Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция категории пов-я в необихевиоризме.




Возглавил это движ-е амер пс-г Э.Толмен.

Как и другие бих-ты, экспер работу он вел в осн на животных (белых крысах), считая, что законы пов-я яв-ся общими для всех жив существ, а наиб четко и досконально м.б. прослежены на более элементарн ур-х пов-я.

Подобно своим предшественникам, "классич бих-там", Толмен отстаивал полож-е, что иссл-е пов-я д. вестись строго объективн методом, без всяких произвольн допущений о недоступном этому методу внутр мире сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе пов-я только формулой "С – Р" и игнорировать факторы, кот играют незаменим роль в промежутке м\у ними. Эти факторы он назвал "промежут переменными".

Толмен доказывал, что эти внутр процессы можно "вывести наружу" и придать их иссл-ю такую же точность, как иссл-ю любых физич вещей. Для этого пов-е следует рассматривать не как цепочку отдельн реакций, а с т. зр. его целостной орг-ции. Такое целостн пов-е Толмен описывал как систему, связ со своим окруж-ем сетью познават отн-й.

В отличие от других бих-тов, Толмен настаивал на том, что пов-е не сводится к выработке двиг навыков. По его данным, орг-м, постепенно осваивая обстановку, строит познават ("когнитивную") карту того пути, к-му нужно следовать для решения задачи. Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бих-тов на факторы, кот регулируют адаптацию орг-ма к среде. Среди этих факторов следует выделить целевую регуляцию дей-й жив существ, их спос-ть к активной познават работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двиг навыков.

После эксптов Толмена стала очевидна недостат-ть прежн воззрений на поведение. Потребовался их пересмотр.

Новый импульс разв-ю этого напр-я дала теория Б.Скиннера, разраб-шего конц-цию "оперантного бих-зма".

Больш влияние на его науч интересы оказали иссл-я Уотсона и Павлова по форм-ю и изуч-ю условн рефлексов.

Стремясь переработать классич бих-зм, Скиннер исходил из необходимости систематич подхода к пониманию чел пов-я. Он считал необходимым исключить из иссл-я все фикции (понятия автономии, свободы, творчества), к кот прибегают пс-ги для объяснения вещей, причин кот они не знают. С его т.зр., невозможно говорить о реальн свободе чка, т.к.он никогда сам не управляет своим пов-ем, кот детерминировано внешней средой.

Одной из центр идей Скиннера яв-ся стремление понять причины пов-я и научиться им управлять. В этом отн-и он полностью разделял разработанные Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетич природу психич разв-я, исходил из того, что разв-е есть научение, кот обусловливается внеш стимулами. Скиннер разрабат-ет методы целенапр обучения и управления пов-ем.

Не только умения, но и знания предст собой вариации пов-я. Психика чка основана на рефлексах разн рода и разн степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к формир-ю рефлексов с подходом Павлова, Скиннер подчеркивал различия между ними. Условн рефлекс, формир в эксп-тах Павлова, он называл стимульн пов-ем, т.к. его формир-е связано с ассоциацией м\у разн стимулами и не зависит от собств акт-ти субъекта. В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только пов-е, операции, кот совершает субъект в дан момент. Больш значение имеет тот факт, что сложн реакция разбивается на ряд простых, следующих др за др и приводящих к нужной цели. Такой подход к формир-ю нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего, это поведение было намного устойчивее, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления.

Разработанный Скиннером метод программированного обучения давал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей.

Несмотря на эти недостатки подход Скиннера дал реальную возм-ть корректировать и направлять процесс обучения, процесс формир-я новых форм пов-я. Он оказал огр влияние на пс-ю. В современной амер науке Скиннер яв-ся одним из наиб влиятельных авторитетов. При этом наиб влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, дав возм-ть пересмотреть процесс научения и разработать нов подходы к обучению и нов программы.
27. Разв-е пр-па целостности в ГП

В те же годы, когда в США вспыхнул бихевиористский "бунт" против пс-и сознания, в Германии др группа молодых иссл-лей отвергла психол "истеблишмент" с не меньшей решительностью, чем Уотсон. Эта группа стала ядром новой науч школы, выступившей под названием ГП. Ее создание связ. с именами Вертгеймера, Келера, Коффки и Левина, заложивших основу этой школы. ГП иссл-ла целостные стр-ры, из кот сост психич поле, разрабатывая новые эксперим. методы. Т.о., в отличие от др. психол. направлений, кардинально пересмотревших предмет пс-и, представители ГП по прежнему считали, что предметом явл. иссл-е содержания психики, познават.процессов, а также стр-ры и динамики развития лти. Гл. идея ГП школы сост. в том, что в основе психики лежат не отд. эл-ты сознания, а целостные фигуры-гештальты, св-ва кот не явл суммой св-в их частей. Опровергалось представление о том, что развитие психики основывается на формир-и все новых ассоц связей, кот соединяют отд эл-ты между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, кот.определяют хар-р восприятия внеш.вида и пов-я в нем. Вертгеймер проводил эксперименты зрит. восприятия. Данные, получ.в эксперим., стимулировали критику асс-зма и заложили фундамент нового подхода к восприятию, кот.Вертгеймер обосновывал совместно с Келером, Коффкой и Левиным. Методологич.подход ГП базировался на неск.основаниях – понятиях психич.поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля заимств.из физики. ГП пришли к выводу, что психич.стр-ры располаг.в в идее разл.схем в психич.поле. Гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внеш.поля. может происходить и переструктурир-е поля, в кот.прежние стр-ры располаг по-новому, благодяря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт). Психич. гештальты изоморфны физическим и психофизическим. Процессы, происходящие в коре, сходны с теми, кот. им. место во внеш.мире и отражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и мат. (круг изоморфен овалу). ГП заимств.у Э.Гуссерля учение о том, что феномены сознания достойны быть рассмотрены сами по себе в их непосредственной интуитивной данности. Гуссерль видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Выдвинул идею феноменологического метода как "непредвзятого", освобожденного, свободного от банальных стереотипов описания психической реальности. Гештальтизм отстаивал идею целостности в противовес бихевиористскому взгляду на сложную реакцию как сумму элементарных. Гл.постулат ГП: первичными данными психологии явл.целостные стр-ры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов.


28. Принцип целостности в иссл-ях шк.К.Левина.

теория К.Левина сложилась под влиянием успехов точных наук.Заинтерес.в ун-те психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объектив.и экспериментальной. Сблизился с Коффкой, Келлером. Близость их позиций связана с общими взглядами на природу психологии, а также с попытками в качестве объективной основы экспер.псих. выбрать физику. В отличие от своих коллег Левин сосредоточился не на исслед.когнитив.процессов, а на изучении личности чел. После эмиграции он заним.гл.образом проблемами соц.псих. Свою теорию личности он назв. «теор.псих.поля». Для объяснения он использ.понятия из топологии-науки о пространств.отнош-ях между объектами, а также матем.и физики. Он исходил из того, что личн.живет и разв-ся в псих.поле окружающих ее предметов, каж.из кот.имеет опред.заряд. Эксперименты Левина доказывали, что для каж.чел. этот заряд имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, кот.для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. Левин различал 2 рода потребностей – биол.и соц. (квазипотребности). Потр.в стр-ре личности не изолированы, они нах. в связи др.с др., в опред.иерархии. Те квазипотр., кот.связаны между собой, могут обмениваться нах.в них энергией-коммуникация заряженных систем. Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение чел.более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать разл. барьеры и находить удовлетв. выход из сл.сит. Эта гибкость достигается благодаря сл.с-ме замещающих действий, кот.формир. на основе связ., коммуницирующих между собой потребностей. Человек не привязан к опред.действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности. Иссл-я формир-е замещающих дей-й, Левин разработал серию экспериментов (дети моют посуду,а в кач-ве награды приз/в контрол.эксперим. он просил реб.помочь, но кто-то уже это сделал.-были и агрессив.высказ-я в адрес конкурентов). Если предлаг.вып.др.задание – дети переключались. не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (сохранение, забывание) связ.с разрядкой или напряжением потребностей. Не только существующая в дан.момент сит-я, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеал.мотивов поведения дает возможность чел.преодолеть непоср.влияние поля, окр-их предметов, встать над полем. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, кот.возник.под влиянием непоср.сиюминут.окружения. Т.о. Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, кот.определяет поведение чел.в жизн.пространстве и явл. основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Левин показал необх-ть не только целостно го, но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и "аффект неадекватности",кот.проявляется при попытках доказать чел. неправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отриц.влияние на поведение имеет и завыш., и заниж. УП, т.к.и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой. Открытие временней перспективы и УП во многом сближает Левина с Адлером и с гуман.психологией, кот. также пришли к мысли о важности сохранения целостной личности, о необх-ти осознания человеком стр-ры своей личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...