Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разв-е пс-и в фил-и НВ: рац-зм и эмп-зм.




Историки науки отмечают, что есть периоды колич накопления знаний, а есть периоды, когда изменение кол-ва знаний приводит к их новому кач-ву. Именно таким яв-ся НВ. Это 16-17 в и особ-ти этого периода следующие:

1. науч знание с этого времени уже рассм-ся не как единое, а как разделенное на ряд напр-й. В 17 в. такими напр-ями стали механицизм, рационализм, сенсуализм, материализм, идеализм. Особ-ти периода – с одной стороны, диффер-ка знаний, а ученые строго и послед-но одной линии не придерж-ся. Напр, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Гоббс, Локк рассм-ся и как предст-ли механицизма и эмпиризма.

2. Возрождение в кач-ве гл проблемы проблемы познания, ученые е стремятся доказать возм-ти чка в постижении истины на основе знания, а не веры. В науку возвращаются такие методы как набл-е, логич рассужд, эл-ты экспер-я.

В изуч-и проблемы познания две крайние позиции представляли ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ.

Эмпиризм (Гоббс, Локк):

1. в разуме нет ничего, чего нет в ощущениях

2. единый процесс познания – это восхождение от частных заний о единич вещах к общим понятиям

3. Врожд идей нет, т.к. все понятия появ-ся в проц обу-я

4. достигнуть полной познаваемости мира нельзя, т.к. ощущения наши пассивны и на основе их мы можем познать лишь элементарн кач-ва окр мира.

Гоббс. Отвергает душу как особую сущность. Все психич ф-и - проявление Дти тела. Ощущение - итог воздействия движ объекта на чувствующего субъекта, кот реагирует движ-ем, и из него возникает образ или представление. Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля.

Гоббс выступал против теории врожденных идей Декарта. Декартовому рац-зму он противопоставляет эмпиризм в его сенсуалистич вар-те. Начало познания он видит в чувств опыте, в ощущении, источник кот - матер мир. Гоббс утверждает, что матер вещи, воздействуя на орг-м, вызывают ощущения. Ощущение - момент перехода внеш движений во внутр. Все другие психич явления производны от ощущений. По сути, речь идет об ассоц процессах. Гоббс провозглашает ассоциацию в кач-ве универс закона пс-и. Механизм ассоциации положен им в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления - рациональное познание и произвольное действие. При этом им выделялся только один вид ассоциаций - механическое сцепление психич элементов по смежности. Такой взгляд на механизмы психической деятельности у Гоббса объясняется механически-детерминистическим характером его воззрений.

Локк. Подвергает критике Декартову теорию "врожд идей". Ей он противопоставляет след полож-я: 1) не существует ни врожд идей, ни принципов; 2) ни один чел разум не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и пределом разума является опыт.

Он ставит задачу опровергнуть осн аргумент, используемый для подтверждения наличия врожд идей - всеобщее согласие. Факты убеждают, что у мал детей и умственно отсталых взр людей, дикарей отсутствуют отвлеч идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравств принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны чку от рождения. Разум чка, по Локку, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам. Источником для развития разума выступает опыт. Из него она получает материал для познания.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц):

1. познание вкл в себя 2 ступени: на первой появ-ся знания о мире на основе логич обработки данных ощущений, такие знания неполные и неадекватные. Вторая ступень – рац интуиция (интуитивное мышление) дает возм-ть истинного позания мира, т.к. там нет чувствен познания.

2. Общие понятия сущ-ют либо в виде идей, либо в виде предпосылок, но они формир-ся в мыслях чка.

3. Общность законов в мие идей и вещей есть основа истинности знания (Спиноза)

4. Познават активность чка обуславливает субъективность его заний, что не противоречит их истинности (Лейб)
10. Ф.Бэкон как основатель эмпиризма Нового времени: основные психологические идеи.

В связи с развитием анатомистич и физиологич знаний о строении и работе тела понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнед-ти тела. Б. намечает новую линию исслед-я души:

- искл из состава души органич ф-й

- отказ от изучения души как предмета, переход к описанию ее процессов

Это подготав-ло отмирание науки о душе. →Предпосылки для становления новой науки о сознании.

*развивает идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является пс-я. Все науки д б разными, но не разрывными др с др.

*Учение о чке состоит из 2 частей:

- рассм чка как такового (философия чка)

- в его отношении к об-ву (граждан философия)

* В соответствии с частями, из кот состоит ч к (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.

*Выделяет также общие вопр., охват как тело, так и душу. Это учение о личности (на примерах выдающихся историч деятелей рассм высшие проявл чел-х возможностей), учение о связи души и тела (определение душ-го сост-я по внеш проявл-м, толкование снов, влияние болезн сост тела на душу и наоб)

*Учение о душе вкл:

-науки о рациональной божественной душе – духе

-о чувствующей нерац-й душе

*В каждой душе Б. выделяет ее способности (функции)

-сп-ти чув души (сп-ти ощущения и выбора)

-сп-ти рациональной души (разум, рассужок, вообр-е, рамять, желание, воля)

*Проблемы познания: Исходит из признания объективности существующего мира. Чув-ва яв-ся исходными элементами познания. Данные чувств должны обрабат-ся разумом→необходим союз опыта и рассудка

*По Б. наука состоит в применении рац-го м-да к чув-м данным

*Познание подвержено глубочайшим заблуждениям (идолам). Искажение восприятия.

Есть:

- идолы рода (д-ют на интеллект в силу самих особ-й общей природы чел рода)

-идолы пещеры (в силу инд-й природы каж чка)

-идолы площади (как рез-т слов, в силу особ-й природы общения)

+есть идолы театра – рез-т неверных теорий, учений, законов. Лишь от них можно избавиться.

*Препятствия, стоящие на пути чел-го познания, м б либо врожденными, либо приобретенными

*Ср-во освобождения от заблуждений, главное орудие познания – метод индукции (переход от частного к общему)

∑:Он возвел индукцию в общую теорию – родонач-к эмпирич науки

Именно логика вместе с экспериментом выступает у Б. орудием, кот вооружает методом науч исслед-я.


10 Р. Декарт как основоположник рационализма Нового времени: особенности трактовки сознания и психофизической проблемы

Основу достоверности знания Декарт считал разум. Декарт выдвинул методологический пр-п - сомневаться во всем, если м. сомневаться во всем, то единственное, что не может вызывать сомнение, то это акт сомнения, акт мышления, к-ый доказывает существование «Я». Он сделал вывод, что познание духа легче, чем познание тела, т.е. нет ничего более легкого д/познания, чем дух. Д. говорил, что сущ-ет 2 субстанции: душа и тело = дуализм. Св-во души – мышление, св-во тела - протяжение, распространенность. Основной инстинкт познания – яв-ся душа. Мышление – мыслительные пр-сы, ощущение, представления, чув-ва т.е. все что сознается. Психику отождествлял с сознанием, сл-но интроспекцию как объективные метод познания психики. В содержании сознания Д. выделил 3 вида идей:

* порожденные самим ч-ом – основываются на собственном опыте, яв-ся обобщением данных органов чувств.

* приобретенные – результат обучения, общения с др. людьми.

* врожденные – содержащиеся в разуме, эти знания довольно ясные и не нуждаются в опоре на данные органов чув-в или логического обобщения. Такой подход называли рационализмом, способ при помощи к-го ч-к открывает содержание врожденных идей – рациональная интуиция. К гл. врожденным идеям относится идея Бога, «Я», числа. Рационалистическая позиция проявляется в выборе м-да познания. Такой метод рациональная интуиция. Интуиция – понимание ясного и внимательного ума. Критерием истинности – легкость и отчетливость. Кроме рациональной интуиции он говорил о дедукции (м-д док-в от общего к частному). Связь с дедукцией нужна, чтобы показать, что есть много вещей, к-ые и не самоочевидны, но доступны достоверному познанию. Выделяет 2 вида интуиции: опытная и идеальная. В интерпретации интуиции остается в стороне содержание психической жизни. Открытие рефлекса. Признавая существование 2-х независимых субстанций – души и тела, сделал вывод, что тело не нуждается в душе как источнике активности. Тело мысли как машина. Источник движения нах-ся в самом теле. Т.о. душа наделена собственной активностью, направляющей пр-сы мышления, познания, а основная функция тела – это движение, к-ое рассматривается как рефлекс. Страдательные состояние (страсти) в т. рассматриваются как результат взаимодействия с предметами окружающего и отождествляющегося с чувствами, познанием. Страсти как составляющая когнитивной оценки зависят от точности и истинности этой оценки. Активные состояния отождествлял с желаниями – к-ые исходят от нашей души и зависят только от неё. Страсти представляют собой источник активности и волевого и инстинктивного, стремящегося к самосохранению поведения.

Место, где соединяется душа с телом – гипофиз. Воздействие души на протекание рефлекса зак-ся в том, что своими желаниями она заставляет колебаться железу, направляя перемещение животных духов. Душа изменяет направление рефлекса, делая поведение волевым и целенаправленным. Выделяет 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. В первые постановку психофизической проблемы поставил Декарт, как проблему взаимоотношения 2-х разных субстанций: телесной и мыслящей, т.е. физического и психического и сл-но вначале д/обозн. этой проблемы использовался термин «психофизический», затем в 19 в. когда стала развиваться физиология – эта проблема стала называться психофизиологическая. Декарт признавал независимое существование 2-х субстанций. Каждой субстанции присущи какое-то одно гл. св-во, образующее её природу и сущность, причем с этим св-ом связаны все остальные. А именно протяженность в длину, ширину и глубину образует природу телесной субстанции, мышление же образует природу субстанции мыслящей.

«Животные духи» толкают железу, где главным образом пребывает душа и заставляет её чувствовать, но и сама душа заставляет её чувствовать, и двигаться эту железу и направляет духи куда ей нужно. Сл-но при возникновении душевных состояний развивающихся страстием душа пассивна, а их возникновение объясняется полностью порождающими их действиями тела, и наоборот, во втором случае речь идет об активных действиях души – волевые, к-ые полностью м.б. объяснены только «свободной волей» к-ая до такой степени свободна, что её нельзя никогда принудить.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...