Дисциплинировать и учить - одно и то же
Эта книга о тех родителях, которые учат своих детей тому, как следует себя вести, а не о тех, которые лишь контролируют повеление своих детей. У детей проблемы с дисциплиной возникают вследствие потребности конфликтовать. Конфликт может иметь место между взрослыми и детьми или между детьми. Вы фактически учите своего ребенка разрешать его собственные конфликты с помощью корректирующих дисциплинарных средств, которые используете сами. Ваши дисциплинарные средства развиваются в межличностные навыки, которые дети усваивают, а затем несут с собой во все свои будущие взаимоотношения. Если вы посмотрите на дисциплину с этой точки зрения, то сможете увидеть, что ваша система руководства включает гораздо большие проблемы, чем просто попытку заставить детей сделать домашнее задание или вовремя лечь спать. Ваш подход к дисциплине показывает детям путь к разрешению конфликтов к учит их тому, как удовлетворять свои потребности. Ваш подход к дисциплине показывает детям путь к разрешению конфликтов и учит их тому, как удовлетворять свои потребности.
Конфликты разрушают нас, взрослых. Конфликты могут быть внутри нас самих, с супругой (супругом), между соседями или разными странами. Число бракоразводных процессов составляет сегодня 50 % от количества заключенных браков. В двадцатом веке войны унесли 150 миллионов человеческих жизней. Детский фонд ООН объявил, что только за последнее десятилетие во время войн погибли 1 миллион детей, искалечены 5 миллионов и 12 миллионов остались без крова. Ясно, что людям нужно найти лучший способ улаживать конфликты. РУКОВОДСТВО ОБ ИСКУССТВЕ ЛЮБИТЬ: ЛУЧШИЙ СПОСОБ
Исторически сложилось так, что потребности ребенка вступали в противоречие с потребностями взрослых, и при этом потребности взрослых явно превосходили потребности ребенка. Родители хватались за любую стратегию, которая заставляла ребенка отказаться от успешного достижения его собственных потребностей. С помощью той или иной формы принуждения родители поддерживали дисциплину, отвергая потребности детей. Другими словами, сильные взрослые доминировали над слабыми детьми. И лишь недавно эта тенденция изменилась. Складывается впечатление, что сейчас сильные, требовательные дети доминируют над слабыми, беспомощными взрослыми. Родители, которые решительно не хотели повторять образцы воспитания, управлявшие ими в детские годы, но не знали лучшего подхода, просто отмахивались от решения этой проблемы. Они пренебрегали собственными потребностями и позволяли детям верховодить над ними. Но есть более приемлемый способ. Он выходит за рамки строгого контроля и применения силы. Когда вы используете руководство на основе любви, вы учите своего ребенка удовлетворять его потребности социально приемлемым способом, не пороча себя и не делая попыток доминировать над другими. «Социально приемлемый» означает, что сохраняется самоуважение и защищенность каждого заинтересованного лица. Руководство на основе любви дает позитивную силу вам и ребенку. Это укрепляет семью. Учить — значит отдавать, а контролировать — значит получать.
Чтобы научить ребенка уважать установленные вами границы, вам нужны три обязательных компонента. Во-первых, вам самим необходимо обрести семь сил для самоконтроля, чтобы изменить собственное восприятие той или иной конфликтной ситуации. Во-вторых, вам нужно овладеть семью основными дисциплинарными навыками, чтобы изменить свою реакцию на проблему. В-третьих, вы должны понять, как развиваются дети. Усвоив эти три компонента, вы сможете спокойно реагировать на любые проблемы, которые преподносят вам отпрыски. Вы сможете научиться этим навыкам в следующих главах и использовать их в жизни.
Учить — значит отдавать, а контролировать — значит получать. Прежние методы установления дисциплины имели существенный недостаток — в них почти не уделялось внимания процессу обучения. Освоив методы руководства на основе любви, бы поймете, каким образом вы и ваш ребенок можете удовлетворять свои потребности социально приемлемым путем. ЧЕМУ ВЫ УЧИТЕ?
Я учила на протяжении 25 лет. Обучала детей всех возрастов, взрослых, проводила занятия для родителей в школах, в университетах, а также работала с семьями, которые переживали кризисные ситуации. Моя работа позволяла мне бывать в разных, даже очень отдаленных местах и знакомиться с людьми различных культур. Ида, медицинский работник, с которой я работала в Нью-Мехико, преподала мне замечательный урок. Она использовала слова «учиться» и «обучать» как синонимы. Сначала я думала, что она плохо владеет английским языком, но в конце концов поняла, что в этом скрыта великая мудрость. Ида говорила, что мы сами одурачиваем себя, притворяясь, что учиться и учить — отдельные виды деятельности, когда учитель что-то отдает ученику, а сам ничего не получает. Более того, мы ошибочно воспринимали процесс обучения как особый вид деятельности, которую мы выполняем только в назначенное время. И я обнаружила, что процессы учения и обучения происходят непрерывно и что учение является постоянным процессом для каждого человека, а не только для тех, кого мы называем «учителями» и «учащимися». Я поняла важный факт: чему бы я ни учила, я учусь сама. В каждый момент времени вы учите других людей и укрепляете в себе осознание того, кто вы есть и что значат для вас другие люди. Так что учить и учиться, в сущности, одно и то же. Если вы кричите на водителя автомобиля, который «подрезает» вас в сутолоке дорожного движения, вы учите тому, что вы лучше и мудрее другого водителя, а люди, «стоящие ниже вас по уму», не заслуживают уважения. Вы учите тому, что осуждение других — как вполне адекватных, так и неадекватных — это ваше законное право, а люди, совершающие ошибки, заслуживают порицания. Подумайте о многочисленных уроках, которые мы преподаем нашим детям в течение жизни. Вы можете научить их бояться, ненавидеть и противодействовать тому, что идет не так, как им хотелось бы. Или же вы можете научить их быть открытыми для жизни, со всеми ее тайнами и непредсказуемостью. Вы можете научить своих детей относиться к другим людям с любовью, уважением и доверием, даже когда все идет не так, как хотелось бы. Ваши методы установления дисциплины дают эти уроки, потому что потребность в ней возникает в моменты конфликтов, которые появляются, когда обстоятельства складываются не так, как вы планировали.
ПУТЬ ОТ СТРАХА К ЛЮБВИ
Эта книга будет для вас своего рода путешествием, в котором вы пройдете трудный путь от страха к любви. Ничто другое не обладает большей силой, чем любовь, и тем не менее именно любовью пренебрегают как необходимым элементом дисциплины, и, как мы знаем из истории, прикрываясь ее именем, совершалось много злодеяний. Я определяю любовь как действие, приводящее к следующим результатам. 1. Любовь повышает безопасность и обеспечивает защищенность. Возможно, вы привыкли кричать своему ребенку: «Стой тут, а не то потеряешься!» Но не лучше ли было бы сказать что-то вроде: «В универсаме держись возле меня, чтобы ты мог чувствовать себя в безопасности. Ведь если с тобой что-нибудь случится, это меня очень расстроит. И вообще я люблю, когда ты рядом». Страх разъединяет, а любовь соединяет. 2. Любовь вдет от человека к человеку. Когда мы высокого мнения о себе, то, как правило, сосредоточиваемся на красоте в нашей собственной жизни и на хороших качествах окружающих. Когда же мы о себе неважного мнения, то склонны критиковать и осуждать других. Если вы хотите чему-то научить своего ребенка, а не порицать его за возникающие у него проблемы, вам следует сначала открыть в себе и принять собственную ценность. Чтобы распространять любовь на других, вы должны любить себя. Страх осуждает, любовь доставляет радость.
3. Любовь открывает наивысшее и наилучшее в людях и ситуациях. Представьте, что вы обедаете со своим ребенком в ресторане, и официантка очень неумело выполняет ваш заказ. Вместо того чтобы бросать гневное замечание: «Какая нерасторопная! Ее следовало бы выгнать с работы», — сделайте паузу, скажите: «У всех бывают не лучшие дни. Давай поддержим ее улыбкой и добрыми словами». Страх сосредоточивается на упущенном, а любовь позволяет видеть лучшее в том, что есть. 4. Любовь принимает то, что есть. Страх ищет возможность обвинить, потому что все идет не так, как следовало бы. Любовь ищет решений, поскольку принимает то, что есть. Вместо того чтобы кричать: «Зачем ты повсюду разбрасываешь старые газеты?!» — спокойно скажите: «Положи газеты на стол». Страх ищет обвинения, любовь — решения.
Руководство на основе любви построено на этих ее определениях. Его цель — научить детей самовыражаться открыто и честно, действуя ответственно и в безопасной обстановке. Проблемы возникают в те моменты, когда дети чувствуют себя вправе свободно самовыражаться, но не могут урегулировать эту свободу с чувством ответственности, или когда дети растут, осознавая ответственность за всех и все, подавляя собственные желания в постоянном безнадежном поиске одобрения. Вы можете воспитать детей таким образом, чтобы они чувствовали себя и свободными, и ответственными, но для того, чтобы это сделать, вам следует сначала почувствовать собственную свободу и ответственность. Вы не можете обучать других навыкам, которыми не владеете сами. Есть способ воспитать детей свободными и ответственными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|