Призвание Варягов. 2 страница
Норманская теория. Норманская теория буквально соответствует тексту «Повести временных лет» Нестора Летописца, которая со временем подтвердилась и археологическими раскопками. Значимый, если не главный вклад в доказательство норманской теории внесли как генетические исследования представителей рода Рюриковичей, так и палеогенетические тестирования останков из Старой Ладоги.
Читаем «Повесть временных лет» в переводе Дмитрия Сергеевича Лихачева о событиях этого периода:
«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок? ». Те же ответили: «Были три брата» Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. »
Происхождение Рюрика интересовало сторонников различных гипотез, часть из которых рассматривает Рюрика (др. -сканд. Hrœ rí kr или Hrø rek), как скандинавского князя или короля датского Хедебю, которого славянские и финские племена, если верить летописям, призвали на княжение. Древнерусские летописи начали составляться во времена правления Рюриковичей спустя почти 200 лет после смерти Рюрика, что, собственно, немаловажно. Ибо можно было сесть за правду и на кол. Древнейшими рукописями являются «Повесть временных лет» XIV—XVI веков и первый зафиксированный документ о Рюрике - суздальская Лаврентьевская летопись 1377 года. По мнению исследователей, она восходит к первоисточнику написанному в начале XII века. Наряду с ней первая Новгородская летопись XV века. «Повесть временных лет» и первая Новгородская летопись, по мнению авторитетного филолога и ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова, восходят к общему источнику конца XI века «Начальному своду», который уже содержал в себе сказание о призвании варягов. Текст «Начального свода» фрагментарно сохранился в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV века. Согласно этим летописям, междоусобица среди славянских и финских племен вынудила представителей ильменских словен, кривичей, чуди, веси и мери призвать в 862 году варягов.
На призыв откликнулись Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором, которые взяли всех своих родственников и пришли на земли финские и славянские. Рюрик сел в Ладоге, по другим версиям, - сразу в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Это событие и стало отсчитывать дату образования русской государственности. «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два года умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. » («Повесть временных лет»). «В лето 864 оскорбившиеся новгородцы поступками как будто мы были робами и много всяческого зла пострадавшие от Рюрика и рода его. Того же года убил Рюрик Вадима Храброго и многих убил новгородцев советников (сторонников) его. » «Въ лето 6372 [864]… Того же лѣ та оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его». Того же лѣ та уби Рюрикъ Вадима храбраго, и иныхъ многихъ изби Новогородцевъ съветниковъ его… В лѣ то 6375… Того же лѣ та избѣ жаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Кiевъ много Новогородцкыхъ мужей. (Полное собрание русских летописей. СПб., 1862. Т. 9. Никоновская летопись С. 9. )
Согласно летописи, в 879 году Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего… то ли родственника, то ли военначальника.
Теперь мы познакомимся с трактовкой Карамзина. Глава IV. Призвание Князей Варяжских в Россию.
Призвание Князей Варяжских в Россию. «Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: Славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление, и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде мечь сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец - и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют своё младенчество, и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделённое на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.
Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и Славяне, убеждённые — так говорит предание - [69-70]советом Новогородского старейшины Гостомысла, потребовали Властителей от Варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике; но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей Истории.
Г. 862. Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окружённые многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечем права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Смоленск, населённый также Кривичами, и самый Полоцк оставались ещё независимыми и не имели участия в призвании Варягов. Следственно Держава трёх Владетелей, соединённых узами родства и взаимной пользы, от Белаозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянскихь, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской Губерний была названа тогда Русью, по имени Князей Варего-Русских. - Более не знаем никаких достоверных подробностей; не знаем, благословил ли народ перемену своих гражданских уставов? насладился ли счастливою тишиною, редко известною в обществах народных? или пожалел о древней вольности? Хотя новейшие Летописцы говорят, что Славяне скоро вознегодовали на рабство, и какой-то Вадим, именуемый Храбрым, пал от руки сильного Рюрика вместе со многими из своих единомышленников в Новегороде — случай вероятный: люди, привыкшие к вольности, от ужасов безначалия могли пожелать Властителей, но могли и раскаяться, ежели Варяги, единоземцы и друзья Рюриковы, утесняли их - однако ж сие известие, не будучи основано на древних сказаниях Нестора, кажется одною догадкою и вымыслом.
Y-гаплогруппа Рюриковичей.
Группой учёных под руководством польского исследователя Анджея Байора и других было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 25 человек, считающих себя потомками Рюрика. Также в список на сайте были включены люди, у которых оказались близкие к Рюриковичам гаплотипы. Подавляющее большинство этих людей имеет с ними общего мужского предка, всё-таки существенно ранее времени жизни Рюрика, и для таких людей было придумано обозначение «прото-Рюриковичи». Полный список состоял из 191 человека. (familytreedna. com/ Rurikid Dynasty DNA Project)
Таким образом, современная корпорация Рюриковичей (признаваемых в таковом статусе Российским дворянским собранием) принадлежит к по крайней мере двум разным гаплогруппам: N1a1 (большинство ветвей, происходящие от Мономаха) и R1a (тарусская ветвь, от Юрия Тарусского). Так, Е. В. Пчёлов обратил внимание на общую небрежность генетического исследования и на его методологическую несостоятельность. Он отметил, что в исследовании принимали участие только отдельные представители дворянских родов, причисляющих себя к Рюриковичам, в то время как для того, чтобы определить происхождение (или принадлежность) какого-либо рода к Рюриковичам, совершенно недостаточно исследовать гаплотип только одного его представителя. Необходимо провести исследования потомков разных линий одного рода и только тогда можно делать какие-то выводы. Кроме того, в исследовании принимали участие люди с сомнительной родословной (например, среди изученных оказался человек, называвший себя «внебрачным потомком Волконских») или лица, заведомо никакого отношения к Рюриковичам не имеющие. Так, в исследовании участвовал человек, относящий себя к княжескому роду Пожарских, в то время как данный род пресёкся ещё в XVII веке. Так, О. Н. Барабанов в отношении потомков Владимира Мономаха утверждает возможность их происхождения от норвежского короля Олава Святого в результате тайной любви последнего с женой Ярослава Мудрого - Ингигердой, о чём позволяют говорить, как им указывается, легенды из скандинавских саг и их анализ, проведённый российско-немецким скандинавистом Ф. А. Брауном (1924), а также российским скандинавистом Т. Н. Джаксон. Однако, достоверность легенд, изложенных в скандинавских сагах, ставится под сомнение историками-скандинавистами, такими как Е. А. Мельникова, Г. В. Глазырина и сама Т. Н. Джаксон: по их словам, исторические факты в сагах подверглись сильной беллетризации - в сюжете о «тайной любви» слишком много от европейской куртуазной литературы, распространённой в XII-XIII веках, то есть в то время, когда записывались саги, и поведение героев саг типично для подобного сюжета. Также в данном сюжете заметно типичное для скандинавской литературы подчеркивание превосходства скандинавов (Ингигерды и Олава) над иноплеменником (Ярославом). Кроме того, О. Н. Барабановым рассматривается возможность искусственного конструирования родословных в отношении потомков Олега Святославича Черниговского, включая как носителей N1c1, так и R1a. В свою очередь, исконной гаплогруппой Рюрика, как считает О. Н. Барабанов, является I2, однако происхождение которой, со ссылкой на Ю. К. Кузьменко и Спенсера Уэлса, им некорректно трактуется как скандинавское.
Литература: 1. Пчелов Е. В. Каким образом исследуют генетику Рюриковичей и что из этого получается? - «Генофонд. РФ». 05. 02. 2016. ) 2. Долгов В. В. Генетические исследования и история Древней Руси // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. 3. Барабанов, О. Н. Рюриковичи или Олафовичи: гипотеза об Y-гаплогруппе I2 у Рюрика по данным ДНК его возможных потомков // Пространство и Время. - 2015. - № 3 (21). - С. 201-204. ) 4. Джаксон Т. Н., Харальдссон О. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том V: Древнескандинавские источники: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. - С. 62. - 384 с. 5. Мельникова Е. А. Брак Ярослава и Ингигерд в древнескандинавской традиции: беллетризация исторического факта / XIII Скандинавская конф. - М.; Петрозаводск, 1997. - С. 151-153. ) 6. Бибиков М. Б., Глазырина Г. В., Джаксон Т. Н. Часть V. Скандинавские источники (Глава 4. Ярослав Мудрый в скандинавской традиции) // Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования / под ред. Е. А. Мельниковой. - М.: «Логос», 1999. - С. 508-510. - 605 с. 7. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. - 1. - М.: Молодая гвардия, 2001. - С. 185. - 583 с.. 11. «verenich». Тезисные выводы статьи о эволюции «динарской подгруппы» гаплогруппы I2a. Заметки о генетике (25 декабря 2014). Дата обращения: 29 февраля 2020.
Прежде чем представить свою точку зрения на эти события, хочу познакомить с мнением Евгения Пчелова изложенным в его книге " Рерик славянский и Рорик ютландский".
Ниже размещен фрагмент из книги Евгения Пчелова " Рюриковичи: история и генеалогия" (М.: Академический проект, 2016). Из этого отрывка я уже цитировал в этой части то, что касается «герба Рюрика». В этом небольшом отрывке Пчелов не только убеждает развенчать антинорманскую теорию, но доносит до читателя известные сведения о Рорике, об отношении к этому вопросу Рыбакова и Вернадского. И, что не менее важно для меня, в его тексте упоминаются фризы - народ моих предков.
Рерик славянский и Рорик ютландский «Интересные сведения по древней истории новгородской земли донесли до нас некоторые русские летописи. В Новгородской Первой летописи младшего извода (сер. XV в. ) в списке посадников города первым стоит имя некоего Гостомысла. Затем следуют известные по летописям Константин («Коснятин») и Остромир, посадники при Ярославе Мудром и его сыне, Изяславе Ярославиче, т. е. в первой половине - середине XI в. В Новгородской Четвертой летописи, древнейшие списки которой относятся к последней четверти XV в., и некоторых других, в части, посвященной предыстории Руси, рассказывается о том, что «словене же, пришедше с Дуная, седоша около озера Ильмеря, и прозвашася своим именем, и зделаша град и нарекоша и (т. е. его) Новгород, и посадиша старейшину Гостомысла». Затем, под пером книжников конца XV — начала XVI в. Рюрик получил невероятную генеалогию и из безвестного варяжского конунга превратился ни много, ни мало в родственника римских (! ) императоров. Так, в «Послании» бывшего киевского митрополита Спиридона-Саввы (1510-е гг. ) и в «Сказании о князьях Владимирских» (конец XV — начало XVI в. ) рассказывается о разделении «Вселенной» римским императором Августом, который одному из своих «сродников» (родственников) Прусу выделяет земли будущей Пруссии. Этот-то Прус и оказывается прямым предком Рюрика. «И в то время некий воевода новогородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода, и рече: " Совет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода". Они же шедшее в Прусскую землю и обретошя тамо некоего князя имянем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племенник имянем Олег. И оттоле наречен бысть Новъгород Великий; и княжай в нем князь великы Рюрик», — говорится в «Послании» Спиридона-Саввы. Эта легенда была зафиксирована в Воскресенской летописи (закончена в 1541 г. ) уже в качестве официальной версии: Прус становится братом Августа, а Рюриковичи — потомками династии римских императоров. Дальнейшее развитие сюжета о Гостомысле отразилось в Иоакимовской летописи, которая была составлена, возможно, в XVII в., но не сохранилась, а известна лишь по «Истории Российской» уже упоминавшегося В. Н. Татищева (при этом, по-видимому, Татищев творчески дополнил ее текст, если не сочинил его полностью). Здесь рассказывается о древней истории славян и родословной их князей: о Славене, его потомке Вандале, жене Вандала «от варяг» — Адвинде и трех их сыновьях — Изборе, Владимире (Древнем) и Столпосвяте. В девятом поколении от Владимира Древнего указывается некий Буривой, воевавший с соседями, но побежденный ими при реке Кумени. Ему наследовал сын — Гостомысл, имевший, в свою очередь, трех дочерей и четырех сыновей, старшим из которых был Выбор. Все сыновья погибли в битвах с врагами или умерли «дома». Дочери были выданы замуж, но неизвестно «доподлинно» за кого: старшая, как пишет Татищев, за князем в Изборске. Сыном средней — Умилы — был Рюрик. Рассказывается также и о чудесном сне Гостомысла. Новгородскому старейшине снится, что из чрева его средней дочери вырастает огромное дерево, покрывающее своими плодами и ветвями весь «град Великий». Волхвы объясняют это как доброе предзнаменование, свидетельствующее, что потомство Умилы чрезвычайно разрастется и будет править всей славянской землей. Перед смертью Гостомысл велит пригласить в Новгород своего внука Рюрика, и таким образом династия Рюриковичей оказывается по женской линии своеобразным продолжением рода древних славянских правителей. Отношение к этим рассказам было неоднозначным. Слишком уж очевидна их мифичность. Ряд имен вообще возник, вероятно, лишь из желания объяснить соответствующие топонимы (например, название Выборга, которое на самом деле имеет шведское происхождение). Против достоверности Иоакимовской летописи выступали и Н. М. Карамзин, и другие историки. Имя же Гостомысла было использовано летописцами ХV-ХVІІ вв., чтобы как-то объяснить призвание Рюрика на Русь. Но само имя «старейшины» в новгородских летописях может свидетельствовать об отголосках древних преданий. Было известно оно и у западных, балтийских славян. Их правитель Гостимусл упоминается во франкских латиноязычных анналах, где под 844 г. сообщается о походе короля Людовика Немецкого на земли ободритов, в результате которого и погиб этот вождь. Другие западнославянские князья присягнули на верность Людовику, но, как только опасность миновала, тотчас же нарушили свою клятву. Некоторые исследователи попытались отождествить ободритского Гостимусла и новгородского Гостомысла, полагая, что сведения о славянском правителе могли сохраниться в русских источниках, что кажется маловероятным. Рассказ об удивительном сне Гостомысла вполне «традиционен». Похожие легенды были широко распространены в сказаниях и других народов, например, известна такая легенда, повествующая о рождении Кира Великого. В своде скандинавских саг «Круг Земной», составленном знаменитым исландским скальдом Снорри Стурлусоном в XIII в., также имеются схожие мотивы. В этом произведении рассказывается о древней истории Норвегии и ее королей, начиная с легендарных богов-асов. Жена одного из норвежских правителей, конунга Хальвдана Черного, Рагнхильд перед рождением сына видит похожий сон, точно так же объясненный прорицателями. И действительно, сын Рагнхильд, великий конунг Харальд Прекрасноволосый, не только объединил всю Норвегию под своей властью, но и стал основателем разветвленного рода норвежских королей. Уже говорилось о том, что в историографии ХVIII-ХІХ вв. существовала версия о тождестве варягов с балтийскими славянами. Еще в XVI-XVII вв. европейские авторы проводили такую параллель, основываясь на простом созвучии - совпадении названий «варяги» и «вагры» - так называлось одно из племен балтийских славян. Совпадение имен Гостомысла и Гостимусла придало этой версии дополнительный «аргумент». Ободриты, лютичи, вагры и другие западнославянские племена жили на южном побережье Балтийского моря. Их земли располагались между реками Одер и Эльба (Лаба), поэтому их еще именуют полабскими славянами, позднее на эти территории пришли германцы. На северо-западе балтийские славяне соседствовали с Ютландией, то есть датскими землями. Одним из ободритских городов являлся Рерик (Рериг). По названию столицы и самих ободритов иногда именовали рериками. Рерик был крупным торговым центром во второй половине VIII - начале IX в. В 808 г. датский конунг Готтрик (Годфрид) захватил Рерик, разрушил его и перевел оттуда купцов в датский город Хедебю. Примечательно само название города, напоминающее имя древнерусского князя. Однако на самом деле это не самоназвание города, а иноназвание: Рерик - название датское, а славянское его наименование неизвестно. Восходит же это название к древнеисландскому reyrr - «тростник», по расположению в старой озерной котловине, покрытой густыми зарослями тростника. В то же время некоторые исследователи были склонны возводить название Рерик к славянскому слову «рарог», что означает сокол (очередное сопоставление просто созвучных слов). На этом основании было выдвинуто еще более абсурдное предположение, что имя Рюрик имеет западнославянские корни. Эта мысль органично вплеталась в гипотезу о западнославянском происхождении варягов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|