Призвание Варягов. 1 страница
Глава 5. Призвание Варягов.
Чтобы перейти к этой теме, мы должны сначала понять, кто такие варяги. «Варягами» в древнеславянских летописях, а на латыни «норманнами», называли отряды морской пехоты раннего средневековья - викингов. Не все жители Скандинавии были викингами, поскольку здесь жили племена, которые занимались земледелием или оленеводством. Но термин «викинги» относится к тем, кто жил на побережье (vi’k - «бухта. »; то есть «викинг» - «тот, кто живет в бухте, или береговые люди». В Дании распространена версия о том, что викингами называли жителей Викена или Вика - историческое название области вокруг Осло-фьорда в современной юго-восточной Норвегии и некоторых частях западной Швеции. Были предположения, что слово викинг означает «человек из Викена». В эпоху викингов датские короли очень интересовались Викеном, и есть основания полагать, что земли в этом районе принадлежали датчанам. Викинги - береговые жители, которые занимались морским промыслом и ремеслами, главными из которых были морская торговля и разбой. На открытых или завоеванных землях викинги строили форты, укрепрайоны для торговли и базы для дальнейших разбоев, например Дублин, Йорк и Новгород. Варяги были предками основной части таких народов, как шведы, норвежцы, датчане, исландцы, фризы, англы и саксы. Эрик Рыжебородый был фризом, которым фризы гордятся до сих пор. Мой прадедушка Хайнрих Мартин Крекер, потомок голландских меннонитов, также имел фризские корни. Поэтому викингов я считаю так же моими предками, как и представителей финно-угорских народов. Викинги отправлялись в походы на своих больших длинных кораблях - драконах «драккарах», которые, благодаря небольшой осадке, могли проходить как по морям, так и по неглубоким рекам. Однако, во время большого шторма эти суда были ненадежны. Драккар напрямую ассоциировался с драконом, властелином нижнего Мира, аналог славянскому Велесу. Нос судна украшался резной головой дракона, парус символизировал крылья, а шпангоуты - ребра. Собственно шпангоут так и переводится - «деревянные ребра» (нидерл. spanthout, от spant - «ребро» и hout - «дерево»). Длинна драккара была от 16 до 37 метров. Самый большой драккар мог вместить в себя до 68 гребцов, не считая остальных воинов. Корпус драккара делался из дубовых досок, а мачта из сосны. Для прямоугольного паруса использовалось пропитанное животным жиром льняное полотно или полотна сотканные из овечьей шерсти, которые пропитывались также животным жиром.
Но могли быть и нестандартные варианты, например награбленный у византийцев шелк, или предназначенная под грунтовку на иконы паволока: «И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок (дорогая ткань сложного переплетения. прим. В. К. ), а славянам копринные (шёлк. Словарь русского языка XI-XVII веков. 1975 г, том 7, стр 298. прим. В. К). », - и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины (грубый холст. прим. В. К. ), не даны славянам паруса из паволок». («Повесть временных лет» в переводе Дмитрия Сергеевича Лихачева. ) Скорость драккара в среднем была 11 узлов (1 узел =1852 м/ч). Драккар управлялся при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. У викингов были и более специализированные лодки, маленькие, быстроходные «снеки» - змеи, которые развивали скорость до 20 узлов (37 км) в час. Снеки были предназначены для мелководных рек вмещали до 60 человек. Для морской торговли больше подходили «кнарры», это были лодки немногим длиннее 16 метров, то есть, ещё короче, чем снеки, но с большей осадкой, благодаря чему они были более вместительны, чем снеки. Именно на кнаррах было осуществлено большинство путешествий викингов в Исландию и Гренландию. В кнарре было место для домашних животных и всего остального, что требовалось на длинных маршрутах.
Что касается основного вооружения викингов. Копьё, длина которого была ок. 150 см, было самым простым и распространенным оружием, оно не было таким дорогим, как меч, но хороший меч был мечтой любого викинга. Умереть с мечом в руках для викинга считалось почетной смертью, а самоубийца, который пронзил себя мечом, попадал в Вальгаллу, впрочем, как и все самоубийцы по скандинавскому мировоззрению. Мечи изготавливались из тигельной стали. Меч был обоюдоострый, длиной около 90 см, масса клинка около килограмма.
«Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Хорезмийский учёный Мухаммед Аль Бируни оставил ценное свидетельство особенностей производства на Руси мечей из узорчатой стали в XI столетии: «Русы выделывали свои мечи из шабуркана (углеродистой стали), а долы посредине их из нармохана (железа), чтобы пре дотвратить их хрупкость. Аль фулад (оружейная сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (индийским булатом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок из обеих разновидностей железа - шабуркана и женского (железо). И стали получаться у них на сварных плетеньях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеривались получить. Аль фаранд же не получается соответственно намерению при изготовлении, и не приходит по желанию, но он случаен». (Аль-Бируни)» (Б. А. Колчин «Техника обработки металла в древней Руси» 1953) По мимо этого оружия викинги использовали топоры, ножи-саксы и луки, изготовленные из одного куска дерева тиса, ясеня или вяза. Для изготовления тетивы использовали человеческий или конский волос с хвоста. Викинги защищались кожаными доспехами, кольчугами, деревянными щитами и металлическими шлемами.
Согласно «Повести временных лет» и другим летописям в 862 году Рюрик был приглашён на княжение (т. н. «призвание варягов») племенами чуди, ильменских словен, кривичей, мери и веси. На что Рюрик любезно откликнулся и со всем своим родом и не только приехал на территорию проживания этих племен. Он стал княжить в Ладоге (по версии «Повести временных лет»), поскольку Новгорода, как города еще не было, он был основан Рюриком позже, а по некоторым источникам, Новгород был построен уже после смерти Рюрика. Пришедшие вместе с Рюриком его братья Синеус и Трувор поселились в других местах и основали там торговые посты. После смерти братьев Рюрик стал единоличным правителем и основал город, известный как Новгород. «Варяжский вопрос» в современной истории отягощён, прежде всего, националистическими, идеологическими и политическими аспектами и, как правило, имеет яркую политическую окраску. Существует два основных взгляда на это событие: норманская теория и антинорманская теория:
Норманская теория.
Кратко, смысл этой теории заключается в том, что Рюрик - скандинав, варяги - скандивавы, русь - скандинавский род. И варяги - русь основали государство, известное как Киевская Русь.
Викинги русы.
(Николаев С. Л. Семь ответов на варяжский вопрос // Повесть временных лет / Пер. с древнерус. Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Комм. и статьи А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова, А. М. Введенского, Л. В. Войтовича, С. В. Белецкого. - СПб. : Вита Нова, 2012. С. 411-418. )
Антинорманская теория. Пытается опровергнуть роль скандинавов в создании Древнерусского государства. Антинорманизм включает широкий спектр концепций и гипотез, общими признаками которых являются отрицание существенного влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвижение альтернативных норманской гипотез. Антинорманисты утверждают, что народ русь и варяги, составившие раннюю элиту Древнерусского государства, а следовательно, и первые представители правящей династии вовсе не являются потомками выходцев из Скандинавии, а были восточными или балтийскими славянами. На крайний случай уж пруссами (которых они также могут рассматривать в качестве славян). Сегодня антинорманизм распространён в среде фолк-хистори, и в славянском неоязычестве.
Ранние русские летописи, начиная с самой ранней достоверно известной «Повести временных лет», возводят народ русь к скандинавам. Более поздняя литературная традиция соотносит этот народ с Русом из легенды о трёх славянских братьях - Чехе, Лехе и Русе. В законченном виде легенда появилась в «Великой Польской хронике» XIV века. В Воскресенской летописи середины XVI века имеется следующая версия возникновения слова «русь»: «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася инымъ именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень». Однако, упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века. В начале XVI века немецкий дипломат Сигизмунд фон Герберштейн первым зафиксировал народную этимологию, согласно которой название «Руссия» произошло «от одного очень древнего города по имени Русс, недалеко от Новгорода Великого». В другом месте Герберштейн пишет: «Руса, некогда называвшаяся Старой Руссией (то есть давней или древней Руссией), древний городок под владычеством Новгорода…».
Я не буду перечислять многочисленные антинорманские теории, отмечу только главные тенденции самого течения на территории России. Поскольку норманская теория получила широкую известность в России в первой половине XVIII века, благодаря деятельности немецких историков в Российской академии наук - Г. З. Байера (1694-1738), позднее Г. Ф. Миллера, Ф. Г. Штрубе де Пирмонта и А. Л. Шлёцера, то в некоторых «патриотически настроенных» кругах зрело недовольство. Первым, кто возмутился против того, что Рюрика и всех руссов записали в шведы, был Михаил Ломоносов. Пять лет обучения в Германии, ссора с учителем Иоганном Генкелем из-за отказа выполнять черновую работу, да вдобавок ещё насильственная служба в прусской армии, из которой Михаил дезертировал на родину, способствовали развитию германофобии. После возращения в Россию он, естественно, боролся «с бироновщиной» и «засильем немцев». Думаю, германофобия вылилась у него в противостояние с норманской теорией Герхарда Миллера, к которому у него была личная неприязнь. Михаил Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал, как непреложный факт:
Как сарказм, Ломоносов выставляет в упрек Миллеру инфантильность славян, передразнивая его: «Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет. » М. В. Ломоносов (Составитель - Пелевин Ю. А.; текст - Казанская история / Подг. текста и пер. Т. Ф. Волковой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. - СПб.: Наука. 2005). Вопреки авторитету Ломоносова, «антинорманская теория» не была официально признанной, ни во времена царской России, ни в первые годы советской власти, которая противопоставляла себя великорусскому самодержавному шовинизму. Большинство советских ученых придерживались «норманской теории» до середины 1940-х годов. Однако, война с нацистской Германией и плакаты «Бей немца! » нашли своё отражение и в такой науке, как история. Следующий за Михаилом Ломоносовым, кому не пришлась по душе норманская теория, был Сталин, и после победы над Германией, советские историки стали переписывать историю на новый лад. Советские ученые сталинского периода старались подчеркнуть величие советской империи, как восприемницы Российской империи, но сейчас уже без участия в ней «германцев». Они находят «множество доказательств» непричастности германцев, к коим относятся и шведы, к созданию русской государственности. Они доказывали славянское происхождение как самого Рюрика, так и руссов. Среди этих исследователей заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых русских князей - «антинаучная норманская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство. Опираясь на доводы Татищева и Мекленбургские генеалогии, сторонники славянофильской теории искали и находили свои «убедительные доказательства». Идеологической установкой для советских историков стало доказательство тезиса о славянской этнической принадлежности племени русь. Характерные выдержки из публичной лекции доктора исторических наук В. В. Мавродина, прочитанной в 1949 году, отражают состояние дел в советской историографии сталинского периода: «Естественно, что «учёные» прислужники мирового капитала стремятся, во что бы то ни стало опорочить, очернить историческое прошлое русского народа, принизить значение русской культуры на всех этапах её развития. Они же «отказывают» русскому народу в инициативе создания своего государства. […]»
Среди советских историков сталинского периода антинорманскую теорию вводил в сознание советских людей лауреат Сталинской премии (1949) историк и археолог Борис Александрович Рыбаков (1908-2001): «По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит («Повесть временных лет»: «В лето 6370 изгнаша Варяги за море и не даша им дани и почаша сами в собе володети»), некоторым историкам представляется маловероятным. » Так, Б. А. Рыбаков считал, что: «Один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде. Летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. » То есть, Рыбаков не отрицает, что варяги это наглые скандинавы – захватчики, но вот русь это уж точно славяне. Он уверен, что в Повести временных лет - ошибка или «приписка» о том, что русь - варяжский род. По его мнению переписчик Повести «…многое исказил в тексте Нестора, ввел в его «Повесть» много грубоватых вставок. Так возникло нелепое отождествление варягов с русью, которое ничего иного не означало, кроме того, что если варяги оказывались в столице Руси, в Киеве, если поступали на русскую службу, то их и считали русью. (Литература: 1. Хрестоматия по истории России. Кн. 1. С древнейших времен до XVII века. — М.: Международные отношения, 1994, с. 28–31, 36–37. О «Мекленбургской генеалогии» мы ещё поговорим, хотелось бы ещё немного о мыслях и деятельности Рыбакова. Рыбаков, по сути, формировал мировоззрение поколения СССР 40-50-х годов. «Миллионы школьников и многие тысячи студентов учились по учебникам Рыбакова. Несколько десятков докторов и кандидатов исторических наук считают его своим учителем. Существует крупная «рыбаковская» школа историков Древней Руси». (Трушкан И. Е. Рыбаков Борис Александрович // Энциклопедический словарь Московского университета: Исторический факультет / Под общ. ред. С. П. Карпова. - М.: Изд-во МГУ; РОССПЭН, 2004. - С. 399. ) Передовой ученый и археолог отождествлял славян со скифами - пахарями, которые «снабжали хлебом» всю цивилизованную Европу (античный мир). Легендарного Кия он считал киевским князем VI века и доказывал, что понятие «Русская земля» сложилось уже к середине VI века и, следовательно, Киевское государство возникло за 300 лет до варягов. Кроме того Рыбаков заявлял об основании Новгорода киевлянами для защиты северных рубежей. По мнению Рыбакова, сторонники норманской теории, пропагандируют лженауку, занимаются подтасовками, имеющими целью принизить творческие способности славян. Человек, обвиняющий немецких националистов в спекуляции культом «истинных арийцев», которые считали славян «недочеловеками», к концу жизни начал открыто пользоваться термином «арийцы» (1) и заявлял об «арийских» корнях славян (2). На что я хочу заметить, что у славян - носителей R1a действительно общие предки с арийцами. Но и ацтеки, построившие имерию, и прерийные команчи и западные шошоны, главным орудием которых были палки-копалки, принадлежат к одной языковой семье и происходят от одного мужского предка. Что, будем внушать западным шошонам, что они имеют ацтекские корни? Литература: Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»). Ларюэль, Марлен. Арийский миф — русский взгляд / Перевод с французского Дмитрия Баюка. 25. 03. 2010 // Вокруг света. - 2010. Однако, со слов коллег, историк негативно относился к псевдонауке и неоднократно публично призывал к борьбе с ней. Так, он считал «Велесову книгу» подделкой, отказался обсуждать идеи Г. С. Гриневича, автора псевдонаучных «дешифровок» древних надписей. Сын Б. А. Рыбакова историк Ростислав Рыбаков в интервью для «Литературной газеты» отмечал: «Вспоминаю последнее заседание бюро отделения, на котором выступал Б. А. Оно было долгим, все устали, и, когда ему дали слово, он был телеграфно краток: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга и Фоменко. ». И сел на своё место. По сути, это стало его завещанием нам, историкам. (Парпара А. А. «Сколько весит наука? » (Вспоминая академика Бориса Рыбакова) // Литературная газета. — 2008. - № 22 (6174). - С. 15. )
Среди сторонников антинорманской теории были и знаменитый сатирик Михаил Задорнов, и «Народный художник СССР» (1980) Илья Глазунов.
Мекленбургские генеалогии: «В 1716 году к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V проректор гимназии Фридрих Томас издал труд, использовав для своей работы манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года. В 30-х годах XIX века французский писатель Ксавье Мармье публикует в книге «Северные письма», якобы «народное предание» потомков «онемеченых ободритов», в котором сообщается, что в VIII веке королем ободритов был Годлав, и было у него три сына - Рюрик Мирный, Сивар Победоносный и Трувар Верный. Братья отправись на Восток в поисках славы. После долгих и упорных боев они добрались до страны Руссии, которой правил жестокий тиран, а народ боялся подняться на восстание. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. » Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования Мекленбургской генеалогии Рюрика, то есть в XIX веке. То есть, Рыбаков не доверяет Повести временных лет, однако, практически за чистую монету воспринимает довольно сомнительный источник, но соответствующий его идеологическим убеждениям. На Рыбакове ставим точку и переходим ещё к одной антинорманской версии - ободритской. Ободриты - славянский народ, проживавший на побережье Балтийского моря. Версия гласит, что король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Драско) наследовал корону, а другой сын, Годлиб, погиб в 808 году при взятии торгового форта Рерик датским конунгом Годфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника - Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod). К этой версии относится и то, что имя «Рюрик» происходит от поморско-славянского слова «rerig» - сокол или полабско-ободритского «rorö g», «ræ reg». Сторонники этой теории в качестве косвенного доказательства ссылаются на герб Старой Ладоги, хотя нигде он не сохранился, как герб, и о нем не указано в гербовниках ни одного из государств. Сомнительный герб можно описать следующим образом: «Пикирующий золотой сокол на красной финифти». Именно этот герб, якобы неправильно сынтерпретированный, известен, как «украинский трезубец», в котором можно найти и монограмму слова «воля». Поскольку поселение Старая Ладога было основано Рюриком, то аргумент мог показаться весьма убедительным. Родиной или вотчиной «Рюрика Ободритского» называют поселение на берегу Балтийского моря - Рёрик.
Да, действительно, был торговый форт Рерик, но он был основан викингами из Дании до 800 года и приносил доход королю Дании. Однако, Карл Великий уговорил местных славян ободритов напасть на форт и захватить его, что было и сделано. И теперь с этой торговой точки доход имел уже Карл Великий. В 808 году Годфрид в союзе со славянским племенем вильцы, которые были традиционными врагами ободритов, отвоевал форт обратно. Годфрид взял на корабль всех уцелевших купцов, чтобы вернуть их на родину, а форт сжег. Ободриты под руководством Драско восстановили форт, но посланцы Годфрида убили его в 810 году и, вероятно, разрушили поселение вторично. По сведениям немецких исследователей, город Рёрик действительно существовал, но столицей ободритов он наверняка не был. В самый свой расцвет торговый форт Рёрик насчитывал от 100 до 200 постоянных жителей. Да и название Рерик этот город имел не от ободритского слова «сокол», а потому что берег был усеян тростником, который до сих пор там растет. Название торгового форта происходит от древнескандинавского (древнеисландского) «reyrr» - тростник, по расположению в старой озёрной котловине, покрытой густыми зарослями тростника. ( Herrmann J. Siedlung, Wirtschaft und gesellschaftliche Verhä ltnisse der slawischen Stä mme zwischen Oder/Neiß e und Elbe: [нем. ]. - Berlin, 1968. - С. 19. )
Что касается Старой Ладоги, скандинавское название которой Альдейгья, Краниологическая серия XI—XII веков, включающая 47 черепов, получила название «Старая Ладога». Она была изучена В. В. Седовым 1950-е годы. Т. И. Алексеева (1969, 1973 гг. ) нашла у этой группы аналогии в сериях железного века из скандинавских стран, что отличает её от всех восточно-славянских серий. (Санкина С. Л. Скандинавская проблема в свете антропологических данных: группы Русского Севера и Северо-Запада эпохи средневековья (XI—XIII века) // Археология, этнография и антропология Евразии № 1 (33) 2008. )
Y-хромосомные гаплогруппы жителей Старой Ладоги X-XII веков. На сегодняшний день палеогенетиками определены Y-хромосомные гаплогруппы останков семи мужчин, живших здесь в X-XII веках. Четверо имели скандинавскую Y-гаплогруппу I1, один со скандинавской R1a1a1b1a3a-Z284-L448, и двое, вероятно, были выходцами с Ближнего Востока, но принадлежали к разным гаплогруппам: один R1b1a1b1a1a2c и второй T1a1a-L208, возможно оба были арабскими купцами. Изотопный анализ стронция зубной эмали показал, что, по меньшей мере, пятеро погребённых были не местными. Похожий изотопный состав зафиксирован в районе озера Меларен на восточном побережье Швеции. (T. Douglas Price, Vyacheslav Moiseyev, Natalia Grigoreva. Vikings in Russia: origins of the medieval inhabitants of Staraya Ladoga // Archaeological and Anthropological Sciences, 2019) Археологические раскопки определяют большинство предметов, относящихся к IX-XI вв., как изготовленные фризскими мастерами. Наряду с этим была найдена византийская печать и арабские монеты.
А теперь о причастности к этой к «ободритской версии» герба Старой Ладоги. Кандидат исторических наук, доцент Пчелов Евгений Владимирович пишет по поводу интерпретации «тамги Рюриков», в которой некоторые отечественные историки опознали сокола: «Какие только предположения не высказывались! В знаках видели и воинскую эмблему - якорь (И. А. Бартоломей), шлем, возможно, норманнский (П. Н. Милюков), секиру или топор с двумя лезвиями, так называемую франциску (П. М. Сорокин, А. В. Орешников), лук со стрелой. И некое условное геральдико-нумизматическое изображение: светильника (А. Воейков, И. П. Сахаров), хоругви (Ф. А. Жиль, Я. Волошинский), церковного портала (С. Г. Строганов), птицы — норманнского ворона (барон Б. В. Кёне) или голубя (А. А. Куник). Распространенной была версия о том, что это государственная эмблема: трезубец (Н. М. Карамзин), часть византийского скипетра (граф И. И. Толстой), держава (А. А. Куник), даже скифский скипетр (Д. Я. Самоквасов). Существует мнение, что знак являлся символом княжеской собственности, весьма распространенной в домонгольский период. Встречается и несколько более «формальных» прочтений: монограмма (руническая или византийская), геометрический орнамент (византийский, скандинавский, восточный, славянский), наконец, некая церковно-христианская эмблема (христограмма), представлявшая собой лигатуру альфы и омеги. Одни из последних интерпретаций знаков - символ «якорь-крест» и условное изображение скандинавского корабля. И среди всего этого многообразия есть версия, в свое время высказанная С. А. Гедеоновым. Знаки Рюриковичей, якобы, не что иное, как схематическое изображение летящего вниз сокола-рарога. Как не вспомнить тут и русский фольклор: былины и сказки (богатырь Вольга или Финист Ясный Сокол). По мнению приверженцев гипотезы Гедеонова, именно сокол был древним тотемом русского княжеского рода, имевшего западнославянскую прародину. Однако нужно иметь в виду, что это лишь одна из десятков интерпретаций знаков Рюриковичей. В последнее время трудами исследователей, и прежде всего видного историка и археолога С. В. Белецкого, установлено гипотетическое наследование изображений знаков в династии Рюриковичей и принадлежность различных форм знаков тем или иным князьям. » (Евгений Пчелов. " Рерик славянский и Рорик ютландский". )
От себя добавлю тем, кто не совсем понял Белецкого. Так называемый «герб Рюрика», известный как украинский «Трезубец» - аналог тамги, и каждое последующее поколение его видоизменяло, таким образом, последующие поколения имели мало общего с тамгой «основателя рода». Тамга указывала на принадлежность предмета, животного (клеймо) или охотничьего участка. Тамга в Северной Европе, вероятно, была предтечей геральдики, но не являлась ещё полноценной геральдикой, поэтому о «гербе Рюрика» не может идти никакой речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|