможно вычислить логически конкретное многообразие изучаемых пс-ей фактов только из формул и законов теории рефлексов. В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в пр-пе не м. заменить пс-ю, и последние работы его Психоневрол ин-та постепенно вых за рамки рефлексол подхода.

Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что научнообъясняющая ф-я, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механич и биологич причинности. Принцип механич причинности опирается на закон сохранения энергии. Все, в т. ч. и самые сложн и тонкие формы пов-я, м. рассмотреть как частные случаи действия общ закона механич причинности, т.к. все они не что иное, как кач трансформации единой матер энергии.

Однако Бехтерев не ограничивался теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией, с точки зрения кот жизнь есть сумма сложн физиол процессов, обусловленных взаимод-ем орг-ма со средой и приспособлением к среде. С этой т. зр., рефлекс есть способ установления некот относительно устойч равновесия между орг-мом и комплексом усл-й, дей-щих на него. Т.о. появляется одно из осн положений Бехтерева о том, что отд жизненные проявления орг-ма приобретают черты механич причинности и биолй направленности и имеют хар-р целостной реакции орг-ма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися усл-ями среды.

Исследуя биол мех-мы рефлекторной дти, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом хар-ре рефлексов. Он доказывал, что не сущ-ет врожд рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет соц отбор, создавая нравств лть, и, т.о., именно соц среда является источником развития чка. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются об-вом.

В Психоневрол ин-те Бехтерева был заложен опыт строго объективного иссл-я реб-ка – его пов-я, мимики, речи.

Полученные лабораторией генетич рефлексологии мат-лы позволили установить осн закон-ти психич разв-я детей раннего возр.: слуховое и зрит сосредоточение, комплекс оживления, кризис одного года, – без знания кот невозможно представить совр детскую психологию.

Бехтерев считал проблему лти одной из важнейш в пс-ии и был одним из немногих пс-гов нач XX века, кот трактовали в тот период лть как интегративное целое. Бехтерев фактически ввел в пс-ю понятия индивида, индивидуальности и лти, считая, что индивид - это биол основа, над кот надстраивается соц сфера л-ти. Большое значение имели и иссл-я стр-ры лти, в кот Бехтерев выделял пассивную и активную, сознат и бессознат части. Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознат мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на созн пов-е.

Бехтерев отстаивал очень важн мысль о том, что во взаимоотн-ях коллектива и лти приоритетной является именно лть, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя колл соотносительную дть, объединяющую людей в группы.


25. Возникн-е и основные принципы бихевиоризма Бих-зм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера. Его основополож. Дж. Уотсон, статья кот-го «Пс-я с точки зрения бих-та» положила начало направлению. В ней автор критиковал пс-ю за субъективизм и практич бесполезность. Предметом бих-зма он провозгласил изучение пов-я объективн путем и с целью служить практике. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психич считались процессы, кот начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бих-зм тем самым ликвидирует психику. В кач-ве научн предпосылок Дж. Уотсон называл исслед-я по психологии животных, особенно Э.Торндайка (изучал законом-ти адаптации организма к необыч. усл-ям. Эксперим.иссл-ал усл-я и динамику научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике), а также школу объектив. псих. Он отмечал также влияние работ И.П. Павлова и В.М.Бехтерева.Пов-е чка как предмет бих.- это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством кот индивид приспосабливается. Это совок. изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, кот следуют в ответ на раздражитель.Осн задача бихев. закл. в накоплении наблюдений над пов-ем чка с таким расчетом, чтобы в кажд дан случае при дан стимуле бих-ст мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана. Уотсон классиф. все реакции по 2-м основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными. В рез-те в поведении выдел. реакции: наруж. или видимые приобретенные (игра в теннис, открывание двери и т.п. двигательные навыки); внутр. или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутр. (скрытые) наслед. реакции желез внутр. секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.

Чк в бихев. выступает как реагирующее существо, его активная сознат. Дть игнорируется. И в то же время историч заслугой Уотсона является исследование пов-я и острая постановка проблемы объективного подхода в пс-и. Также важной яв-ся выдвинутая им задача управления пов-ем чка, нацеленность науч исследования на связь с практич задачами. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом - в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением. Уотсон эксперим. доказ.,что можно сформир. реакцию страха на нейтральный стимул.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...