Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о душе в античной психологии




Антич. фил. выработала 3 гл. способа объяснения психики исходя из того, что принималось за источник и основу души:1)пр-сы физич. мира; 2)биологическая организация; 3)сфера культурно – духовных ценностей, воплощенная в созерцании предмета. Рассмат. эти способы: 1)психофизические – согласно этому подходу психика объясняется на основе законов движения и развития материального мира. Гл. идея этого подхода явл-ся: утверждение зависимости душевных проявлений от общего строя вещей и конкретно от их физич. природы. Данную зависимость, др. философы видели в том, что содержание психических процессов черпается из вне путем проникновения в организм в-в физич. среды: н-р: логос – разум субъекта черпает свое содержание приблизительно равное при дыхании и хотя форма определения связи внеш. и внутр. достаточна наивна, но содержание этой мысли серъезно и по сути отражает одну из гл. проблем в психологии: определение места психического во всеобщей взаимосвязи материального мира. 2) способ. Психобиологич. – в первые был сформулирован Аристотелем и сужает рассмотрение зависимости психического только рамками живой природы. Согласно этому подходу психика явл. формой и одновременно способствует организации поведения живых систем. 3) Культурно – психический связывал душевную жизнь индивида, её развитие с субъектной культурой, с теми понятиями, идеями и ценностями, которые в ней выработаны. Данный подход разработан в идеалистическом направлении античной философии и сл-но духовные сущности противопоставлялись материальным и чувственно воспринимаемым вещам. Основным предметом изучения в этом направлении – Д. логического мышления, этическая регуляция поведения, к-ые играют определенную роль. Одной из особенностей античного этапа в развития науки и психологического знания яв-ся требование к личности ученым:1)наличие философского склада ума и таких качеств: аналитичность, критичность, пластичность, целостность. 2) Исследователь должен быть естественноиспытателем, т.е. его гипотезы должны основываться на наблюдаемых фактах, но критика всегда предполагает оперирование др. импирическими факторами. Должен критику объяснить, просто сказать «нет» нельзя. 3)проблема личности исследователя. Хотя в трактатах древних исследователей мы не встретим на прямую определенной личности. Формирование научного взгляда на субъекта, его сознание и психику явилось основ. направлением исследоват. д-ти учего, но традиция антич. ученых не появл. сами по себе, а опирается на достижение восточ. протонауки (Египет, Вавилон), на «греч. чудо» (Ренан) это удивительное и по силе и по глубине достижения времени опираясь на Восточ. знания, ученые создали уникальную форму познания субъекта. Уникальность определения с одной стороны ограниченность средств познания психических явлений, т.е. нет еще в науке системы методов экспериментального исследования, но формируются идее, к-ые станут определяющими для научной психологии: 1)стремление построить рационализированную и систематизированную картину внутр. мира субъекта, что составляет и сегодня основ. цель научной психологии. Знакомство с научными взглядами античности показывает, что почти все научные шк. и направления соврм. психологии в различных формах появились уже в Др. Греции. Описание последовательных образов; сенсорная адаптация, иллюзия восприятия, связи мышления и речи, открытие внут. речи в пр-ах логического познания, фантазии, чуственно – образного мышления. Словарь, к-ым пользовались античные ученые вкл. в себя современ. научн. понятия т.к. тамперамент, аффект, способности, фантазии, память, эмоции, ум, интроспекия, физика души, ассоциация и т.д.: 1) –я особенность, почти все труды ученых наз. «о природе» - наиболее частое название. В этих сочинениях рассм-ся ключевые понятия: Бог, душа и т.д.: соотношение этих понятий и дифференциация их:

а) субъекта и божества: что общего, в чем субъект приближается к божествам, какова бессмертная частица к-ая есть в каждом субъекте. Наша жизнь не всегда радость,удача. Судьба чаще приносит неуспехи и субъект ощущает себя маленьким, субъекту хочется быть защищенным и религия это обещает. Бог имеет идельн. черты характера, сл-но субъекту надо стремиться к ним и за это он будет вознагражден. Бог дает опору в горе. На этапе зарождения психологии, античн. психика понималась как источник активности тела. Взгляд Фалеса. 1-основ. Эл-т – вода – она носитель души, её ф-ия – активность, активная душа – живая. Пифагор: определял основную функцию души – стремление к совершенству и чистоте, сл-но основ. ф-ия – очищение; то душа и тело живут по разным законам тем самым утверждая ч-ка не стремится ни к чистоте ни к очищению. Т.о. души людей неравны т.к. равентсва нет в природе, сл-но нет равных душ, нет равных способов, нет равных способностей и способность не зависит от рождения, не зависит от рождения, её надо искать и подготавливать. Гераклит впервые ищет в развитии и существовании души закономерности. Он говорит, и есть закон души и разработан основ. закон ЛОГОС – ему подчинены и Боги и природа и люди. Гераклит находит первооснову в огне. В первые идея огня повляется у Гераклита. Он считает, что огонь выделил воду, воздух, землю. Осн. идея – все течет, все развивается, сл-но – душа рождается, растет, совершенствуется, стареет, умирает. Душа – нечто живое, склонное к изменению, подвержено влиянию. В первые он говорит о развитии души и один из способов развития – познание – рассматривает процессуально, как движениев к-ом выдел. 2 основ. этапа: ощущение и разум. Важно развивать разум, ему доступно то, что не видимо. Демокрит систематизировал и обобщил все имеющиеся знания. 1) вся природа и субъект состоит из атомов – ими пронизано вся материя. 2) душа так же состоит из мелких атомов, ею наделены люди. Структуры этих душ одинаковы у всех и только кол-во различаются. В первые он говорит о локализации души, она есть в голове – разумная, в груди – мужественная, в печени – вожделяющая, в органах чувств – чувственная. Она смертна. Психологические идеи Демокрита состоят в том, что он обосновал принцип детерминизма, объяснил ошибки, иллюзии восприятия в рамках теории, определ. руковод. роль эмоций в поведении субъекта, автор первой теории воспитания, как надо субъекта учить хорошо мыслить, говорить. Душа – предмет психологического знания, относится хронологич. к периоду от антич. к 16 в. Именно во второй период развития психолог. знания инф. очень ограниченно. З-ны познания как и мн. другие др. законы установл.христианством. 1)ненависть к знанию основана на опыте и разуме протиповостав. ему веру в греховность сис-го отличного от церковной доли понимания устройства и предназначения субъектной души. 2) отстаивает невозможность естественнонаучного изучения ч-ка на смену – утверждение церкви – все создано Богом.3)отказх от логического понимания и имперического наблюдения – на смену м-д откровения. 4)высмеивается одна из гл. идей – идея бескорыстного познания, на смену – идея спасения души. Особен. любого периода развитие науки определяли личности творившие в ней.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...