Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение и истор. роль амер. функционализма (У.Джемс)




У истоков ф-зма, ставшего в начале XX в. одним из господствующих в амер. псих., стоял австр.пс-г Фр.Брентано.

Развитие ф-зма в Америке тесно связано с именем Вильяма Джемса. В его псих.работах изложен набор концепций, кот.послужили основой разл.подходов в соврем.псих-и - от бихев. до гуман.псих-и. Джемс сделал пс-ю одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был 1-ым профессором псих. в Гарвард.ун-те, создателем первой амер.псих.лаборатории (1875). Одним из осн.вопросов для него явл.иссл-ие сознания. Джемсу принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы чел. сознания, несмотря на внеш дискретность, вызванную частично бессозн.психич.процессами. Непрер.мысли объясняет возм-ть самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании (просыпаясь, чел. мгновенно осознает себя и ему не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он). Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется. Сознание селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. Иссл-е зак-ов, по кот. работает сознание, по кот.протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу пс-и. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой ф-зма Джемса и амер пс-гом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный эл-т сознания, а его поток как динамичн целостность. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух осн.его детерминант - внимания и привычки. Психика помогает в чел. практич. Дти, оптимизирует процесс соц.адаптации, повыш.шансы на успех в любой Дти.

Псих. взгляды Джемса тесно переплетены с его филос.теорией ф-зма, во главу угла кот. ставится прагматизм. Поэтому Джемс больш вн-е уделял прикладной пс-и, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теор.псих-и. Джемс уделял знач вн-е проблеме лти, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в лти познаваемый и познающий эл-ты, полагая, что познаваемый элемент - наше эмпирич Я, кот мы сознаем как нашу лть, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Больш значение имело и выделение неск частей в стр-ре эмпирич лти – физ.,соц.и дух.личности. Он описал чувства и эмоции, вызывающие разные стр-ры и части лти, - прежде всего самооценку (самодовольство и недовольство собой), о роли кот. впервые заговорил именно он. Джемс вывел ф-лу: Самоуважение = успех/притязания

Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций,указ.на связь м-у эмоциями и физиол. изм-ми (мы опечалены, пот. что плачем, приведены в ярость; боимся, потому что дрожим),т. е. он доказ., что физиол.изм-я орг-ма первичны по отн-ю к эмоциям. В псих.теорию вводилась проблема адаптивного двиг.акта, в связи с кот Джемс по-новому подходит к проблеме сознания.

Джемс соотнес сознание с его с телесн дей-ем как инструментом приспособления к среде и с особ-тями лти как системы, несводимой к совок-ти ощущений, предст-й и т.п.

Джемс много сделал для развития пс-и как самост. науки, независимой от медицины и фил-и. Хотя он и не явл.основополож. псих.школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного разв-я психол. науки, намечен широкий план необх.преобраз-й и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся амер ученым, оказавшим огр влияние не только на психол науку, но и на философию и педагогику.


Женевская псих. школа (Ж.Пиаже).

Одним из важн. источников разв-я пс-и явл. сравнит. пс-я «чел.и жив.», а затем предметом становится психика ребенка и взрослого. Осн. труд "Введение в генетич эпистемологию".В 1955 году возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по ген.эпистемологии в составе Женев.ун-та. В должности директора этого центра Пиаже состоял до конца жизни.

Свою теорию детск мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой псих. развития явл. развитие интеллекта. Доказывал, что ур-нь понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Пиаже приходит к выводу, что этапы психич разв-я - это этапы разв-я интеллекта, через кот постепенно проходит реб-к в формир-и все более адекватной схемы ситуации. Осн.этой схемы явл.логич. мышление. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация орг-ма к окр среде. При этом адаптация явл. не пассив.процессом, а актив.взаимод-ем орг-ма со средой. Эта активность – необх.условие разв-я, так как схема не дается в гот виде при рождении, нет ее и в окр мире. Схема вырабатывается только в процессе активн взаим-вия со средой.

Реб. использ. 2 мех-ма построения схемы: ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изм. при изм-и сит., наоборот, чк пытается все внеш изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющ схемы (игра, в рамках кот.реб.познает окр. Мир). Аккомодация связана с изменением гот схемы при изменении сит-и, в рез-те чего схема действительно является адекватной, полностью отражая все нюансы дан. ситуации. Сам процесс разв-я явл. чередованием ассимиляции и аккомодации. Процесс разв-я мышления - это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутр., а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрич (речи для себя) становится речью соц-ной, для других. Открыл особ-ти дет.мышл-я: эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Пиаже приходит к выводу, что психич разв-е связано с интериоризацией, т.к.первые мысл.операции - внешние, сенсомоторные - впоследствии переходят во внутр.план, превращаясь в логич., собственно мыслит. Пиаже также открывает главное св-тво этих операций - их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в кач-ве примера арифметич дей-я - сложение и вычитание, умножение и деление, кот м. б. прочитаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы. Периодизация интеллекта у Пиаже приобретает законч форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В каждой стадии выдел. 2 этапа: появление необратимой операции дан уровня, а затем развитие ее обратимости. Пиаже первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие дет.мышления, показав, что мышление реб.отлич.от мышл. взр. чка. Открытая им возм-ть понять и сформировать детск ум яв-ся величайш заслугой Пиаже.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...