Схема психологического анализа урока
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 1.Целеполагание Перед посещением урока учителя или студента-практиканта рекомендуется провести беседу, в ходе которой выяснить, какую цель ставит перед собой учитель и какие задачи он планирует решить в ходе урока. Предметом обсуждения тут могут быть приблизительно такие позиции: 1.1.В чем заключаются цели урока? Каковы они с точки зрения встроенности в логику изучения других тем? 1.2.Какова по замыслу структура урока? Можно ли сказать, что она логически соответствует его целям? Как определяется состав знаний, умственных действий, способов мышления, умений, навыков и т.д., над которым предстоит работать с учащимися? 1.3.Как предполагается учитывать наличный уровень 1.4.Есть ли в составе целей урока замыслы, относящиеся к построению (развитию) отношений с учащимися, к педагогическому общению? 2. Психология организации познавательной активности учащихся Выделим и здесь несколько позиций анализа: 2.1. Как и насколько успешно учитель влиял на внимание учащихся, может быть, он использовал какие-либо специальные способы организации внимания? 2.2. Если имело место объяснительно-иллюстративное 2.3.Если учащиеся выполняли упражнения, решали задачи, то что можно сказать о степени новизны каждого задания по отношению к предыдущему? Выделялись ли при этом какие-нибудь общие способы решения класса задач, приемы умственной деятельности? 2.4.Какие логические формы мышления (индукция, дедукция и др.), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), эвристические (творческие) процессы инициировались деятельностью учителя?
2.5.Если имело место проблемное обучение, то какова 2.6.Использовались ли какие-нибудь формы совместной учебной деятельности школьников? Как комплектовались малые группы, как работали учащиеся в группах с точки зрения психологии сотрудничества и общения? 2.7.Имели ли место какие-нибудь способы дифференциации или индивидуализации работы учащихся на уроке, насколько они эффективны? 3. Мотивация учебной деятельности школьников Суть данного аспекта анализа урока заключается в том, чтобы установить, на какие мотивы учения школьников ориентируется учитель, какие из них он вызывает и «прививает» своими действиями. Так, позиции 3.1—3.5 характеризуют активизацию познавательных мотивов учения, остальные позиции — социальных. 3.1.Подчеркивал ли учитель важность, необходимость 3.2.Опирался ли он на жизненный опыт учащихся, их Ставил ли вопросы, вовлекающие школьников в процесс изучения материала, «открытия» новых знаний, способов действия, решения задач? 3.4.Приобщал ли учащихся к формированию (формулированию) целей, частных задач урока? 3.5.Использовал ли учитель разнообразные способы организации познавательной деятельности школьников? 3.6. «Включал» ли педагог мотивы соревнования, самоутверждения?
3.7.Если имели место групповые формы учебной деятельности, то в какой мере они способствовали появлению у школьников заинтересованности в успехе одноклассника? 3.8.Можно ли сказать, что учащиеся в основном с желанием, пристрастно работали на уроке? Может быть, урок дал информацию об учащихся как о субъектах учения? 4. Стиль педагогического общения Провести анализ стиля общения можно по следующим позициям: 4.1. Каков эмоциональный тонус работы педагога: он 4.2. Имеет ли место акцентирование мыслей и чувств 4.3. Склонен ли педагог одобрять, хвалить или как-то иначе эмоционально поощрять школьников за удачную мысль и хорошо выполненную работу? Как именно он это делает? Тактичен ли учитель в реагировании на неудачные ответы? Как выражает неудовольствие ходом дела? Чувствуют ли учащиеся эмоциональную поддержку со стороны педагога в трудных ситуациях? 4.4. Имели ли место дисциплинирующие воздействия на уроке? Можно ли сказать, что они осуществлялись с сохранением уважения к личности школьника, что они индивидуализированы? А может быть, учитель был при этом бестактен, легко переходил на угрозы и другие отчуждающие от учащихся формы поведения? 4.5. Каково общее впечатление о стиле педагогического 5. Профессиональная рефлексия Мнение педагога о собственном уроке, его самоанализ дают ценнейшую информацию о его творческих возможностях, профессиональной и общей самооценке, о его характере. Особое значение тут можно придать следующим позициям: 5.1. Считает ли учитель, что цели урока достигнуты, что
5.2. Если урок в чем-то не удался, то чем педагог это 5.3. Намечает ли он конструктивные пути преодоления
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Не следует исходить из того, что все приведенные позиции являются обязательными для анализа любого урока. Наряду с этим, при творческом отношении к делу, вполне могут появиться позиции анализа, которых в нашей схеме не оказалось. Возможно, что окажется приемлемым предлагаемый в таблице порядок ведения записей во время посещения урока. Таблица
ЛИТЕРАТУРА
Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. — 1984. — №2. Зимняя И А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону, 1997. Кан-Калик ВЛ. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. Реан АЛ., Коломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1981.
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:
4. Дневник наблюдения за классным коллективом.
5. Психолого-педагогическую характеристику обследуемой группы, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического изучения).
6. Материалы психологического анализа урока учителя-предметника или одного из студентов-практикантов.
Документацию, предусмотренную программой практики, необходимо своевременно оформить и сдать в трехдневный срок по окончанию практики на кафедру психологии.
Основная литература
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-ое изд. – Л.: ЛГУ, 1988. 2. Галанов А.С. Психодиагностика детей.- М., 2002. 3. Галанов А.С. Рабочая тетрадь: Психодиагностика детей.- М., 2002. 4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений. В 2-х кн. – М., 1994. 5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1993. 6. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других: Составители Р.Римская, С.Римский.- М., 2001. 7. Психологические задания к педагогической практике студентов / Под ред. А.Э. Штейнмеца. – М., 2002. 8. Рабочая книга школьного психолога /Дубровина И.В., Акимов М.К. и др. /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2 кн. – М., 2002. 10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д., 2003. 11. Шевандрин И.И. Основы психологической диагностики. В 3-х ч. – М., 2003.
Дополнительная литература 1. Аграшенков А. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. – М., 1997. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Контрольные работы по психологии. – М., 1985. 3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 1991. 4. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога: кн. Для учителей и родителей. – М., 1990. 5. Ильин Е.Л. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. – 1988. - №6. 6. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1987. 7. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учеб. пособие для вузов. – М., 1999. 8. Козлов Н. Как относится к себе и людям или практическая психология на каждый день. – М., 1997. 9. Непрерывная школьная практика по психологии /Под ред. А.И. Щербакова.- Л., 1987. 10. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. 11. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003. 12. Руководство по педагогической (учебно-воспитательной) практике для студентов математико-технологического факультета (физико-математического отделения) /Состав. Бирюков С.М., Бурлакова Т.В., Муравьева Г.Е. и др. – Шуя.,1995. 13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.,1993. 14. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – М., 1997. 15. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.,1998. 16. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М., 1988.
Подписано к печати 28.06.2004 г. Формат 60х84/16 Бумага 80 г/м2. Печать ризография. Гарнитура Таймс. Усл.печ.листов 5,58. Тираж 100 экз. Заказ 158.
___________________________________________________________________ Отпечатано в частном предприятии «Полиграфия-Центр». 155908, Ивановская область, г.Шуя, ул.Свердлова, 5. Тел.:(09351)3-23-54
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|