1 • Международное сотрудничество и практическая техничес-Кая помощь в укреплении законности: содействие осуществлению
1 • Международное сотрудничество и практическая техничес-Кая помощь в укреплении законности: содействие осуществлению программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. При этом отмечалось, что преступность стала сегодня одной из самых серьезных проблем в мире. Она создает угрозу для развития и безопасности государств. Многочисленные преступные группировки осуществляют свою деятельность на международном уровне и рассматривают государственные границы не как барьеры, а как коммерческие возможности. Поэтому предупреждение преступности должно стать первоочередной задачей государств. Для предотвращения трагических ситуаций необходимо сотрудничество всех государств. ООН должна взять на себя координирующую роль на глобальном уровне. Она могла бы проводить сравнительные исследования, собирать информацию о состоянии и динамике преступности, разрабатывать общие профилактические меры и своевременно распространять все это с помощью использования баз данных и электронных информационных сетей. При этом техническую помощь и сотрудничество в борьбе с международной преступностью следует рассматривать не как гуманитарный акт, а как инвестирование в процесс развития государств и цивилизации в целом. Планирование предупредительной деятельности должно осуществляться не только на национальном, но и на региональном уровнях. При этом следует использовать Информационные сети ООН в области уголовного правосудия (ИСООНУП). На международном уровне в первую очередь следует усилить борьбу с такими деяниями, как ксенофобия (проявление ненависти к трудящимся-мигрантам), незаконное распространение огнестрельного оружия, экономические преступления, торговля женщинами и детьми, насилие в их отношении, фальшивомонетничество, контрабанда слоновой кости и исчезающих видов растений и животных. В качестве положительного примера международного сотрудничества приводился Европейский союз, в рамках которого налажено высокоЗффек-тивное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, в оказании правовой помощи странам Восточной Европы.
В решениях Конгресса по этому вопросу подчеркивалась необходимость совершенствования типовых договоров ООН о передаче заключенных-иностранцев, о выдаче преступников и взаимной помощи в области уголовного права. 2. Меры по борьбе с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью и роль уголовного в охране окружающей среды: национальный опыт и международное сотрудничество. При обсуждении этого вопроса, а также в соответствующей резолюции было отмечено, что транснациональные преступные группировки действуют по всему миру, их преступные операции законспирированы и организованны. Поэтому меры, предпринимаемые государства-МИ) должны носить глобальный характер. Особую опасность представляют незаконный оборот наркотиков, контрабанда незаконных мигрантов, незаконная торговля и контрабанда оружием и боеприпасами, контрабанда стратегических материалов, ресурсов, автомобилей и других средств. Растут масштабы подделок кредитных карточек и преступлений в сфере банковской деятельности. Меняют свои преступные методы международные террористы, которые используют те же каналы, что и организованные преступные группировки. При назначении наказаний террористам нельзя забывать о жертвах их преступной деятельности и защите прав человека. При этом нельзя отождествлять террористические преступления и законную борьбу национально-освободительных движений против иностранной оккупации.
Растущую озабоченность вызывают международные проблемы охраны окружающей среды, что свидетельствует о более глубоком понимании общественностью угрозы качеству жизни, создаваемой загрязнением окружающей среды. Однако национальное законодательство пока не регулирует вопросы, связанные с уголовной ответственностью физических и юридических лиц. Высказывались предложения, направленные на то, чтобы преступления против окружающей среды наказывались так же строго, как и другие, более традиционные, что действующие национальные и международные нормы являются недостаточными в деле усиления борьбы с преступными посягательствами на окружающую среду. Поэтому концепция международного уголовного права в деле охраны окружающей среды требует своего дальнейшего уточнения. Поставлен вопрос о введении корпоративной уголовной ответственности предприятий и муниципальных властей за причинение экологического ущерба при ликвидации отходов, строительстве различных сооружений и водоочистных комплексов. К юридическим лицам могут быть применены в качестве санкций крупные денежные штрафы, роспуск или закрытие организаций-нарушителей, отказ от заключения с ними контрактов, введение судебного надзора, ограничение их деятельности, конфискация имущества и обнародование судебного решения. При этом корпоративная ответственность не освобождает от уголовной ответственности виновных физических лиц. В этой же связи поставлена задача разработки категории общего экологического правонарушения, разрешения вопросов юрисдикции в отношении трансграничных экологических преступлений, а также возможность создания Международного трибунала для судебного преследования и разбирательства по делам транснациональных экологических преступлений. Впервые на IX Конгрессе проводились семинары-практикумы, на которых практические работники правоохранительных органов и ученые, обменивались своим опытом, знаниями и технологией борьбы с международной преступностью и вырабатывали соответствующие практические рекомендации1.
Таким образом, Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями являются важнейшими глобальными форумами по координации усилий государств, международных организаций и всего человечества по борьбе с преступностью, ее предупреждению и унификации международного уголовного права. Рекомендации Конгрессов закрепляются в резолюциях ЭКОСОС Генеральной Ассамблеи ООН, которая принимает и открывает для подписания государствами важнейших международных договоров универсального характера, направленных на борьбу с международной преступностью. Так, под эгидой ООН, ведущей борьбу с незаконным оборотом наркотиков, были разработаны и приняты: — Единая конвенция 1961 г. о наркотических средствах — Конвенция 1971 по психотропных веществах (вступила — Протокол 1972 г. о поправках к Единой конвенции о нар 1 См.: Доклад IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каир, 29 апреля — 8 мая 1995 г. — Конвенция 1988 г. о борьбе против незаконного оборота Со времени своего основания ООН, руководствуясь принципами своего Устава, с помощью других органов и специализированных учреждений, прежде всего со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организацией (И МО), а также Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), создали на глобальном уровне международно-правовую основу для успешной борьбы с международной преступностью. Сюда относится целый ряд универсальных конвенций, таких, как:
—Конвенция о предупреждении преступления геноцида и —Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуата —Дополнительная конвенция об упразднении рабства, ра —Международная конвенция о пресечении преступления —Токийская конвенция о преступлениях и некоторых дру —Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воз —Монреальская конвенция о борьбе с незаконными акта —Конвенция о неприменимости сроков давности к военным —Конвенция о предотвращении и наказании преступле —Международная конвенция о борьбе с захватом залож
— Конвенция о физической защите ядерного материала — Конвенция против пыток и других жестоких, бесчело — Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задер — Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направ — Римский протокол о борьбе с незаконными актами, на — Второй факультативный протокол к Международному — Декларация о защите всех лиц от насильственных исчез — Конвенция о маркировке пластических взрывчатых ве — Устав Международного трибунала для судебного пресле — Устав Международного трибунала по Руанде для судеб
В развитии международного уголовного права большую роль играет Комиссия международного права ООН. В этой связи уместно ознакомиться с двумя разрабатываемыми Комиссией документами — проектом кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и проектом статута международного уголовного суда. В 1954 г. по решению ГА ООН Комиссия международного права разработала проект Кодекса международных преступлений. Однако обстановка «холодной войны» не позволила представителям противоборствующих блоков и разных стран прийти к единому мнению о сущности «агрессии» и других ключевых вопросов и норм, включенных в этот проект. После принятия ГА ООН резолюции в 1974 г. об определении агрессии Комиссия международного права продолжила эту работу. И только в 1991 п на своей очередной сессии Комиссия приняла в первом чтении проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и представила его Генеральному Секретарю ООН. В общей части этого проекта дается определение преступления по международному праву, раскрываются вопросы со- участия, покушения на преступление, мотивы, ответственность государств, выдачи преступников, преступного приказа и ответственности начальников, а также некоторые принципы международного уголовного судопроизводства. При указании на отсутствие обратной силы подчеркивается: «Ничто в настоящей статье не мешает судить и наказывать любое лицо за любое деяние, которое в момент его совершения являлось преступным в соответствии с международным правом или внутригосударственным правом, применимым в соответствии с международным правом» (ст. 10). В особенной части проекта предусмотрена ответственность за агрессию, колониализм, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, военные преступления, наемничество, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, вмешательство, а также преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде1. По сообщению официальных источников, после обсуждения проекта кодекса в соответствующих подразделениях ООН, в других международных организациях, конференциях и в ряде государств Комиссия международного права приступила ко второму чтению проекта этого важного документа. Несомненно, что данный Кодекс займет основное место среди источников международного уголовного права2. Не случайны поэтому рекомендации VIII Конгресса о необходимости поощрения работы Комиссии международного права по кодификации международного уголовного права и ее деятельности по учреждению международного уголовного суда3. Необходимость создания в рамках ООН международного судебного органа объективно связана с ростом международной преступности в мирное время. Если международный терроризм, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотических средств и другие уголовные преступления международного характера посягают на правопорядок и интересы многих государств, то и совершившие эти преступления лица должны нести ответственность не перед судом одного государства, а перед международным судом. Относительно международных преступлений такая практика укоренилась с 1946 г. и деятельность Международных трибуналов признана мировым сообществом. 1 См.: Приложение 8. — С. 220—229. г См.: Хроника ООН, март 1995. — С. 41. См.: указ. Сборник стандартов и норм ООН... С. 77. Одним из главных доводов в пользу такого суда является известная формула о ничтожности норм права без аппарата принуждения к их исполнению. Так и международное уголовное право не сможет быть полезным сообществу государств и получить мировое признание до тех пор, пока не будет создан Международный уголовный суд, который будет назначать предусмотренные здесь уголовные санкции и контролировать их принудительное исполнение. В юридической литературе подробно исследованы вопросы необходимости создания такого суда, позиции его противников, история и другие вопросы1. Отметим лишь, что в 1993 г. ГА ООН в своей резолюции предложила Комиссии международного права подготовить проект статута международного уголовного суда в первоочередном порядке. В 1994 г. проект, состоящий из 60 статей, был принят на 46 сессии Комиссии и передан ГА ООН для рассмотрения. Юрисдикция Суда будет распространяться на акты агрессии, геноцид, апартеид, особо серьезные военные преступления, систематические или массовые нарушения прав человека, захват заложников, бандитизм и незаконный оборот наркотиков. Проект состоит из 8 частей: учреждение Суда, состав и административное управление Судом, юрисдикция, расследование и уголовное преследование, судебное разбирательство, обжалование и пересмотр, международное сотрудничество и судебная помощь, а также исполнение приговора. Не исключается и юрисдикция национальных судов в отношении названных выше преступлений. Для того чтобы Суд обладал дискреционным правом в отношении того или иного конкретного уголовного дела, его юрисдикция по аналогии с Международным судом ООН должна быть признана государством, в котором подозреваемый содержится под стражей, либо на территории которого совершено преступление, либо которое в соответствии с международным соглашением обратилось с просьбой о выдаче подозреваемого в целях уголовного пре- 1 См., например, Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. — М.: 1994; Верещетин В. С. Международный уголовный суд: новые перспективы (К рассмотрению вопросов в Комиссии международного права ООН)// Московский журнал международного права, 1993, № 2. С. 3—13; Кол-басов О. С. Международный экологический суд// Советское государство и право, 1991, № 9. С. 147—149; Латыпов У. Р. О создании механизма расследования актов международного терроризма// Советское государство и право, 1990, № 9; Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. — М.: Юрист, 1993; Полянский Н. Н. Международное правосудие и преступники войны. — М.: 1945. ледования. ст 23 проекта устанавливает, что Суд также обладает юрисдикцией в отношении преступлений, переданных ему Советом Безопасности ООН, который принимает меры на основании главы VII Устава ООН, когда речь идет о поддержании международного мира и безопасности. Однако здесь же говорится, что «уголовное преследование не может быть возбуждено в связи с ситуацией, которой занимается Совет как ситуацией, представляющей угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, если Совет безопасности не примет иного решения». Большое значение в деятельности ООН имеет разработка и принятие долгосрочных планов и программ. Среди них Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития. В них определена комплексная стратегия деятельности государств и международных организаций в сфере борьбы с преступностью и содержится призыв к активизации этой деятельности путем укрепления законности, совершенствования международного уголовного права, при соблюдении прав человека и групп населения. В документе вновь подтверждается важное значение реформы систем уголовного правосудия для эффективной борьбы с преступностью, а также необходимость включения политики в области предупреждения преступности в национальные планы развития и расширения международного научно-технического сотрудничества в этих областях1. Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия впервые разрабатывалась в начале 50-х годов и успешно функционировала. Однако повсеместный рост масштабов преступности и недостаточное финансирование снизило эффективность проводимых в ее рамках мероприятий. В связи с этим в 1991 г. по инициативе Экономического и Социального Совета ООН в Париже было созвано Совещание на уровне министров по созданию эффективной программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. В ее основу положены два принятых на Совещании документа: Декларация принципов и Программа действий ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия2. На 77-м пленарном заседании 18 декабря '991 г. оба этих документа были приняты специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. См., Приложение 2. — С. 183—190. См., Приложение 1. — С. 172—182. Здесь подчеркнута цель Программы: оказание государствам такой практической помощи, как сбор данных, обмен информацией, опытом, подготовка кадров для выполнения задач по предупреждению преступности как на национальном, так и на международном уровнях, принятие более эффективных мер по борьбе с международной преступностью. Программа также рассчитана на оказание государствам технической помощи, консультативных услуг в деле планирования и осуществления национальных программ предупреждения преступности, разработка и внедрение учебных программ, организация учебных курсов и семинаров при подготовке специалистов. Среди принципов борьбы с преступностью названы поддержание мира, демократии, прогресса развития человечества, повышение качества жизни человека; необходимость сотрудничества государств и международных организаций, оказание взаимной правовой помощи; принятие государствами адекватных ответных мер на рост преступности; совершенствование уголовного правосудия, которое является краеугольным камнем цивилизации, и др. В принятой Программе подробно сформулированы ее цели, сфера действия, первоочередные задачи, а также компетенция и структура управления следующих органов, непосредственно осуществляющих деятельность и выполнение Программы: а) Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию; б) Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; в) Секретариат программы; г) Секторы предупреждения преступности и уголовного правосудия Секретариата ООН и отделения ООН в Вене; д) Институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Футю (Япония), Риме, Сан-Хосе (Коста-Рика), Хельсинки и Кампале (Уганда); е) Сеть назначаемых правительствами национальных корреспондентов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия для поддержания прямой связи с секретариатом и другими органами программы; ж) Глобальная информационная сеть в области преступности и уголовного правосудия в целях содействия сбору, анализу, обмену и распространению информации, а также представление государствами на регулярной основе и по запросу Генерального секретаря ООН данных о динамике, структуре и масштабах преступности; з) Межправительственные и неправительственные организации, сотрудничающие с ООН в деле борьбы с преступностью и ее предУ' преждением. В заключительных нормах названной Программы регули-пуются вопросы ее финансирования. При этом отмечается, что Финансирование осуществляется в основном за счет регулярного бюджета ООН. Однако средства, выделенные на оказание технической помощи, могут быть дополнены прямыми добровольными взносами государств-участников и заинтересованных финансовых учреждений. Для этих целей создается фонд ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Кроме этого, государствам предложено выделять средства на осуществление оперативных мероприятий Программы, а также организации командировок персонала на курсы и семинары, предоставления необходимого оборудования и услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|