Мягкая сила, или Почему немного доктора не помешает
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером: у остальных же кажущаяся мягкость — это в действительности просто слабость, которая легко превращается в сварливость. Франсуа де Ларошфуко
«Хорошо, хорошо, убедили, — скажете вы. — Мы хотим помогать клиенту и при этом соблюдать интересы своей компании. И понимаем, когда говорить “НЕТ”, а когда “ДА”. Но как это делать в реальной работе с такими разными и непростыми заказчиками? » Как вы помните, мы склонны использовать одну из стратегий: либо «прогибаться» под клиента из страха потерять его, либо излишне жестко отстаивать свои интересы. Ни та ни другая не приводит к партнерским отношениям. Где же золотая середина? Давайте посмотрим вокруг. Точнее, себе под ноги. Как мягкая трава пробивается сквозь твердый асфальт? Почему это вообще возможно? Попробую объяснить это так: хотя трава и мягкая, но у нее есть сильная «воля». Стремление к солнцу. И она растет, движимая этой волей. В какой-то момент асфальт не выдерживает напора ростков и... Они пробиваются наружу! Или приведу в пример холодное оружие. Знаете, в чем особенность шпаги? Ее клинок гибок и гнется под ударами противника, но не ломается. И поэтому может нанести разящий удар. Вот что такое мягкая сила. Это способность сочетать доброжелательность и вежливость с твердостью и последовательностью. Гнуться, но не ломаться. Четко обозначать свою позицию и отстаивать ее, не поддаваясь на психологическое давление со стороны клиента. При этом оставаться корректным. Если заказчик позволяет грубость, не отвечать ему тем же. Объяснять, не закипая, если клиент не понимает, и делать это столько, сколько нужно.
Как выработать такой стиль общения? Как стать мягко-сильным? Есть много разных подходов, но я расскажу о том, который работает в моем случае. Он может показаться вам странным, но... Вы когда-нибудь видели, как общается с пациентом психиатр? Однажды я наблюдал прием пациента у такого специалиста. Нет, не думайте, пациентом был не я! Врач был вежлив и корректен, доброжелателен и очень спокоен. Было интересно наблюдать, как он слушает рассказы пациента про голоса в голове и преследователей. Врач ничему не удивлялся, и, казалось, его ничем нельзя было задеть. Даже если бы пациент стал бросаться в него стулом. Он просто делал свое дело. Спрашивал, уточнял, ставил диагноз. Почему он был так неуязвим и так эффективен? Во-первых, для него это была работа, профессиональные отношения, а не личные. А если они не личные, то, что бы ни делал и ни говорил визави, это не может задеть или вывести из рабочего состояния. Во-вторых, у психиатра не было никаких ожиданий относительно пациента — ни что он окажется здоровым, ни что больным. Зеленые человечки? Хорошо! Слежка и облучение? Понятно, так и запишем! К чему это я? Надо ли относиться к клиентам как к душевнобольным? Ни в коем случае! В моей практике клиенты были в основном адекватны и профессиональны. И это большая удача. Но иногда встречались и очень сложные люди. С ними мягкая сила и «психиатрический» подход очень выручают. Если отношения с клиентом скорее рабочие, чем личные, то вам гораздо проще воспринимать его странное или неэтичное поведение. Именно поэтому, как я уже объяснял, дружба с заказчиком — это не всегда хорошо. И если вы не имеете никаких ожиданий относительно клиента (например, что он должен быть адекватен, понимать все правильно и т. п. ), то вас труднее выбить из колеи. Представляйте, что вы — доктор и находитесь здесь для того, чтобы помочь пациенту (клиенту). А он может быть любым. Профессиональным или не очень. Умным или недалеким. Вежливым или грубым. Тут уж как повезет. И неприятных пациентов кому-то надо лечить, хотя это никому не нравится.
У меня была одна клиентка, мы делали для ее компании мультимедиапрезентацию годового отчета. Мнения и пожелания этой молодой и экспрессивной дамы менялись каждый день. Периодически у нее случались беспричинные истерики с претензиями и обвинениями нас в непрофессионализме. А потом они сменялись периодами адекватности. С большим трудом, но мы сделали проект и даже были рекомендованы клиенткой другой компании, с которой потом долго сотрудничали. Если бы я не использовал мягкую силу и не проводил с той дамой психотерапевтическую работу, мы бы расстались крайне разочарованными друг другом. Вот так это работает в моей практике. Но есть одна проблемка. Точнее, проблема. Даже ПРОБЛЕМИЩА. Быть мягко-сильным не всегда легко. Особенно в ситуациях, когда заказчику надо отказать или не согласиться с чем-то важным для него. Как же действовать в таких случаях?
Глава 21
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|