Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление славян на исторической арене.




В начале первого века, по сообщению римских авторов - политика и историка Тацита (56-120гг. ), военачальника и натуралиста Плиния Старшего (24-78 гг. ), появляются первые упоминания о народе под названием венеды, который проживал между реками Днестр, Днепр и Висла. Тацит не знает, к какому народу их отнести. Он считает, что это не готы и не другие германцы, но и на кочевников они не похожи, поскольку живут подобно германцам оседло в домах и являются пешими воинами, как и германцы. Как германцы, в военном деле пользуются щитами. После колебаний Тацит все-таки с сомнением, но причисляет их к германцам.

 

 

Одни специалисты утверждают, что венеды это славяне, ссылаясь на финские название России (Venä jä ) и русских (venä lä iset), другие в этом сомневаются. Но для меня, очевидно, что венеды это славяне, поскольку одно из славянских племен, живущих на территории современной Германии и достаточно близко к Прибалтике, называется венеды. Это народ, известный сегодня под официальным названием зорбы или лужицкие сербы.

Можно найти следующее мнение: «Термином «Wenden/Winden» (венеды) германские племена первоначально называли всех славян на востоке и юго-востоке. Этот термин восходит к этнониму, принятому у античных авторов (Геродота, Плиния Старшего, Тацита, Клавдия Птолемея): Venedi, Veneti, Venethi, Venethae. Термин «венды» на немецком языке являлся официальным обозначением лужицких сербов с негативно-пренебрежительным оттенком («Венд - необразованный и неотёсанный деревенский мужик, обременённый негативными чертами характера»). По этой причине после 1945 года в ГДР лужицких сербов стали официально называть «Sorben».

А что тогда имели ввиду Тацит и Плиний Старший, называя эти племена венедами? Тоже пренебрежительно, вроде «мужик - лапотник»? А может быть, тогда и славян вообще назовем как-нибудь иначе, ведь помимо версий, что славяне от слова «слава» или «слово», то есть «говорящие словом», понятным языком, существует и следующая версия:

Die sklaven на немецком - «рабы», Slaven на шведском, норвежском, датском - «рабы», Slave (англ. ) - «раб». Возможно, так обобщенно викинги называли все славянские племена. «Slaven», например, в шведском языке не только «раб», но и «слуга» или «служивый».

В общем, мы видим здесь очередную политику.

По моему убеждению, предки лужицких сербов и были если не теми самыми венедами, то уж родственными им племенами. Кроме того, до 1945 года без всяких обид у лужицких сербов было самоназвание «венеды».

Согласно Плинию, венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы (Вислы). Плиний Старший и Помпоний Мела сообщают рассказ проконсула Галлии Квинта Метелла Целера о том, как на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (венетов).

И только спустя полвека Тацит помещает венедов на территории между рекой Вистулой (Вислой) и эстиями (эстами). Я уже говорил, что Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того, что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне».

«Венеды, по известию Тацитову, не отличались одеждою от Германских народов, т. е. едва закрывали наготу свою. Славяне в VI веке сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и металлами, добытыми на воине или вымененными у купцев иностранных. » (Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том I. Глава III. О Физическом и нравственном характере славян древних. )

 

 

По имени венедов Птолемей Клавдий (II век) называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты - Венедскими горами. Соседями венедов он называет племена сармат, феннов, галиндов (голядь) и гутонов. Можно предположить, что если венеды граничили на севере с эстами и жили на побережье Балтийского моря, то эти самые венеды и были балто-славянами, включая сюда и предков пруссов, литовцев, сербов и других балто-славянских народов.

Разберем ещё одну версию происхождения славян, привязываемую к Книге Бытия. Эта версия гласит, что все славяне являются потомками Иафета.
Иафет (Яфет) был одним из сыновей Ноя и до всемирного потопа основал город Яффа. После своего спасения на Ноевом ковчеге у него родилось семеро сыновей, от которых в свою очередь тоже родились сыновья.


«От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. 10, 1-5).
В «Повести временных лет» говорится: «По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская… От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне, иные - ободриты. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».

Вероятно в «Повесть временных лет» эта версия попала из «Чешской хроники» Козьмы Пражского, которая была написана в начале XII века.

Согласно «Чешской хронике» предками всех славянских народов являются трое сыновей Иафета, которых звали Чех, Лех и Рус. От них соответственно пошли чехи, поляки и русы (русские). Кстати, о Русе упоминает еще раньше, в Х столетии побывавший на Руси арабский путешественник Ибн-Фадлан. В своих сочинениях он пишет о происхождении русских от «Руса, сына Иафета и внука Ноя». Но уже российский историк Татищев заявляет, что легенда о трех братьях-потомках Ноя и Иафета - всего лишь вымысел. Таким же вымыслом являются и прочие подобные мифы.

Я думаю, что Козьма Пражский умышленно написал сие сочинение, чтобы каким-то образом приобщить славян к христианскому миру, как бы заявляя о том, что мы - славяне являемся потомками самого библейского Ноя.

 

По топонимике и гидронимике можно предположить, что в III - VI веках предки балто-славян обитали в болотистых местностях и в лесах. Вели подсечно–огневое земледелие. Вырубали лес, корчевали пни и сжигали их, используя пепел как удобрение. После истощения земли переходили на другие территории. Судя по раскопкам захоронений пражско-корчакской археологической культуры, славяне не знали гончарного круга, а довольствовались лепной керамикой, хотя их предшественники знали гончарный круг. Кроме того, дославянское население Дуная изготовляло достаточно тонкие ювелирные изделия, которые находили в могильниках. Славянские могильники были, как правило, бедны. Характерным погребальным инвентарем были височные кольца.

Распад державы гуннов после смерти Атиллы и Юстинианова чума, начавшаяся в 542 году, опустошили огромные территории. В VI веке из лесов и болот выходят славяне и занимают опустошенные земли. Византийские хроники времен Юстиниана фиксируют случаи, когда «анты и скловены» форсируют Дунай и поселяются на его плодородных землях.

Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок 500 - ок 570гг) пишет о славянах в книге «Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами)»: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. »

Здесь же Прокопий Кесарийский пишет немного о внешности славян:

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства.

Вступая в битву, большинство из них идут на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами.

У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные.

Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем незлобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большой части берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе. »

 

 «Прежде всего попробуем представить, как они выглядели. Карамзин пишет:

«Думая, без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русые».

Сведения Карамзина почерпнуты из «Книги о войнах» византийца Прокопия Кесарийского, жившего в VI веке. Это единственный древний автор, позаботившийся описать внешность дальнего, не особенно важного для империи народа - и то лишь потому, что эти варвары надоедали пограничным областям своими набегами. Помимо несколько романтизированного карамзинского пересказа мы можем узнать из трактата Прокопия, что славяне «телом и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые».

Борис Акунин. «История Российского государства от истоков до монгольского нашествия» (Москва. АСТ. 2013. стр. 48) 

 

Н. М. Карамзин пишет: «Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русые, подобно другим коренным Европейцам. - Сие изображение Славян и Антов основано на свидетельстве Прокопия и Маврикия, которые знали их в VI веке. »
(Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том I. Глава III. О Физическом и нравственном характере славян древних. )

«Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов  грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. » Хрестоматия по истории СССР. Том I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. - М., 1951. - С. 16-17).

 Владимир Иванович Лебедев (1894 - 1966) доктор исторических наук обошел эту тему, поставив многоточие.

Какая разница, какая у славян была кожа? - спросите вы. Для меня - большая. Краснокожими называли моих любимых индейцев, но это ещё не всё. Во время загара у меня кожа всегда была красного оттенка в отличие от всех. Кто-то удивлялся, а я всегда в душе радовался за то, что хоть кожа у меня как у индейца. Когда отец приезжал с Камчатки в деревню Бочкари, он поднимал нас на руки с сестрой и говорил, какие вы краснокожие. И ещё один маленький эпизод. Один мой друг как то мне сказал, ты вот все говоришь, славяне, а ведь сам-то ты настоящий славянин. Я очень удивился, ведь всегда считал себя немцем, индейцем тем более с зырянскими и угорскими корнями, а тут мне «славянин». Я ответил ему, - Я представляю славян иначе, для меня они с белой кожей, рыжие или светловолосые, курносые с широкими лицами. Конечно, по аутосомному ДНК мне указывает большинство происхождения «Восточная Европа», но славяне? Вот тогда он мне сказал, что, читая Карамзина, узнал, что раньше славяне были смуглые с красным оттенком. Я подумал, что друг что-то наверное напутал. Но когда прочитал об этом сам, то понял, как купируют историю и для чего. А ведь это хороший удар по «белой бестии».

 


 

Аварский каганат.

 

В 562 году образуется Аварский каганат, управляемый монгологоворящими жужанями, которые, к тому времени подчинив себе многие тюркские племена, завоевывают вместе с ними и славян.

 

Данные палеогенетики и этнической принадлежности авар.

В 23 захоронениях аварской элиты VII—VIII веков выявлены Y-хромосомные гаплогруппы N1a1-M46 (ранее N1c), R1b, I2, у авар из Венгрии добавились Y-хромосомные гаплогруппы N1a1a, C2, G2, I1, R1a и E1b. 14 мужчин из Дунайско-Тисского междуречья могут быть отнесены к Y-хромосомной гаплогруппе N-Tat (N1a1-M46). Два мужчины (из захоронений AC4 и AC7) из группы Transtisza принадлежат к двум различным субкладам Y-хромосомной гаплогруппы Q1: Q1a2 и Q1b. У образца SZ1. SG (SZO001. A0101) из Солада (Венгрия), датируемого бронзовым веком определена Y- хромосомная гаплогруппа R1a.

Интересно то, что три раза в больших количествах фигурирует N1a1-M46, характерная для финно-угорских народов, родиной которой считают Монголию или южную Сибирь. Но, в общем, мы видим достаточно большое разнообразие, те же R1a.

 

 

Этногенез авар.

 

Одни специалисты их относят к сянби или жужаням, другие - к тюркоязычным огурам, третьи - к ираноязычным хионитам, жившим в Приаралье и объединившимся в военном союзе с уграми.

О внешности авар известно, что мужчины отращивали волосы и заплетали их в косы. Венгерские археологи определяют аваров, как европеоидов (в большинстве) и отмечают, что маленькая прослойка, судя по всему - господствующая, сохраняла ярко выраженный монголоидный тип, такой, как у современных бурят и монголов (Тунгиды). Впрочем, ещё чаще у представителей той же господствующей группы отмечался так называемый туранский (среднеазиатский) тип строения лица. (Литература. Кёррер, Николай. Погибоша аки обре… // Газета «История». - 2001. - № 19. )

Из повести временных лет Нестора Летописца:

«Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», - их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге. »

 

Авары не истребляли славян, а брали с них дань и использовали в качестве пехоты в своих военных походах. Завоевав и ограбив очередное местное население на Балканах, авары, довольствуясь добычей, уходили к себе на кочевье, воины-славяне оставались, поскольку и здешние места, и женщины были красивыми. Вероятно, авары не заставляли их возвращаться на родину, возможно, по двум причинам. Славяне, оседая на новых местах, как бы оставались подданными каганата, а во-вторых, представляли пусть не кавалерию, но компактно проживающую пешую силу, вооруженную, вероятно, щитами и копьями. После падения аварского каганата в 823 году славяне, обитающие на этих территориях, приобретают статус автономных народов и свободу передвижения. Оставшееся там местное население славяне загоняют в горы, а сами селятся на черноземных местах у прекрасных водоемов.

«Поселяне Римские, слыша о переходе войска их за Дунай, оставляли домы и спасались бегством в Константинополь со всем имением; туда же спешили и Священники с драгоценною утварию церковною. Иногда, гонимые сильнейшими Легионами Империи, и не имея надежды спасти добычу, Славяне бросали её в пламя, и врагам своим оставляли на пути одни кучи пепла. Многие из них, не боясь поиска Римлян, жили на полуденных берегах Дуная в пустых замках или пещерах, грабили селения, ужасали земледельцев и путешественников.

Летописи VI века изображают самыми чёрными красками жестокость Славян в рассуждении Греков; но сия жестокость, свойственная впрочем народу необразованному и воинственному, была также и действием мести. Греки, озлоблённые их частыми нападениями, безжалостно терзали Славян, которые попадались им в руки, и которые сносили всякое истязание с удивительною твёрдостью, без вопля и стона; умирали в муках и не ответствовали ни слова на распросы врага о числе и замыслах войска их. Таким образом Славяне свирепствовали в Империи и не щадили собственной крови для приобретения драгоценностей, им ненужных: ибо они - вместо того, чтобы пользоваться ими - обыкновенно зарывали их в землю. » ( вспоминается Родион Раскольников. Прим. В. Крекера. ) ((Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том I. Глава III. О Физическом и нравственном характере славян древних. )

 

 

Интересен отрывок «Известие Иорнанда» из лекции Василия Осиповича Ключевского « … В IV в. их вождь Германарих завоеваниями образовал из обитателей нашей страны обширное царство. Это было первое исторически известное государство, основанное европейским народом в пределах нынешней России. В состав его входили различные племена восточной Европы, в названиях которых можно распознать эстов, мерю, мордву - всё будущих соседей восточных славян. Были покорены Германарихом и венеты или венеды, как называли западные латинские писатели славян с начала нашей эры. Историк готов Иорнанд, который сообщает эти известия о царстве Германариха, не указывает, где тогда жили эти венеты, собственное имя которых Σ χ λ α β α в византийских известиях появляется с конца V в. Зато этот латинский писатель VI в., хорошо знакомый с миром задунайских варваров и сам варвар по происхождению, Родом из Мизии, с нижнего Дуная, обстоятельно очерчивает современное ему географическое размещение славян. Описывая Скифию своего времени, он говорит, что по северным склонам высоких гор от истоков Вислы на обширных пространствах сидит многолюдный народ венетов. Хотя теперь, продолжает Иорнанд, они зовутся различными именами по разности родов и мест поселения, но главные их названия - склавены и анты. Первые обитают на север до Вислы, а на восток до Днестра (usque ad Danastrum); леса и болота заменяют им города. Вторые, самые сильные из венетов, простираются по изогнутому побережью Чёрного моря от Днестра до Днепра. Значит, славяне, собственно, занимали тогда Карпатский край. Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Эти карпатские славяне с конца V в., когда греки стали знать их под их собственным именем, и в продолжение всего VI в. громили Восточную империю, переходя за Дунай: недаром тот же Иорнанд с грустью замечает, что славяне, во времена Германариха столь ничтожные как ратники и сильные только численностью, «ныне по грехам нашим свирепствуют всюду». Следствием этих усиленных вторжений, начало которых относят ещё к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они долго оставались на карпатских склонах; здесь была промежуточная их стоянка. »

У этого же готского историка Иордана (ок 480-после 551) (ошибочно Ключевский его называет Иорнандом) в работе «De origine actibusque Getarum» («О происхождении и деянии гетов», иногда называемой Getica) есть упоминание о венедах, антах и склавинах:

« В их (рек) окружении лежит Дакия, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы (Вислы) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами.
Склавены живут от города Новиетуна (на Дунае) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра (Днестра) и на севере Висклы (Вислы); болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там где понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра (Днепра). Эти реки удалены друг от друга на много переходов. »

 

 

Как болгары стали славянами.

 

 

После смерти хана Курбата в 665 году его сын хан Аспарух унаследовал часть болгарской орды, которая называлась оногондуры. Оногондуры после безуспешной войны с Хазарским каганатом были вынуждены отступить за Дунай. И покорили обитавших там славян. Напомню, что изначально болгары не были славянами, а были тюркоязычным народом. Завоевав многочисленных славян, хан Аспарух создал Болгарское царство в 679 году.

С помощью завоеванных славян, которые составляли костяк основного войска, он не только успешно отбивал атаки Византийской империи, но и разгромил её армию при Онгале. И уже в 681 году Константин IV вынужден был признать Болгарское царство.

С помощью покоренных славян Аспарух достаточно успешно воевал с хазарами на востоке и с Византией на юге.

«Расширившись таким образом, они возгордились и начали нападать на лагери и местечки под властью римскою находившиеся, и людей уводили в плен: почему царь принужден был заключить с ними мир, согласившись платить ежегодную дань к стыду римского народа по множеству неудач его. » (Летопись Феофана Исповедника)
Признание византийским императором Болгарского царства юридически закрепило за Аспарухом статус законного царя.

В 689 году Аспарух, нарушив мирный договор, разбил византийскую армию во Фракии. Причиной этому послужил поход Юстиниана II в Македонию за рабами из славян. Однако, на обратном пути в горных проходах Фракии его поджидало свежее войско Аспаруха. Византийские войска были разгромлены, но самому Юстиниану удалось избежать плена.

Хан Аспарух создал мощное государство, элиту которого первоначально составляли тюрко-язычные болгары. Однако, болгары-завоеватели со временем растворились в покоренных ими славянах, утратив и свою культуру, и свой язык, оставив в память о себе лишь название «болгары». Сейчас болгары - славянский народ.

А вот, например, сербы, насколько они являются славянами в плане происхождения? На сегодняшний день сербские мужчины главным образом имеют игрек гаплогруппу средиземноморскую I2 – 34%, скифо-индо-европейскую, то есть славянскую R1a, то есть это 21, 6 %. Семито-хамитская E1b1b1занимает третье место - 15%. Как тут не вспомнить Иафета? Что касается женских гаплогрупп, то можно не сомневаться - все они балканские.

 


 

Восточные славяне.

 

Из «Повести временных лет»: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской. »

Нестор Летописец пишет о расселении славян с Дуная, мне ничего не остается сделать, как предположить, что первоначально часть славян прибыла на Дунай из Прибалтики. Этим я могу объяснить сходство в языке между балтийскими славянами и зорбами, и сходство языка зорбов с южными славянами - сербами и хорватами.

То есть, условно говоря, первая линия славян, условно назовем её «А» - юго-западная, развивалась следующим образом. Балтийские славяне расселяются к Висле, а во времена Аварского каганата за Дунай, живя в достатке на новых землях, среди покоренных народов. Там они стали плодиться и размножаться, но со слов Нестора Летописца, часть славян вынуждена была уйти с Дуная, теснимая «кельтами и волохами» (даками, румынами). С Дуная эти славяне уходили на восток, на территорию современной центральной и западной Украины.

Другая линия, условно назовем её «B», обитала в Прибалтике, живя главным образом охотой, рыбалкой и собирательством, стала распространяться на юго-восток, смешиваясь с финскими племенами, условно назовем эти народы предками белорусов. Постепенно они доходят до территории современной Украины, но остаются жить в лесах, к которым привыкли. Это те самые известные в истории древляне.

Итак, в 7-8 веках на территории Украины встречаются обе линии, линия «А», условно назовем её полянами (подразумевая под этим названием как выходцев с Дуная, так и полян (предков поляков)) и линия «B» (условно назовем её древляно - литвинской или древляно - белорусской).

То есть, условная граница так называемых «охотничьих угодий», разделявшая полян и древлян, была не только границей между двумя племенными союзами, а границей генетической, границей культурной. Прибалтийские славяне, живя в лесу среди болот охотой и рыбалкой, запросто сходились с живущими таким же образом жизни финскими племенами. А поляне уже были настроены более про-западно, как в генетическом, так и в культурном смысле. Это, вероятно, были землепашцы, фермеры и ремесленники, возможно, испытавшие на себе влияние христианской Византии. Генетики подтверждают, что современные русские мужчины, носители Y-гаплогруппы R1a, генетически ближе к белорусам и литовцам, а украинцы ближе к полякам, ободритам и сербам. Менталитет воинов и охотников еще покажет себя во времена князя Игоря, когда руссы-завоеватели после покорения полян столкнутся с древлянами.

На связь полян и Дуная косвенно указывает следующий фрагмент из «Повести временных лет»: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. »

 

Что касается степени родства славянских языков друг к другу, то предлагаю рассмотреть таблицу докторов филологических наук Алексея Сергеевича Касьяна и Анны Владимировны Дыбо.

 

То есть, мы наблюдаем, как примерно в XI -XII веках происходит разделение на условно южнославянские языки (сербский, болгарский, македонский) и западнославянские (чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицко-сербский). А самыми поздними языками являются белорусский, украинский, русский. Естественно, в таблице Касьяна и Дыбо речь идет о литературных языках, но очевидно, что язык полян и древлян был более древним, чем русский де факто. Кроме того, Касьяном и Дыбо был исключен из анализа  «люблянское койне» и литературный словенский язык, который рассматривался ими, как смешение южнославянских и западнославянских лексических черт. Вот это здорово! То, что могло стать зацепкой и отправной точкой для изучения, ими было исключено. Ну, это так. Для того, чтобы понять, что по этому вопросу может существовать и другая точка зрения. Авторы объясняют, что эти языки могут указывать на исходную западнославянскую атрибуцию словенского языка, который в течение длительного времени подвергался влиянию соседних сербохорватских диалектов, а качественные сводешевские списки для словенских диалектов на тот момент не были собраны. Из-за нехватки или ненадежности лексических данных в исследовании не были охвачены т. н. древненовгородский диалект, полабский язык и некоторые другие славянские идиомы. То есть создается впечатление, что авторы исключили возможную роль словенского языка, как более древнего языка, который мог существовать до разделения славянских языков на южные и западные. Этот вопрос остается открытым, но мысль эту я давно хотел зафиксировать.

     В целом, это не противоречит моей теории о том, что южнославянские языки вышли из западнославянских, а граница между племенными союзами полян и древлян была культурной границей между балтийскими лесными славянами, в чей генофонд и культуру вплетался финский мир, и балкано-польскими славянами, в чей генофонд и менталитет вливались дунайские и средиземноморские народы. Граница между охотниками, рыбаками с одной стороны и между пахарями, фермерами и ремесленниками с другой.

Неправильно считать, что место появления всех славян - Дунай. Нет, с Дуная пришли на территорию современной Украины главным образом те, кто впоследствии стал называться полянами. Ещё Михаил Погодин в «Русской Истории до монгольского ига» (Москва, 1872) пишет на первой странице:

«Предание, донесшееся из глубины веков, до наших летописателей, указывает племенам словянским первоначальное жилище в Европе на среднем и нижнем Дунае, - Дунай, который до сих пор слышится у нас повсюду в народных песнях. Говорит древнейший наш летописец Нестор, живший в XI столетии: «Сели суть словени по Дунаеви, где страна ныне Угорская земля (Венгрия) и Болгарская. » Далее на этой же странице:

« Наша страна получила себе обитателей, по случаю нашествия с запада кельтов или волохов (даков), которые растревожив славян в их пригретом гнезде, заставили многих искать себе новых жилищ. Они тогда стояли уже на известной степени образования, знакомые с земледелием и первоначальными искусствами, говорили языком богатым и значительно развитым, имели понятия и верования, о Боге и жизни посмертной, принесенные ещё из прародины своей Индии, с коей до сих пор обнаруживают свойство (сходство)».

То есть, здесь я никакой Америки не открыл, мы видим, что уже в середине XIX века Погодин не отрицал первоначального происхождения славян с востока, только он говорил об Индии, а не об Алтае. И естественно, когда он пишет о расселении славян с Дуная, то подразумевает как раз тех, кто в последствии станет называться полянами.

Мы уже должны учитывать, что так называемые «восточные славяне» на этот период название достаточно условное. Граница между древлянами и полянами являлась культурной границей славян - выходцев с Дуная и славян с Прибалтики. Как мы позже увидим, и северяне, и вятичи, и радимичи вместе с древлянами составляли единое культурное сообщество.

Нестор Летописец пишет, что потомки сыновей Кия стали править полянами:

«… после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.

Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», - их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...