В связи с вышеизложенным предлагается следующее.
В связи с вышеизложенным предлагается следующее. 1. Сохранить отдельные Закон о МКА и ФЗ о третейских судах с одновременной гармонизацией процессуальных норм ФЗ о третейских судах на основе действующих норм Закона о МКА. 2. В рамках проводимой гармонизации в максимально возможной степени сохранить существующий текст Закона о МКА, основанный на Типовом законе, с добавлением исключительно отсылочных норм по вопросам, выходящим за пределы регулирования Типового закона, которые сейчас вообще не регулируются Законом о МКА (требования к арбитрам, ответственность третейских институтов, требования к создаваемым в Российской Федерации третейским институтам, администрирующим третейское разбирательство в сфере МКА), к тексту ФЗ о третейских судах, который, таким образом, будет регулировать указанные вопросы как в отношении МКА, так и в отношении " внутреннего" третейского разбирательства. 3. Привести положения, устанавливающие сферу действия Закона о МКА, в соответствие с положениями Типового закона. 4. Предусмотреть переходные положения, в соответствии с которыми существующие институты МКА (в том числе Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - " МКАС при ТПП РФ" ) могут до принятия новых регламентов или изменений к регламентам продолжать администрировать " внутренние" споры, в том числе с участием российских компаний с иностранным участием (" предприятий с иностранными инвестициями" ), в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями. 5. Устранить противоречия между Законом о МКА и ФЗ о третейских судах, с одной стороны, и АПК РФ, ГПК РФ, с другой стороны. Сохранить нормы об отмене и отказе в признании и принудительном исполнении в Законе о МКА и ФЗ о третейских судах, АПК РФ и ГПК РФ.
III. Требования в отношении третейских институтов
В настоящее время в рамках Закона о МКА процедура создания третейских институтов не урегулирована. Кроме того, действующий Закон о МКА прямо не решает вопроса о том, имеют ли право третейские институты администрировать МКА при отсутствии соответствующих Приложений к Закону о МКА (по примеру существующих Приложений, относящихся, соответственно, к МКАС при ТПП РФ и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - " МАК при ТПП РФ" ). В рамках ФЗ о третейских судах предусмотрено, что в Российской Федерации могут создаваться постоянно действующие третейские суды и третейские суды ad hoc (пункт 1 статьи 3). Предусмотрено, что арбитражные (третейские) институты могут создаваться при торговых палатах, организаторах торговли, общественных объединениях и иных организациях - юридических лицах (пункт 2 статьи 3), при этом постоянно действующие третейские суды не могут быть организованы при органах государственной власти и местного самоуправления (там же). Третейский институт считается образованным, когда учредитель принял решение о его образовании, утвердил положение о нем и обязательный либо рекомендательный список третейских судей (арбитров) (пункт 3 статьи 3). Организация - учредитель третейского института направляет документы о его образовании в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на территории, где осуществляет свою деятельность третейский суд (пункт 4 статьи 3). В рамках действующего законодательства о третейских судах фактически нет гарантий против злоупотреблений при создании и функционировании третейских институтов. Наличие многочисленных злоупотреблений требует принятия мер, направленных на обеспечение сторонам минимальных гарантий справедливого и беспристрастного разбирательства. В зарубежных юрисдикциях подобные специальные меры не применяются, но общая ситуация в правоприменительной практике в области третейского разбирательства в этих странах значительно отличается в лучшую сторону от российской практики.
В связи с вышеизложенным предлагается следующее. 1. В соответствии с современной мировой практикой не вводить никаких специфических дополнительных требований к созданию и ведению деятельности третейских судов ad hoc. 2. Разрешить создание постоянно действующих третейских институтов только в форме некоммерческих организаций, не имеющих членства и не распределяющих прибыль учредителям, что снижает возможности создания " карманных" третейских институтов. Государственная регистрация такой некоммерческой организации в качестве юридического лица в установленном для некоммерческих организаций порядке будет возможна только после получения учредителями такой некоммерческой организации разрешения на создание третейского института, которое будет выдаваться по результатам рассмотрения сформированной при Министерстве юстиции Российской Федерации специальной комиссией (в которую должны войти представители юридической общественности, предпринимательского сообщества, независимые эксперты) учредительных документов и регламентов создаваемого института. Критерии, которыми должна руководствоваться специальная комиссия при выдаче разрешения, будут указаны в отдельном нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации. После создания в форме юридического лица третейский институт будет подлежать общему правовому режиму, действующему в отношении некоммерческих организаций, в том числе может быть ликвидирован по решению суда (как и любое иное юридическое лицо) в связи с грубым нарушением законодательства при его создании или при осуществлении деятельности (в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - " ГК РФ" ) о ликвидации юридических лиц по указанным основаниям).
3. Предусмотреть исключение из требования о создании третейских институтов только в виде отдельных юридических лиц для уже существующих третейских институтов при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - ТПП РФ) и региональных торгово-промышленных палатах (далее - ТПП), поскольку возможность создания третейских институтов при ТПП напрямую предусмотрена законом (Закон Российской Федерации от 07. 07. 1993 N 5340-1 " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" ). Таким образом, уже созданные при ТПП РФ и региональных ТПП постоянно действующие третейские суды не подлежат перерегистрации в качестве юридических лиц при условии, что они приведут свою внутреннюю структуру и регламенты в соответствие с новым законодательством в течение переходного периода. Создание ТПП РФ и региональными ТПП новых постоянно действующих третейских судов после вступления в силу предлагаемой системы мер будет производиться только в общем порядке (то есть в форме некоммерческих юридических лиц). Также следует законодательно закрепить возможность создания в Российской Федерации новых третейских институтов для администрирования МКА. Существующее в настоящий момент регулирование в отношении МКАС и МАК при ТПП РФ в рамках Приложений к Закону о МКА в части, закрепляющей правопреемство данных арбитражных институтов по отношению к соответствующим третейским институтам СССР, должно быть сохранено. 4. Закрепить правопреемство реформируемых арбитражных (третейских) институтов по арбитражным соглашениям, заключенным в пользу соответствующих существующих третейских институтов. 5. Установить требования к учредителям третейских институтов, предусмотрев, что в качестве учредителей могут выступать только некоммерческие организации (в том числе - ТПП РФ и региональные ТПП, ассоциации и союзы предпринимателей). Создание третейских институтов исключительно адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов, а также нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается.
6. Предусмотреть следующие требования к третейским институтам: - запрещается рассмотрение третейским институтом споров с участием учредителей третейского института в случае, если указанные лица, их контролирующие и контролируемые лица входят в состав органов третейского института, уполномоченных принимать какие-либо решения в рамках администрирования спора; при этом может быть сделано исключение из данного общего правила для споров, в которых в состав вышеуказанных органов третейского института входят все участники спора, их контролирующие и контролируемые лица; - предмет деятельности третейского института ограничивается оказанием услуг по администрированию споров, в том числе в порядке МКА и/или " внутреннего" третейского разбирательства, медиации и иных альтернативных способов разрешения споров, а также оказанием сопутствующих разбирательству услуг и образовательной деятельностью; - запрещается использование наименований третейских институтов, которые сходны до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способны ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий арбитражного института; для существующих арбитражных институтов при ТПП РФ и региональных ТПП сохранить возможность использования в их официальных наименованиях словосочетания " арбитражный суд", при условии что наименование в целом указывает на то, что третейский институт является органом при соответствующей ТПП; - в отношении каждого вида оказываемых услуг по разрешению споров третейский институт обязан принять и опубликовать регламент, отвечающий требованиям, предъявляемым законодательством; - третейский институт обязан иметь формируемый выборным путем комитет по назначениям или иной орган с аналогичными функциями (далее - " комитет по назначениям" ), минимальный количественный состав которого определяется законом; указанный орган решает коллегиально вопросы, связанные с формированием состава арбитража, разрешением отводов, прекращением полномочий и заменой арбитров; состав комитета по назначениям подлежит обязательной периодической ротации; - третейский институт обязан поддерживать публично доступный для ознакомления список арбитров (но при этом предоставлять сторонам свободу выбора арбитров не из списка); на уровне закона устанавливаются минимальные количественные требования к рекомендованному списку арбитров; - третейский институт обязан обеспечить хранение материалов дел и вынесенных решений в рамках третейского разрешения споров (в том числе и по делам, где третейский институт оказывает соответствующую услугу для арбитража ad hoc) в течение определенного законом периода времени (предполагается, что он будет составлять не менее 10 лет с даты прекращения разбирательства);
- третейский институт обязан публиковать информацию о размере административного сбора за каждый вид оказываемых услуг и размер или порядок определения гонорарного сбора, а также регулярно публиковать финансовую отчетность; - третейский суд обязан публиковать информацию об отмене вынесенных при его администрировании решений и о судебном удовлетворении отводов арбитров по его делам, при условии что такая информация доступна или должна быть доступна институту. 7. Предусмотреть требования к регламентам третейского разбирательства, в том числе: - регламент должен предусматривать порядок третейского разрешения споров, включая порядок разрешения вопросов о формировании состава арбитража, отводах, прекращении полномочий и замещении арбитров, а также порядок и сроки ротации членов комитета по назначениям; - регламент должен предусматривать конкретные функции третейского института в связи с администрированием спора или оказанием отдельных услуг без администрирования спора в целом, в том числе: содействие в формировании состава арбитража, рассмотрение отвода, организация обмена корреспонденцией и состязательными документами, делопроизводство и хранение материалов дела, а также прием авансов на покрытие арбитражных расходов и организация оплаты расходов, прием гонорарного сбора в качестве агента от имени арбитров и перечисление им сумм гонорарного сбора; - регламент также должен указывать, решение каких вопросов в рамках процедуры разрешения споров является прерогативой состава арбитража и каких - прерогативой третейского института; - регламент должен либо прямо, либо путем отсылки включать правила о беспристрастности и независимости третейских судей (арбитров); - запрещается указывать в регламенте третейского института, что вынесенное решение по делу, решение по предварительному вопросу о компетенции, решения по вопросам отвода арбитров не подлежит судебному обжалованию, а равно исключать регламентом возможность обращения сторон к органам содействия и контроля; - запрещается дополнительно ограничивать регламентом (по сравнению с законодательством) ответственность третейского института и арбитров; - запрещается вносить в регламент условия, противоречащие российскому законодательству по вопросам третейского разрешения споров. 8. Наличие в арбитражном (третейском) регламенте каких-либо несоответствий требованиям действующего законодательства не должно являться автоматическим основанием для отмены, отказа в признании и принудительном исполнении вынесенного арбитражного (третейского) решения, однако должно влечь санкции, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях.
IV. Квалификационные требования к арбитрам (третейским судьям)
В настоящее время существует проблема отсутствия единообразия в регулировании вышеуказанного вопроса в Законе о МКА и ФЗ о третейских судах. Так, в рамках Закона о МКА общие квалификационные критерии к арбитрам (ценз) вообще отсутствуют, но признается право сторон своим соглашением установить требования к арбитрам (пункт 5 статьи 11). Данный подход идентичен регулированию в рамках Типового закона. В свою очередь, в рамках ФЗ о третейских судах предусмотрено, что единоличный арбитр, а также председатель состава (при рассмотрении дела составом из трех арбитров) должен иметь высшее юридическое образование (пункт 2 статьи 8). Стороны также вправе согласовать требования к квалификации арбитров либо непосредственно, либо путем отсылки к применимым правилам арбитражного разбирательства (пункт 3 статьи 8). Предусмотрен также ряд категорий лиц, которые не имеют права выступать в качестве арбитров (пункты 4 - 7 статьи 8).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|