Методика № 7. Изучение предпочтительного типа
Профессии (по Климову Е.А.) Цель: изучение ориентировочного предпочтения типа будущей специальности на основе самооценки. Инструкция: прослушайте внимательно каждое утверждение (всего их 30). Если согласны, поставьте знак ”+”; если не согласны, поставьте знак ”-”. Если колеблетесь, подумайте, как чаще всего поступаете в подобной ситуации и поставьте либо ”+”, либо ”-”. Текст вопросника. 1. Легко (без внутренней напряженности) вступаю в общение с новыми людьми. 2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (шить, вязать, чинить и пр.). 3. Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты; окружающие считают, что это мне удается. 4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями, животными. 5. Охотно и подолгу могу подсчитывать, вычислять, чертить. 6. Охотно провожу время со сверстниками или младшими детьми, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь в чем-то. 7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными, растениями. 8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах. 9. Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. 10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства. 11. Охотно читаю о растительном, животном мире. 12. Активно участвую в художественной самодеятельности. 13. Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. 14. Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки, сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами. 15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками, младшими детьми. 16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой. 17. Результаты моего художественного творчества одобряют совершенно незнакомые мне люди.
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами – растениями, животными. 19. Обычно, как считают окружающие, мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме. 20. Почти никогда и ни с кем на спорю, не ссорюсь, не скандалю. 21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые мне люди. 22. Без особого труда, легко и быстро усваиваю иностранные слова. 23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям. 24. Подолгу, не уставая могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием, танцами и пр.). 25. Стараюсь повлиять на ход развития растительных, животных организмов. 26. Люблю разбирать в устройстве механизмов, машин, приборов. 27. Мне обычно удается убедить сверстников, младших детей в целесообразности того или иного плана действия. 28. Охотно наблюдая за животными, рассматриваю растения. 29. Охотно читаю научн-популярную литературу, публицистику, рефераты. 30. Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства, пробую свои силы в живописи, музыке, танцах, пению и т.п. Обработка результатов.
Интерпретация результатов: в таблицу заносятся только положительные ответы («+»), в соответствии с данными таблицы за них начисляется 1 или 2 балла. Подсчитывается общее количество баллов по каждому профессиональному типу.
Тип профессии по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира: ”П” – ”человек – природа” (полеводы, животноводы, фермеры, агрономы, экологи и пр.); ”Т” – ”человек – техника” (шофер, инженер, слесарь, механик, электрик и пр.); ”З” – ”человек – знаковая система” (бухгалтер, кассир, переводчик, наборщик, машинистка и пр.); ”Х” – ”человек – художественный образ” (певцы, танцоры, артисты, музыканты, художники и пр.); ”Ч” – ”человек – человек” (врачи, педагоги, вожатые, воспитатели, стюардессы, официанты и пр.). При количестве набранных баллов 6 и выше, тип выбираемых профессий достигает высокого уровня. При 0-3 баллах – тип профессии не желателен для испытуемого (низкий уровень выраженности). Методика №8. Профессиональная рефлексия педагогического общения. Изучение мнения учащихся о собственных качествах личности, проявляющихся в педагогическом общении. Цели: развитие понятия о профессиональной рефлексии: «открытость в общении», «понимание другого человека в общении» и др.; развитие наблюдательности, пытливости, научного стиля мышления, обращенных студентом на самого себя; создание условий для формирования адекватной и позитивной профессиональной самооценки; воспитание отношения к ученику как к субъекту учебной деятельности и межличностных отношений, чье мнение имеет большое значение для профессионального становления личности педагога.
Содержание основных этапов работы над этим заданием 1 этап. Исследование студентом собственного общения с учащимися методом самонаблюдения, а также оценка собственных взаимодействий с учащимися по специальным шкалам. Фактором, повышающим качество выполнения первого этапа, является ведение дневника самонаблюдения, в котором фиксируются факты, относящиеся к своему поведению в различных ситуациях школьной жизни. Наверняка на уроках или переменах имели место какие-то взаимодействия с учащимися, которые вспоминаются в первую очередь, потому что вызвали те или иные «движения души»: какую-то неопределенную грусть, сожаление, досаду или наоборот, чувство удовлетворенности своими действиями, переживание успеха в общении с учащимися. С такими фактами и надо работать.
Завершается этот этап заполнением таблицы 1, в которой предлагается ряд шкал с противоположными значениями того или иного признака. Пространство каждой шкалы между противоположными значениями от +3 до –3. Так, если по шкале А Вы оцениваете себя в целом положительно, то надо еще решить, насколько положительно. Если Вы считаете, что Ваша открытость в общении весьма выражена, ставится знак «v» в колонку «+3»; выражена – «+2»; слабо выражена – «+1», не выражена – «0». В случае отрицательной оценки себя по данной шкале следует поступить аналогично, но ставить знак «v» уже в колонке с отрицательным значением признака. Заполнять таблицу рекомендуется приблизительно за две недели до окончания педагогической практики. Таблица 1.
2 этап. Проверка предположений, сделанных на первом этапе, изучение того, как школьники фактически воспринимают Вас. Заполняется таблица 2, но теперь уже учащимися.
Перед этим Вы должны обратиться к классу, в котором исполняете обязанности классного руководителя (или просто к классу, в котором Вы работали больше, чем в других), приблизительно со следующими словами: Я нахожусь в самом начале своей педагогической деятельности, поэтому мне очень хотелось бы узнать ваше мнение обо мне. Оно, несомненно, будет для меня очень полезным. Сейчас я попрошу вас оценить меня по нескольким признакам. Прошу также учесть, что ваше мнение будет тем полезнее для меня, чем оно искреннее. Поэтому постарайтесь, пожалуйста, ни приукрашивать, ни очернять меня. Сейчас я предложу вам таблицу и дам соответствующие пояснения. Необходимые пояснения даются после раздачи учащимся копий таблицы 2. По окончании исследования нужно не забыть поблагодарить учащихся за ответы. Обработав полученные результаты, Вы получите средние значения по шкалам. После этого можно приступить к сравнительному анализу своей профессиональной самооценки и оценки, полученной от учащихся. Удобно построить график, в котором оба результата совмещены. Взяв в качестве примера произвольный случай, можно показать вид графика (см. рис. 1) и способ вычисления коэффициента адекватности рефлексии. Искомый коэффициент можно подсчитать по формуле: k = 1 - , где - сумма разностей между самооценкой студента и средней оценкой, данной учащимися по всем шкалам, взятая по абсолютной величине. Для нашего произвольного случая = 0,5 + 0,31 + 0 + 0,71 + 1,73 + +0,38 + 3,41 + 1,24 = 8,28. k = 1 – 8,28/48 = 1 – 0,17 = 0,83. Таблица 2
Математический результат, конечно, обедняет действительность. Поэтому объясните выявившиеся различия по шкалам в тех случаях, когда они значительны.
А Б В Г Д Е Ж З - мнение учащихся - Ваше мнение о себе Рис. 1 3 Этап. Составьте рекомендации себе на будущее. Они составляются в свободной форме, однако важно, чтобы они логически выводились из содержания предыдущих этапов. Особое значение надо придать фактам большого отставания оценки учащихся от Вашей самооценки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|