Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция категории бессозн-ного в психоаналитич традиции (Юнг, Адлер, Фромм)




К.Г.Юнг: аналитич пс-я. Знакомство с работами Фрейда оказало решающ влияние на науч взгляды Юнга. Однако что м\у ними сущ-ют и знач разногласия. Эти разногласия связаны с разн подходом к анализу бессозн-го. Юнг в отлич от Фрейда утверждал, что не только самое низк, но и самое высок в лти м.б. бессознательным. Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психич энергией, кот м. принимать различ формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы яв-ся заместителями др-х, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый чком, замещает что-то другое, а символ яв-ся самост-ной, живой, динамич единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психол состояние, кот испытывает чк в дан момент. Поэтому Юнг был против символич интерпр-ции снов или ассоциаций, разраб Фрейдом, считая, что необх идти вслед за символикой чка вглубь его бессозн-го.

Постепенно Юнг пришел к мысли, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейск, но и индийск, китайск, тибетск культуры, их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейш его открытий – открытию коллект бессозн-го.

Юнг считал, что стр-ра лти состоит из трех частей: коллект бессозн-го, индив бессозн-го и сознания. Если индив бессозн-е и сознание яв-ся чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллект бессозн-е – своего рода "память поколений", то психол наследство, с кот ребенок появляется на свет. Содерж-е коллект бессозн-го состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида.

Основными архетипами Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (Анимус) и Самость. Расхождения м\у Юнгом и Фрейдом больше всего относились именно к роли Тени в стр-ре лти. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ставил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание.

А.Адлер: индив пс-я. В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психол направления Фрейда. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие нек осн положениям Фрейда. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом.

Адлер стал основателем нов, социально-психол направления. Именно в развитии этих своих нов идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классич пс-зом и представляет целостн систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индив бессозн инстинктов в лти и пов-и чка, инстинктов, кот противопоставляют чка обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее соц контакты и ориентацию на др людей, –та главная сила, кот определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Однако было и нечто общее, объединявшее концепции этих трех пс-гов: все они предполагали, что чк имеет нек внутр, присущую ему одному природу, кот оказ-ет влияние на формир-е его лти. При этом Фрейд придавал решающ значение сексуальн факторам, Юнг – первичн типам мышления, а Адлер подчеркивал роль обществ интересов. В то же вр Адлер был единств из них, кто считал важнейшей тенденцией в разв-и лти стремление сохранить в целостности свою индив-ть, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею уникальности кажд чел лти, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-х годах.

Мысль о целостности и уник-ти лти яв-ся неоценимым вкладом Адлера в пс-ю. Не менее важна и введенная им идея о "творч Я". Я Адлера представляет собой индивидуализир систему, кот м. менять направление разв-я лти, интерпретируя жизн опыт чка и придавая ему различ смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, кот м. облегчить дан чку осуществление его собств, уник стиля жизни.

Теория лти Адлера яв-ся хорошо структурир-ной системой и покоится на неск осн полож-ях, объясняющих многочисл варианты и пути разв-я лти. Эти осн положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосх-ву; 3) чувство неполноц-ти и компенсации; 4) общественный интерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я.

Теория Адлера явилась своеобр антитезой фрейдовской концепции чка, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Э.Фромм. Считается наиб соц-ориентированным из всех психоаналитиков, т.к. для него соц окружение являлось не просто условием, но важнейш фактором разв-я лти. При этом Фромм под средой понимал не только ближайш окружение чка, но и то обществ устройство, при кот он живет. Фромм подчеркивал, что наиб значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, кот он и хотел объединить в своей теории. Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессозн-го в лти чка, то от Маркса – мысль о значении соц формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

Фромм пришел к выводу, что движущ силами разв-я лти яв-ся две врожд бессозн потр-ти, находящиеся в состоянии антагонизма: потр-ть в укоренении и потр-ть в индивидуализации. Эти две потр-ти яв-ся причиной внутр противоречий, конфликта мотивов у чка, кот всегда тщетно стремится соединить эти противопол тенденции в своей жизни.

Стремление примирить эти потр-ти яв-ся,с т.зр.Фромма, двигателем не только индив развития, но и общества в целом, кот также пытается уравновесить эти стремления.

Единств чувством, кот помогает чку примирить эти две противоположные потрти, яв-ся любовь в самом широк понимании этого слова.

Фромм также говорил о мех-мах психол защиты, с пом кот чк стремится избежать внутриличн конфликта. По Фромму, это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. Хотя эти мех-мы и помогают чку преодолеть внутр несоответствие, они не решают глобальных проблем.

Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутр природы: способ быть и способ иметь.

Люди, кот живут, чтобы иметь, ориентир-ны на внеш сторону, на укорененность в об-ве. Развитие по принципу быть хар-ся внутренней свободой и уверенностью в себе.

Однако гл знач-е его работ в том, что они, оставаясь в русле осн положений пс-за, отвечали и на новые, возникшие уже во втор пол XX в. вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуман пс-ей. Попытки на языке пс-за показать противоречивость позиции чка в его общении с окр-щими, роль об-ва в разв-и лти имели больш значение не только для пс-и, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики.
31. Раскрытие социально-исторической обусловленности человеческой психики во французской социологической школе.

В псих науке вопрос о соц природе сознания был спец-но поставлен фр психол шк. Основателем шк был Дюркгейм. Он стремился создать объективную соц-гию как науку об обществе, изучающую особую духовн реальность. Он ввел термин «социологизм», под кот понимал несводимость соц реальности к биол и психол явлениям. Высшие формы чел Дти имеют коллективное происхождение. Коллективн сознание отличается от индив-ного, т.к. развивается по своим законам. Кол соз-ие – это совок-ть общих верований, чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества. Он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества а не общ-во из индивидов. Коллект представление – это особый факт соц жизни, кот опр-ет видение мира отдельной лтью. Оно явл внешним по отношению к индивидуальным сознаниям, а затем постепенно интериоризируется ими. Идеи Дюркгема о разв-и колл сознания были исп-ны при изучении традиционных культур Леви-Брюлем. Он выступил с тезисом о 2х формах и типах чел мышления. В процессе разв-я чел-ва происх-т не только накопление знаний о мире но и смена типов мышления. Современный тип – логический – пришел на смену первобытного (пралогического). Первобыт-е мышл-е носит магич хар-р (мир наделен сверхъеств св-вами). Мыш-ие первоб-го чка имеет особую логику и подчиняется з-нам париципации (сопричастия) – все пр-ты сходны м/собой и имеют общую магическую силу. Такое мыш-ие причинно, не чувст-но к противоречиям, не требует док-ва фактами. Является продуктом чутья, инстинкта, слепого навыка, а не плодом размышления и суждения. Пралогич мыш-ие не образует стадию, предш-ую логическому, а они представляет собой сосуществующие типы мыш-ия. С разв-ем общ-ва сектор логич увеличивается, оттесняя мистич пралогич мыш-ие. В мыш-ие первоб-х народов пралогиеческие стр-ры преобладают. В совр общ-ве они не исчезли полностью (религия, понятие о душе). Умств д-ть однов-но рациональна и иррациональна, пралогич эл-ты сосуществуют с логическими.

Значение фр. соц шк заключается не столько в развиваемых ею предст-х о типах мышления (это наоборот подвергается критике), сколько в выдвижении нового ист-го подхода к иссл-ю чел психики. Проблема преобр-ия чел психики в ходе истор разв-я общества получила последующее раз-ие как во французской науке (К.Леви-Стросс, А.Валон), так и в др странах. Для фр и отеч пс-и общим явл-ся подход к проблеме становления внутр мира чка, кот по мнению Жане, строится в рез-те принятия высш правил, норм пов-я – социализации. Это не пассивный процесс, интериоризация присходит в рез-те активной переработки инф-и.

Влияния на взгл Пиаже.

Расшир предмета – добав коллект психику.

Добавили влияние культ фактора в истор разв-и об-ва.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...