Призвание Варягов. 3 страница
Однако подобные предположения беспочвенны: связи русских земель с ободритами, безусловно, существовали, но признание варягов западными славянами - позавчерашний день исторической науки. Помимо этого, приверженцы «ободритской теории» ссылались и на так называемые знаки Рюриковичей. Речь идет о широкоизвестных знаках, которые обнаружены на древнерусских монетах, на печатях князей, на плинфе каменных сооружений, глиняной посуде, украшениях, мечах и многих других предметах. Эти знаки представляют собой тамгообразные изображения в виде двузубцев, а затем трезубцев. Еще со времен Карамзина их стали считать родовой принадлежностью, родовыми знаками князей Рюриковичей, хотя о том, что же в действительности изображали эти знаки, разгорелась длительная дискуссия. Рорик принадлежал к династии правителей Ютландии. У конунга Хальвдана было четверо сыновей: Ануло (Анулон), Харальд Клак, Регинфрид и Хемминг. К этой же семье принадлежал и Рорик. По всей видимости, он был племянником Харальда Клака. Ануло и Регинфрид были убиты в 810-х гг., а Хемминг - в 837 г., скорее всего, его сыном и был Рорик. Как бы то ни было, Рорик принадлежал к потомству Хальвдана. Вполне возможно, что именно этот Хальвдан ездил с посольством от датского короля Сигфрида к Карлу Великому в 782 г. Харальд Клак первым из ютландских конунгов принял крещение в 826 г. Это произошло близ Майнца, куда Харальд прибыл с семьей и в сопровождении 400 датчан. От императора Людовика Благочестивого новообращенный конунг получил во владение область Рюстринген во Фрисландии. Впоследствии Харальд служил сыну Людовика — Лотарю I. Скончался он, по всей видимости, в 840-х гг. Имя Рорика впервые появляется в анналах в 850 г., хотя еще при жизни Людовика Благочестивого, т. е. до 840 г., он держал Дорестад в качестве бенефиция, а потом служил Лотарю I и Людовику Немецкому. Вот как описывают события 850 г. Фульдские анналы: «Рорик, по происхождению нордманн, который во времена императора Людовика вместе с братом Харальдом держал в качестве бенефиция город Дорестад, после кончины императора и смерти брата, обвиненный, как говорят ложно, в предательстве, был схвачен и брошен в темницу во владениях Лотаря, который сменил на престоле своего отца. Бежав оттуда, он сделался вассалом короля восточных франков Людовика, несколько лет жил в его владениях среди саксов, которые соседствуют с нордманнами, собрал значительный отряд данов и стал заниматься морским разбоем, опустошая те области государства Лотаря, которые прилегают к побережью северного океана. Он проплыл через устье реки Рейна к Дорестаду и захватил его. А поскольку король Лотарь не мог изгнать его без ущерба для своих людей, то с согласия совета и при посредничестве послов [Рорик] был принят в вассалы на том условии, что он должен будет отвечать [там] за налоги и прочие предметы, относящиеся к ведению королевской казны, и противостоять пиратским рейдам данов». Дорестад, крупный торгово-ремесленный центр, находился в дельте Рейна (южнее современного Утрехта, близ современного города Вейк-бей-Дюрстеде) и был важным перевалочным пунктом для рейнских судов, вывозивших товары на рынки Балтики.
В 855 г. император Лотарь передал Фризию своему сыну — Лотарю (II), а Рорик и Годефрид (сын Харальда Клака) отправились в Данию с надеждой «завладеть королевской властью». Но эта попытка не увенчалась успехом, и они вернулись в Дорестад и овладели большей частью Фрисландии. После смерти Лотаря I (в 855 г. ) Рорик продолжал служить его сыну - лотарингскому королю Лотарю II (ум. в 869 г. ). В 857 г. Рорик, сидевший в Дорестаде, с согласия Лотаря, повел флот в датские пределы и, преследуя короля Хорика II, захватил часть его владений — между морем и рекой Эйдер.
Следующее известие о Рорике относится к 863 г. Тогда даны направились на кораблях к Кельну, они опустошили Дорестад, где искали убежища фризы, убили многих фризских купцов и захватили в плен множество народа. Лотарь с войском с одной стороны Рейна и саксы с другой стороны подступили к данам и начали с ними переговоры. Затем викинги по совету Рорика ушли, «как и пришли». В том же году Рорик перешел под покровительство западнофранкского короля Карла Лысого (ум. в 877 г. ). В одном из монастырей близ города Ле-Ман Карл принял Годфрида, Рорика и британского графа Херивея и великодушно даровал им владения. По всей видимости, это были прежние владения Рорика во Фризии, поскольку уже к 867 г. Рорик был изгнан из Фризии местными жителями, и Лотарь II объявил по своему королевству сбор в поход против норманнов, полагая, что Рорик вернется с войском данов. После смерти Лотаря II в 869 г. на его наследие стал претендовать Карл Лысый, которому вскоре пришлось разделить владения покойного Лотаря с братом, Людовиком Немецким. В 870 г. Рорик заключил с Карлом Лысым союз в Нимвегене (город на реке Ваал в дельте Рейна). А два года спустя, в январе 872 г. Карл Лысый вел переговоры с Рориком и сыном Харальда Клака Родульфом в монастыре Св. Ламберта в Льеже. В октябре в городе Трейэктуме (Маастрихте) на Маасе Карл еще раз встречался с прибывшими к нему Рориком и Родульфом. Король «благосклонно» признал Рорика своим вассалом. К маю 873 г. относится последнее упоминание о Рорике. Тогда Рорик стал вассалом Людовика Немецкого, который принял в Аахене приехавшего к нему «под поручительство» конунга и взял его под свою власть. При этом франкские анналы называют Рорика «желчью христианства». О судьбе Рорика после 873 г. ничего неизвестно. Ясно лишь, что в 882 г. его уже не было в живых (или о нем ничего не знали), поскольку в этом году новый император Карл III Толстый (сын Людовика Немецкого и преемник Карла Лысого на императорском троне) передал бенефиций в «Киннине» (земли в Голландии, названные по реке Киннем), которым владел Рорик, другому предводителю норманнов Годфриду.
Заманчивое отождествление Рюрика и Рорика поддержали несколько исследователей. Особенно основательную работу провел русский эмигрант Н. Т. Беляев, опубликовавший свой труд в Праге в 1929 г. С тех пор гипотеза Крузе-Беляева популярна в исторической науке. Ее признавали и Г. В. Вернадский, и Б. А. Рыбаков, и другие ученые. Конечно, окончательно доказать ее невозможно. Ведь нет источников, в которых прямо бы говорилось о тождестве Рюриков, как не существует, впрочем, и источников, делающих это отождествление нереальным. Но в его пользу можно привести лишь косвенные доводы. Прежде всего сходство имен: имена «Рорик» и «Рюрик» восходят к одному скандинавскому прототипу. Разумеется, есть и хронологические лакуны в сообщениях европейских анналов: в эти промежутки Рорик вполне мог оказаться на Руси. Фрисландия поддерживала торговые связи с Северной Русью. Археологические находки свидетельствуют, что уже во второй половине VIII в. Ладога была вовлечена в сферу не только восточнобалтийской, но и фризской торговли, которая шла через Данию. Причем эти находки позволяют предполагать присутствие в Ладоге фризских ремесленников. Так что обращение местных племен именно к ютландскому конунгу выглядит вполне логичным, ведь он не был непосредственно связан ни с Русью, ни с варягами-шведами, нападавшими на восточных славян. Расстояния, отделявшие Рорика от Русского Севера, для норманнов, разумеется, не были непреодолимыми, тем более знакома была им и Русь, где варяги побывали задолго до Рюрика. Датировка же русских летописей, как это неоднократно подчеркивалось многими историками, довольно условна, и зачастую события, растянувшиеся во времени, могли быть сведены к статье под одним годом. Тем не менее серьезным возражением против тождества Рюриков являются сведения о встречах Рорика с Карлом Лысым в начале 870-х гг. Конечно, одновременно управлять землями во Фрисландии и на севере Руси Рюрик не мог. Однако его правление в Новгороде могло быть неспокойным, не исключена возможность его длительной отлучки, возможно, он использовал Новгород и как своеобразный запасный вариант в своей бурной деятельности. Впрочем, это всего лишь догадки, никоим образом не влияющие на реконструкцию прошлого. Интересно, что только в 882 г. владения Рюрика окончательно переходят к его родичам. Не связано ли это с походом на Киев Олега, преемника Рюрика, и временным исключением Новгорода из сферы великокняжеского влияния? Вполне возможно, что, только потеряв тесную связь с новгородскими правителями, владетели в Северной Европе решили распорядиться оставшимся леном Рорика во Фризии по собственному усмотрению. В любом случае у нас нет достаточных оснований для того, чтобы отвергнуть версию о тождестве Рорика и Рюрика, как не имеющую под собой никакой почвы.
Но если действительно Рюрик новгородский и Рорик фрисландский — одно и то же лицо, то каково его происхождение? Рорик, по всей видимости, принадлежал к династии ютландских правителей, связанных родственными узами с другими скандинавскими династиями. Попытаемся рассмотреть его восходящую родословную. Для этого нам необходимы сведения скандинавских саг, которые являются основным источником при построении родословий конунгов. Хотя саги и нельзя рассматривать как исторический источник без должной критики, тем не менее многие сведения в них достоверны. В особенности это относится к генеалогии, являвшейся важным элементом жизни каждого героя. Родовое начало в сагах чрезвычайно значимо, что связано прежде всего с пониманием древними скандинавами исторического развития. Для них история - результат деятельности конкретных личностей в конкретных обстоятельствах, поэтому саги и отличаются своеобразной «приземленностью». По мужской линии Рорик, по всей видимости, происходил из древней датской династии Скьёльдунгов. Скьёльдунгам была посвящена отдельная сага, записанная в конце XII в. и относящаяся к разряду королевских саг. К сожалению, сохранился только ее небольшой исландский фрагмент и латинское переложение. Сага рассказывает о происхождении Скьёльдунгов от Скьёльда - одного из многочисленных сыновей верховного бога Одина, «отдавшего» ему Данию в управление. По другой версии, изложенной в англосакской эпической поэме «Беовульф», Скильд (так называет Скьёльда поэма) был бездомным ребенком, которого море прибило в лодке к датским берегам. Среди потомков Скильда - Хрольв Жердинка, вероятно, действительно являвшийся правителем данов и имевший резиденцию в Лейре на севере Зеландии (близ современного Роскилле). «Сага о Скьёльдунгах» говорит, что происхождение Харальда Клака неизвестно. Однако имена Хрёрек, Харальд и Хальвдан являлись в династии Скьёльдунгов родовыми. Легендарные датские конунги-«короли», предшественники правителей IX в., известны по сагам и эддическим песням. Вероятно, к Ѵ ІІ-Ѵ ІП вв. относятся имена двух конунгов — Хрёрека Метателя Колец и его сына Харальда Боезуба. В эддической «Песне о Хюндле», которая была создана в XII в., они упомянуты в родословном контексте:
«Харальд Клык Битвы, В древнеисландской «Саге о Ньяле», написанной в конце XIII в., но основанной на более древней устной традиции, также упомянут Харальд Боезуб: «Мать Харальда Боезуба была Ауд, дочь Ивара Приобретателя и внучка Хальвдана Храброго». Харальд Боезуб известен как герой легендарной битвы при Бравалле (в восточном Гёталанде, в Швеции), где он сразился с другим конунгом, Сигурдом Рингом (Кольцо), и погиб. Сигурд Кольцо был родственником Харальда. Согласно «Саге о Ньяле», его отцом был Рандвер, а прадедом Радбард, муж Ауд Премудрой. Таким образом, Сигурд приходился Харальду племянником. Сыном Сигурда Кольцо был легендарный конунг Рагнар Кожаные Штаны (Лодброк), у которого, в свою очередь, были сыновья Бьёрн Железный Бок и Сигурд Змей в Глазу. Потомками Бьёрна считались короли Швеции. » (Е. В. Пчелов " Рюриковичи: история и генеалогия" (М.: Академический проект, 2016).
Версия Виктора Крекера
Рюрик
Итак. Я думаю, что этого вполне достаточно, чтобы поделиться своей точкой зрения по этому вопросу. Начну с Рюрика. Вероятно, Рюрик и Рёрик, как и Рерих - одна фамилия, которая впоследствии стала именем. Учитывая то, что фризы, имеющие много общего с англо-саксами и данами, называли старшего сына именем деда, второго - именем отца, третьего - именем отца жены, то и имя Рюрик могло переходить из одного столетия в другое. Поэтому Рёрик - покоритель славян-венедов VII века и Рёрик Разбрасывающий Кольца и Рюрик Русский, вероятно, происходили из одного рода, одной семьи. Например, одна из дочерей Всеволода Большое Гнездо была замужем за Ростиславом Рюриковичем Киевским (1187). И не на пустом месте его так назвали - Ростислав Рюрикович. Это не что иное, как славянский вариант имени Рюрик. Знаменитый русский художник Николай Константинович Рерих, вероятно, мог быть дальним родственником Рюрика, поскольку его отец Константин Федорович Рерих принадлежал к шведско-датскому роду, представители которого перебрались в Россию в начале XVIII века. По словам Николая Рериха, его фамилия скандинавского происхождения и значит «богатый славой». Рёрик Фризский, Рёрик Фрисландский, Ютландский или Рюрик Русский (ок. 800 - до 882г. г. ) для меня - одно и то же лицо. Что касается разницы в буквах «ю» и «ё» в имени Рюрик, это вполне могло иметь место. Например, фризских языков было три, и разница между ними была не меньше, чем между русским и украинским. Буквосочетание «oe» в голландском звучит почти как «ю», оно же в немецком - как «ё». К этому отнес бы разницу в звучании слов «руссы», «россы»
Если Рёрик Фризский крестился в 826 г., уже имея сына, после чего получил от императора франков Людовика Благочестивого землевладение, то он мог быть ок 800 года рождения. Нестор Летописец определяет его смерть 879 годом, а «в 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего. » (Ведастинские анналы (Анналы Сен-Вааста). Год 882. )
И Олег приходит в Киев с малолетним Игорем в 882 году. Вероятно, смерть Рюрика развязала руки Олегу, который, наверняка уже давно задумывал отправиться куда-нибудь поюжнее. Склоняюсь к тому, что 882 год и был годом смерти Рюрика. Что касаемо предположений о том, что Игорь (ок. 878 г. р. ) не был сыном Рюрика, поскольку тот был уже стар, то считаю, что они не состоятельны. В обывательском смысле, конечно, это нереально. Представьте себе мужчину 70 лет, даже если он хорошо сохранился, у него нет шансов найти женщину 30-40 лет. Но у Рюрика помимо жен были десятки наложниц из самых красивых молоденьких девушек из славянских и финских племен. Так, что вполне. Кто-то может возразить, что дети наложниц как-бы не считались законными преемниками, но князь Владимир был рожден от ключницы. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (норвежская) княжна Ефанда. Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря - Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун - от дочери.
Как погиб Рюрик? Возможно, «в походах, боях и сражениях», как сообщается в одной из летописей. Для викинга погибнуть в бою - единственная достойная смерть, но думаю, он умер, не сражаясь с другими викингами, а далеко от этих мест, в уютной Фризии. Вероятно, Рюрик, оставил наследника в Новгороде, а с ним в качестве опекуна и регента - Олега. А новгородцы, не без помощи верных друзей Рюрика отправляли посылки (налоги) по морю, на дракарах. Видать не климат был под старость лет.
Что касаемо финно-угорского ДНК, то воспользуемся синтезом научных знаний и англо-саксонской легенды. Относительно происхождения Рюрика известно, что он был из рода Скъёльдунгов. Этим отчасти можно объяснить не характерную для большинства скандинавов N1a1a-M178. Естественно, если предполагать, что князь Игорь (ок. 878 - 945) действительно являлся сыном Рюрика, в чем можно и сомневаться. Y-гаплогруппа потомков Игоря и Святослава N1a1a-M178 гаплогруппы N1a1 (ранее N3a, потом N1c1). Это шведский род, имеющий финских предков. ДНК-исследование подтверждает, что большинство Рюриковичей (происходящих в основном от Владимира Мономаха) имеет гаплогруппу N1a1, распространённую в северо-восточной Европе, а также у некоторых народов Сибири и Урала. Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, гаплотипы N1a1 встречаются в основном в Прибалтике, Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе, 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1a1, чаще всего встречаются в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства. Рёрик Фризский, вероятно, был англо - саксом, фризом или данном. И если это так, то и Y-гаплогруппа его должна была быть типичной для этих скандинавов I1. Подчеркиваю - скандинавов. Материковые англо-саксы, на мой взгляд, были по образу жизни, по религии и по происхождению такими же скандинавами, как свеи, даны и урмане. Например, все мужчины на территории современной России, носящие фамилию по отцу «Фризен», включая и моих дальних родственников, являются носителями Y-DNA I1. I1 является основной гаплогруппой среди коренных датчан, шведов и норвежцев. Откуда же у скандинава Рёрика финская гаплогруппа N1c? Да, в Швеции найдены представители этой гаплогруппы, но она могла попасть в Швецию и в более позднее время из Финляндии. Однако, есть англосаксонская сага, изложенная в поэме «Беовульф», которая гласит: «Скильд (Скьёльд, родоначальник Скъёльдунгов) был ребенком - подкидышем, лодку с которым прибило к датским берегам. » Поскольку, Один пожалел его в морском путешествии, то этот ребенок и был воспринят, как сын Одина. Этим вполне можно объяснить у Рёрика и финскую Y-гаплогруппу, и восхождение по родословной к Одину. Невероятно, но по-другому я никак не могу объяснить шведскую гаплогруппу «N» у дана или англо-сакса, к коим отношу и фризов. В противном случае Игорь не был сыном Рюрика. Вероятно, от Скъёльда до Рюрика этот род обладал выдающимися военными либо авантюрными качествами. Иследователи нашли предания о Рёрике покорителе славян – венедов, заставившем их платить дань. Но этот Рёрик жил в VII веке. Как бы то ни было, это была, прежде всего, военная династия. Среди потомков Скьёльда были легендарные датские короли - Хрёрек, Харальд и Хальвдан. Воинами Рёрика в разные времена были англо - саксы, фризы, даны и шведы. Рёрик Фризский был не просто викинг, а викинг княжеского или королевского рода, который имел все-таки какое-то общение с франкскими и датскими королями. Что касаемо руссов, то это могли быть как руотси – шведы, имеющие финские корни, так и фризы, поскольку хронист XII века Гельмольд пишет про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Рюстринген отмечена на картах XVII века в Восточной Фризии, на границе современной Германии и Нидерландов. Кроме того, во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика. (Гельмольд. Славянская хроника. Кн. 1. С. 82. ). Фризы - рустры или шведы финского происхождения - руотси, для меня непринципиально, но уж точно, не славяне. Поскольку, если Рюрик был фризом, то он соплеменник моих предков, и если он принадлежал к Y-хромосомному роду «N» то, в добавок, является моим родичем, пусть очень далеким, но ближе чем славяне R1a.
Призвание варягов.
Начнем с Гостомысла. Действительно, Гостомыслом звали одного из племенных вождей вендов (ободритов, племенного союза западных славян), который погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого, согласно Ксантенским (Анналы Ксантена. Год 844. ) и Фульдским анналам. В оригинальных латинских текстах имя погибшего вождя пишется как Gestimus, Gestimulus, Gostomuizli. (Annales Xantenses // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. - Hannover; Leipsige: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1909. - P. 14. Annales Fuldenses // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. - Hannover: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1891. - P. 35. ) Однако, в «Повести временных лет» этого персонажа нет, и в других ранних древнерусских летописях имя Гостомысла не встречается. Его имя, как первого новгородского старейшины появляется в XV веке в перечнях «А се посадници новгородьстии» из Комиссионного списка Новгородской первой, Ермолинской и Новгородской четвёртой летописей. Как инициатор призвания варягов, он появляется в ещё более поздних источниках XVI века. Воскресенская летопись XVI века сообщает, что по совету Гостомысла призвали варягов из Пруссии: «И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житіе, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ. » (Летопись по Воскресенскому списку // Полное собрание русских летописей. - СПб.: Тип. Э. Праца, 1856. - T. VII. - С. 268. »
Значит, есть подозрение, что Гостомысл - образ собирательный и метафорический, «Тот, кто задумал призвасть гостей», «Замыслил гостей», «Гостомысл». И может быть даже, замыслил или замыслили «гостей», и замыслили их инкогнито. Перечислены финские племена: чудь, весь, меря, которые, может, были недовольны агрессивными славянскими соседями. Но чем для финна германцы лучше славян? Соглашусь с примечаниями к Карамзину «Я не вижу причины думать, чтобы Весь и Чудь тогда уже зависели от Славян: те и другие, по известию Несторову, искали Государей: следственно они имели равные права. В Псковской летописи (в Синодальн. Библиот. № 349) именно сказано, что каждый из упомянутых народов имел особенное правление: «Новогородцы свою власть имеяху, а Кривичи свою, а Чудь своими владеху, и дань даваху Варягом» (л. 154 на обор. ). » Вспоминаются отрицательные персонажи из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года, новгородские изменники-заговорщики, западники, сторонники Тевтонского Ордена, которые вместе с местными финскими племенами хотят «буржуинства». Что касается самого фильма, то согласен с мнением Александра Довженко: «Есть как бы угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначать секретарем Псковского обкома. » (Довженко А. Глядя в глаза // Искусство кино. - 1965. - № 3. - С. 7-8. ) Однако, в данной ситуации приходит на ум образ именно таких отрицательных персонажей. Кто-то может сказать, а вот у Рюрика Y-хромосомная ДНК N и у финских племен тоже N, значит, родичи, союзники. Нет, не знали они ни о каких ДНК а били не по паспорту, а по морде. Викинги также грабили и другие финские народы, в качестве примера история Биармии. В скандинавских рассказах 920, 1026, 1090 г. г. упоминается о посещении викингами Биармии. В них сообщается, что викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха, и расплачивались за них деньгами, после чего начали войну и ограбили святилище бога бьярмийцев Юмалы. Этот бог считается финским, но его описание в рассказах указывает скорее на зауральское происхождение культа. Саксон Грамматик (ок. 1140 — ок. 1216 года) сообщает, что в эпоху короля Гольтера Финляндией и Биармией правил некий Кузон. Норвежский король Харальд Харфагер совершил в Биармию военный поход. В летописи Снорре так рассказывается об этом: «Оттуда он (Гаральд Харфагер) поплыл по направлению к Финмаркену на север до самой Биармии, где произошло сражение, из которого он вышел победителем, захватив богатую добычу» Саксон Грамматик повествует о битве с Регнером, после которой Лодброк отступил и нашёл приют у куретов (куршей) и сембов (пруссов): «Тогда биармийцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь, придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрестности» Исландский летописец Стурлесон сообщает: «В 1217 году в Биармию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мщения король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырёх больших судах с сильным войском. Они прошлись по Биармии огнём и мечом, вернувшись с богатой добычей из серебряных монет и дорогих мехов. После этого Биармия перестала упоминаться в скандинавских источниках. Часть жителей Биармии ушла на кораблях в Норвегию, где король Хакон в 1240 году выделил им для поселения земли в области Маланген в Холугаланде. » Литература: 1. Иоганн Шеффер. «Лаппония», гл. 6. гл. 11. 2. Грамматик Саксон Деяния данов. Том 1. Страница 210 {9. 4. 22} и {9. 4. 23} 3. A. M. Strinnholm. Svenska folkets historia fran aldesta till narvarande tider. 1835 (русский перевод А. Стриннгольм. Походы викингов. — 2002)
Так было ли «призвание» варягов на Русь? Посмотрим только на несколько эпизодов, характеризующих жизнь Рюрика. В 826 получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Однако, в 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Потом он возращается во Фризию, но к 867 году он был изгнан из Фризии местными жителями. Настоящий викинг «желчь христианства», авантюрист наёмник различных королей. И подозреваю, что тиран. И здесь я согласен с Борисом Рыбаковым о том, что никакого призвания не было: «По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит («Повесть временных лет»: «В лето 6370 изгнаша Варяги за море и не даша им дани и почаша сами в собе володети»), некоторым историкам представляется маловероятным. » Так, Б. А. Рыбаков считал, что: «Один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде. Летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. » Я не вижу принципиальной разницы во взглядах антинорманиста Рыбакова и норманиста Миллера, чью точку зрения можно выразить в одном из примечаний к «Повести временных лет» под редакцией Карамзина: «Миллер - в его Описании народов, издревле обитавших в России, статью о Варягах - думал, что Славяне и Финны звали Варягов не для правления, а единственно для защиты границ своих, и что Рюрик был похитителем власти. » Оба признавали Рюрика германцем и захватчиком влати. Поэтому этих двух авторов я бы отнес к золотой середине между мнением Карамзина (Рюрик -германец, русы - германцы и все было правильно и справедливо) и Ломоносова (Рюрик - славянин, русь - славяне, и было согласие и справедливость: не может быть, чтоб русский народ и название самой страны «Россия» происходили из названия рода захватчиков и грабителей земли славянской). То есть, это был конкретный захват иноземцами финских и славянских территорий. Что касается двух легендарных братьев Синеуса и Трувора, то моё мнение почти идентично с мнением Г. З. Байера, а позднее Б. А. Рыбакова, что Синеус и Трувор - не имена, а «свой род» (швед. sine hus) и «верная дружина» (швед. tru varing). Я же перевожу по-другому, но принципиального разногласия нет, «sine hus» - «их домами». То есть Рюрик взял с собою дома, семьи и войско «tru war» с английского настоящая война и «tru wars» настоящие воины. Доводы же Мельниковой считаю неубедительными, поскольку раскопанные ей имена «Signjó tr» и «Þ ó rvarð r» не соответствуют ни по звучанию, ни по написанию. Легче поверить, что русское слово «счастливый» от англо-саксонского «chest»-грудь, честь и «live» - жизнь, то есть живущий честно. А вот насчет Вадима Храброго, некоторые летописцы и историки преподносят это как восстание, и чуть ли не бунт. Но это было изначальным сопротивлением захватчикам, которое было разбито, а Вадим и другие сторонники независимости славян были казнены Рюриком. Летописец называет это восстанием, поскольку занял сторону сильнейших, либо это был заказ от самих Рюриков. Летопись была заказана для последующих поколений, легитимизируя алчных захватчиков, при этом стирая имена настоящих патриотов. Но я стараюсь следовать своему взгляду на «справедливую войну». А ведь Карамзин интерпретирует приход варягов исключительно как добродетель и платформу для Российской империи. Гостомысла называет «благоразумным советником, достойным бессмертия и славы в нашей Истории». То есть, он пишет историю согласно высказыванию апостола Павла «всякая власть от Бога». И это вполне естесственно для тех, кто «прочухал», что бог всегда на стороне победителей. Что ж, «историю пишут те, кто вешают героев» (Мел Гибсон. Худ. фильм «Храброе Сердце». )
Персидский ученый, путешественник и энциклопедист Ибн Русте описывает русов, как постоянных и опасных врагов славян, на которых русы нападают на кораблях, угоняя людей и захватывая добро. Они «живут лишь тем, что привозят из страны славян». Воинственность русов - лейтмотив их описания у Ибн Русте. Далее Русте отмечает, что при наличии у руссов лошадей, они «на коне смелости не проявляют и все свои набеги и походы совершают на кораблях». Археологически подтверждено, что русы использовали франские мечи, что так же отмечал Ибн Русте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|