Глава 7. Аскольд и Дир. 1 страница
«Из хазарологических трудов последней четверти XIX в. особо следует выделить доклад Генри Говорса на III международном конгрессе ориенталистов в Петербурге, состоявшемся в 1876 г. Этот доклад был посвящён вопросу об этнической принадлежности хазар. В противоположность распространённому тогда мнению об угорском происхождении хазар (Френ, Клапрот, Вивьен де Сен-Мартен, Д’Оссон) автор, разобрав сохранившиеся хазарские слова, заключает, что хазары, господствовавшие над местными угорскими племенами, сами были тюрками. » (H. Howorth. The Khazars..., стр. 127, сл). » ( М. И. Артамонов. История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с). Для чего эта тема уводилась в стороны остается только догадываться. Ведь травля, например, Артамонова шла главным образом со стороны славянофила Рыбакова, который писал «разоблачительные» статьи от лица некоего «Иванова». Но пусть это останется на его совести. Неужели все эти домыслы имели целью очернить угров - хазар, родственников наших хантов и манси, и которыми можно было бы гордиться не меньше, чем рекетирами - варягами, и навесить на них клеймо «иудеев» и «врагов России». По мнению исследователей отталкивающихся от арабских источников, хазары делились на «черных» и «белых». Как правило, это понятие трактуют в социальной вертикали. Я же полагаю, что «черными хазарами» назывались потомки угорских народов, черным цветом, как правило, обозначали север. «Белыми» же хазарами назывались потомки более южных народов. С целью косвенного доказательства, что угорские племена были основной частью Хазарского каганата, приведу целиком фрагмент из Повести Временных Лет: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов – также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его – обрина, – и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», – их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после – уже при Олеге. »
Я понял так, что болгары были когда-то частью хазар. Но самое интересное то, что арабские историки упоминают белых хазар и черных хазар, но здесь по этой аналогии белые угры и черные угры. Кроме того, они при византийском царе Ираклии воевали с Ираном. «Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом (Хосров V (Фаррухзад-Хосров) — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 632 году. ), персидским царем. » Ираклий I (575 - 11 февраля 641) - византийский император (5 октября 610 - 11 февраля 641), В 628 году Ираклий одержал победы в Месопотамии над иранцами, а вместе с хазарскими союзниками - в Закавказье. Среди этих побед и взятие столицы иранского сателлита Тбилиси 627. В общем и целом мы видим, что Нестор Летописец называет хазар уграми.
На сегодняшний день принято, считать, что предки венгров покинули свою прародину в 893 году. Одни предлагают в качестве этой прародины Западную Сибирь, другие - Южный Урал, третьи - западное предгорье Среднего Урала. Часто на русских картах показана миграция венгров с Южного Урала напрямую через Киев. Да, они вышли с территории Западной Сибири, будучи представителями Саргатской культуры, но в V – VI вв. вместе с гуннами. И огромная часть их осела на месте Хазарского каганата. И в Венгрию они пошли мимо Киева, но не с Южного Урала, а с территории Хазарского каганата, причем с его сердцевины, называемой Леведия, там, где и стоял город Маджар, как отражено на современных картах венгров. Об этом и свидетельствуют слова того же Нестора Летописца: «Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом (Хосров V (Фаррухзад-Хосров) — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 632 году. ), персидским царем. » Ираклий жил в VI веке. Или кого тогда называет Нестор уграми?
Это ещё одно принципиальное отличие от «официальной» версии. С VI века угорские народы проживали на территории Хазарского каганата до 898 года. «В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами... »
В 627 году хазары взяли штурмом и разгромили принадлежавший Ирану город Дербент. Армянский историк X века Мовсес Каланкатуаци (Моисей Каланкатуйский) описал хазар при взятии Дербента следующим образом: «... Видя страшную опасность со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы, которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; особенно при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и, как хищные волки, потерявшие стыд, бросились на них и беспощадно резали их на улицах и площадях города. Глаз их не щадил ни прекрасных, ни милых, ни молодых из мужчин и женщин; не оставлял в покое даже негодных, безвредных, изувеченных и старых; они не жалобились, и сердце их не сжималось при виде мальчиков, обнимавших зарезанных матерей; напротив, они доили из грудей их кровь, как молоко. Как огонь проникает в горящий тростник, так входили они в одни двери и выходили в другие, оставив там деяния хищных зверей и птиц». («История агван» - памятник армянской средневековой историографии X в., автором которого традиционно считается историк Мовсес Каланкатуаци. )
Всё это время шла череда беспрерывных войн, как между тюркскими племенами, так и с подчиненными ими народами, что способствовало распаду Западного Тюркского каганата в начале 630-х годов. Главными наследниками Западного Тюркского каганата были болгары – оногуры, создавшие свое государство, и соперничавшие с ними хазары, которые заключили союз с аланами, потомками сармат и, вероятно, предками современных осетин. Хазары предпочли для экспансии богатые страны Закавказья и Иран, а болгары покоряли более мелкие народы, расширяя свою империю на северо-восток и к западу от Причерноморья. После смерти великого болгарского хана Курбата, огромные территории и их население были поделены между его сыновьями. Под натиском хазар болгары отступали в поисках второй родины. Племена под руководством одного из сыновей Курбата, хана Аспаруха ушли на Дунай и осели среди покоренных славянских племен. Болгары, оставшиеся в Причерноморье, постепенно стали подданными хазар, а впоследствии стали частью этого союза. Другие ушли на Волгу, создав государство Волжская Булгария. Подчинив себе оставшихся болгар, верховный правитель хазар принял высший титул правителя – каган. К концу VII века хазары контролировали огромные территории: почти весь Крым, Приазовье, Северный Кавказ и земли к северо-западу до Поволжья.
Коснемся нескольких хазарских народов.
Барсилы. Византийские авторы называют Берсилию «самой дальней областью Первой Сарматии» (Феофан) или областью «рядом с Сарматией» (Никифор). Арабский историк аль-Белазури помещает её к северу от Дербента. По мнению современных историков, эти данные, скорее всего, указывают на область Северного Дагестана - либо же, если принимать во внимание сообщение «Армянской географии», где барсилы также увязаны с Сарматией, но помещены в Поволжье, речь идёт о более широком регионе северного Прикаспия.
Одни исследователи (А. П. Новосельцев, А. В. Гадло) считают барсил частью местного иранского населения, в пользу чего свидетельствуют их ранние упоминания, и указание Михаила Сирийского на страну алан, как на их родину (Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - С. 67-68). Другие учёные рассматривают барсил, как тюркскую группу, а упоминания о них в догуннское время считают анахроничными. Сторонники данной версии (М. И. Артамонов, С. Г. Кляшторный) исходят из указания на близкую связь барсил с хазарами, а также из данных ряда средневековых генеалогий, где барсилы помещаются в круге тюркских этносов. Веским дополнительным свидетельством в пользу данной версии являются эпитафии на Тесинской и Терхинской стелах (Сев. Монголия, VIII век), где барсилы упоминаются как огузское (тюркское) племя, и фигурирует их вождь Беди Берсил, живший в сер. VI века, в эпоху тюркского кагана Бумына (Кляшторный С. Г. Азиатский аспект ранней истории хазар // Хазары. Khazars. - C. 259 Примечания. ) Барсилы позднее ушли в Среднее Поволжье. В источниках IX века (Ибн Русте, Гардизи и др. ) упоминаются как одна из трёх групп волжских булгар (Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М.: Наука, 1990. - С. 84. )
Кавары, кабары, каварок. Несмотря на то, что в Венгрии считают, что барсилы и кабары - один и тот же народ, я выдвигаю версию о том, что кабары могли быть кабардой. Сведения о каварах есть в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей». Восставшие выбрали себе нового вождя, после чего стали называться каварами. Этимология имени предложена от тюркского «не подчиняющийся», «восставший» или от венгерского «смешивать». Вместе с угорскими племенами они покинули Хазарский каганат и отправились в Европу, где в последствии создали свою страну – Венгрия (укр. Угорщина). В 881 году в Адмондских анналах кавары упоминаются при осаде ими Кульберга в окрестностях Вены. Причем подчеркивается их воинственность и отвага.
Однако, у меня есть основание полагать, что причина произошедшего состоит в том, что как раз кавары и стояли у власти до тех пор, пока их не сменили Буланиды, то есть, не кавары подняли восстание, а Буланиды совершили переворот и казнили всех недовольных. Если это действительно так, то кавары были не бунтовщиками, а наоборот, сами свергнуты и изгнаны. Ещё раз обратимся к отрывку из летописи Нестора: «В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами... »
По данным венгерской хроники «Gesta Hungarorum», князь Альмош разгромил неназванного русского князя (вероятно, Олега), осадил его в Киеве и согласился уйти только после того, как русы заплатили ему выкуп в 10 тыс. марок серебром (Сахаров А. Н. «Мы от рода Русского…» Рождение русской дипломатии. ). Отсюда я делаю вывод, что восстание кабаров, или переворот Буланидов и произошел в 898 году, во времена Обадии. Есть предположение, что кабары, больше всех недовольные Обадией, были представителями северо-кавказского народа кабарда, а вовсе не тюрками. Точнее, среди недовольных были представители кабаров, а название этого племени распространилось и на представителей других двух племен, участвующих в борьбе с Буланидами, насаждавшими иудаизм. Как раз примерно с тех времен и было известно о кабарде. Константин Багрянородный писал: «За Таматархой (Тамани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноимённая реке, простирается страна Зихия. Её протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии - страна по названию Касахия (страна касогов - современных кабардинцев), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор - страна Алания. » Полагаю, что часть предков кабарды могла присоединиться к хазарам, как в борьбе против сасанидского Ирана, так и против арабов. Косвенно о причастности кабарды к хазарам могут говорить два факта. В Турции в провинции Кайсери проживает более миллиона кабардинцев (" 'Biz' Erozyona Uğ ratı ldı ". Jineps. March 2012). Главным образом они сконцентрированы на плато Узуньяйла, а также до сих пор существуют кабардинские деревни в Балыкесире, Дюздже, Эскишехире (Северо-Западная Турция), Чоруме, Самсун. Конечно, сейчас проще интерпретировать название провинции Кайсери, как производное от слова «цезарь» или даже «кайзер». Но я принципиально связываю это название с хазарами. Значительные группы кабардинцев также проживают в Израиле и Иордании. Здесь общины племен шапсугов и абзах являются самыми многочисленными. Около 40 % мужчин кабардинцев имеют Y-гаплогруппу G2a-2 и на втором месте R1a-Z2123. На родство венгров и кабарды указывает, на мой взгляд, очень важный факт. По данным генетиков у представителя династии Арпадов Белы III определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (Z93-Z2123> Y2632> SUR51 субклад (Peter L. Nagy and etc. Determination of the phylogenetic origins of the Á rpá d Dynasty based on Y chromosome sequencing of Bé la the Third. ) и митохондриальная гаплогруппа H1b (Judit Olasz. DNA profiling of Hungarian King Bé la III and other skeletal remains originating from the Royal Basilica of Szé kesfehé rvá r, 2018). Что касаемо палеогенетики R1a-Z2123, то перечислю места находок. 1. Номер теста: scy193* Захоронение Глинное (Единецкий район. Молдавия). Скифы. 2. Номер теста: tem003 захоронение Темясово, сарматы, датировка 130-320 гг. н. э. R1a-M459, R1a-Z93, Z94, Z2124, Z2125, Z2123, YP3920.
Итак, Арпад и кабардинцы - R1a-Z2123. Неплохо для начала. Прежде, чем продолжим тему, немного о роде Ашина. По древней легенде, род происходит от волчицы. Вероятно, волчицей был матриархальный клан одного из протоскифоарийских племен Алтая, он принадлежал к саки, то есть к тому народу, из которого вышел род Шакьямуни. Однако, Алтай был завоеван тюркскими народами, и род Ашина стал тюркским. Основываясь на тестах людей, которые идентифицируют себя, как потомков Бумин Кагана, клан Ашина принадлежит к ветвям Z93, Z94 +, Z2123-, Y2632- гаплогруппы R1a (Сычев Н. В., (2008), Книга династий, стр. 161–162). А это может указывать на то, что клан Арпадов имеет отношение к роду Ашина, поскольку у представителя Арпадов Белы III палеогенетиками определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (Z93-Z2123> Y2632> SUR51.
Что касается G2a-2. То на сегодняшний день из Венгрии на сайте FamilyTree. com зарегистрированы два этнических венгра G2a-2 (P15+ L293+) 9600 BP, Caucasus, non-clustering. Они не являются между собой близкими родственниками. Исследователи полагают, что «Балкарский этнос был активно вовлечен в процесс «тюркизации» начиная с конца I - начала II в н. э., что впоследствии привело к переходу с местных языков на тюркскую речь, кабардинцы же остались индифферентными к чужому языку. Антропологически балкарцы, как и кабардинцы, являются представителями кавкасионского типа европеоидной расы. Но при этом, балкарцы относятся к кипчако-огузской подгруппе кипчакской группы тюркских языков алтайской языковой семьи. Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи, близком адыгейскому языку и составляющим вместе с ним единый литературный язык (Народы Кавказа, 1960; Языки народов СССР, 1966-67). Также предполагают, что у некоторых народов происходила не только тюркизация языка, но и активное слияние местного и тюркского населения (Народы Кавказа, 1960; Бетрозов Р., 1991). » Однако я считаю, что связь кабарды и балкарцев (вероятно хазарских булгар) и произошла во времена Хазарского каганата. О том, что еще недавно балкарцев называли балкарами, свидетельствует отписка терских воевод И. А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке месторождения серебряной руды 1629 г., где, в частности, упоминается, что, собрав ратных людей, они «…пошли в горы, в Балкары…. ». Связываю Балкарию с булгарами Хазарского каганата, а поскольку хазарский язык – вымерший, то установить связь между огурским языком и огузским нет возможности. Хотя, некоторые исследователи считают, что огуры и были уграми. Тюркский язык хазарской части каганата, предположительно, относится к булгарской группе. (Гаджиева Н. З. Хазарский язык // Языки мира. Тюркские языки. М., 1995. - С. 138-139. ) Кстати, к кипчако-огузской (Понтийско-Каспийской) группе языков относятся и другие тюрки, исповедующие иудаизм крымчаки и караимы. Потомками хазар считают себя многие представители тюркоязычных иудейских народностей - караимы и крымчаки. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоязычные, народы Северного Кавказа - в частности, кумыки (Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. - Москва: Высшая школа, 1969. — 255 с. ). А наиболее близки к кумыкскому языку карачаево-балкарский, крымско-татарский, крымчакский и караимский языки. Н. А. Баскаков современные караимский, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский языки и язык мамлюкских кыпчаков включал в одну группу с куманским языком на основе письменного памятника «Codex Cumanicus». А. Н. Самойлович также сближал куманский язык с карачаево-балкарским и кумыкским (Абибуллаева С. «Кодекс Куманикус» – Памятник тюркских языков конца XIII – Начала XIV веков. ).
Хвалисы.
Заостряю на этом народе внимание по двум причинам. Столица каганата Итиль располагалась на территории этого народа. И второе - Каспийское море, которое до сих пор называется и в Турции и в Азербайджане Хазарским морем ранее называлось «Хвалисским». Хвалисы упоминаются, как южные соседи болгар. Поскольку не думаю, что море могли назвать в честь «малоприметного» народа, а затем оно плавно переименовывается из Хвалисского в Хазарское, то есть предположение, что хвалисы также могли быть претендентами на власть в Хазарском каганате.
Баланджары или беленджеры. На самых южных рубежах Хазарского каганата проживали баланджары или беленжеры. Историк Юсиф Джафаров напрямую связывает название поселения Баладжары с народом баланджар. (Джафаров Ю. Гунны и Азербайджан. - Б.: Азербайджанское государственное издательство, 1993. - С. 45. ) Возможно, здесь они основали центр Беленджер, где хазарами была разбита армия арабов в 653 году. Сейчас Беленджер это поселок городского типа в Азербайджане. Однако, Магомедов Мурад Гаджиевич советский и российский археолог, доктор исторических наук напрямую связывал поселок Беленджер с крупнейшим в районе Теркско-Сулакского междуречья Верхнечирюртовским городищем, расположенным на правом берегу реки Сулак у выхода с предгорий на равнину. Памятник обследовался в 1950-1970-е годы. В настоящее время затоплен водами Чирюртской ГЭС. Недалеко от Дербента есть также поселок Белиджи и село Белиджи. В посёлке имеется малоизученная крепость Торпах-кала. Также посёлок Белиджи в Дагестане расположен на берегу одноимённой реки Белиджинка. Однако посёлок Белиджи и село Белиджи расположены южнее Дербента. О Дербенте я упоминаю, поскольку именно Дербент был городом за который состоялась не одна битва между хазарами и арабами-мусульманами в двух хазаро-арабских войнах. Полагаю, что баланджары могли иметь и угорские корни, но говорили уже на тюркском языке, вероятно близком болгарскому. О религии баланджаров можно судить по следующему эпизоду. Во время войны с арабами, они сохранили останки убитого ими в 652/653 арабского полководца Салман ибн-Раби и использовали их как магическое средство для вызова дождя. После 737 года баланжары, как народ, исчезают с берегов Каспия, но во времена Волжской Булгарии упоминается народ Баланджар численностью 5000 человек.
Савиры или сапыры - объединенное название угорских народов, состоящих в Хазарском каганате. На многих исторических картах место расположения савир как раз приходится на самый центр Хазарского каганата с центром в Маджарах. Константин Багрянородный в своей хронике «Об управлении империей» указывает: «…В Леведии, течёт река Хидмас, которая именуется также Хингилус. В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами. Они жили вместе с хазарами в течение трех лет, воюя в качестве союзников хазар во всех их войнах... » «Потеснившие сарагур и другие племена савиры упоминаются ещё Птолемеем (II в. ). Они указаны им ниже аорсов, рядом с борусками до Рипейских гор, из которых вытекает Танаис. Согласно Стефану Византийскому, савиры, именовались также сапирами и жили в Понтийской Скифии. Принимая во внимание крайнюю неотчётливость географических сведений древних авторов, из приведённых указаний можно извлечь только одно надёжное заключение, а именно, что савиры обитали по соседству с аорсами, занимавшими, как известно, степи по Каспийскому побережью как к востоку, так и к западу от Волги. (В. В. Латышев. СК, I, ) Савиры могли, следовательно, жить далее на северо-восток в Западной Сибири. Среди тобольских татар было распространено предание, что до них территорию по среднему и нижнему Иртышу занимал народ сывыр или сибыр. Слово «сипир» является синонимом имени манси-вогул. Судя по этому, в древности савирами или сапырами называлось угорское население Западной Сибири, само название которой восходит к их имени (В. П. Чернецов. Усть-полуйское время в Приобье. МИА, № 35, 1953, стр. 238; S. Patkanoff. Ü ber der Sabiren. KCsA, 1900, I, IV, стр. ). » (М. И. Артамонов. История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. )
Группа племен, представляющих собой потомков угорских племен, известных, как саргаты, которые покинули территорию Западной Сибири во времена нашествия гуннов в V – VI вв. То есть, под общим названием савиры или сапыры будем подразумевать угорские племена Сибири и Урала. Вероятно, савирами были и племена, которые впоследствии образуют Венгрию; ньек, медьер, кюрт-дьармат, тарьян, ено, кер, кеси. Сарагуры и оногуры так же, как и потеснившие их савиры, вышли из одной и той же, подвергшейся более или менее сильной тюркизации угорской (угрской) среды (М. И. Артамонов. История хазар. ). Существуют официальные гипотезы происхождения савиров: 1. иранская, 2. самодийская, 3. тюркская (1. Golden P. B. An introduction to the history of the Turkic Peoples (ethnogenesis and state-formation in medeival and early modern Eurasia and the Middle East). - Wiesvaden, 1992. - P. 105-106. 2. Плетнёва, 1976, с. 16-17. ) 4. тюркско-угорская (М. И. Артамонов считает савир тюркизированными уграми); Кроме того: зона первоначального обитания сувар находилась в Западной Сибири между Алтаем и Уралом. Так, согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша до прихода туда сибирских татар (1). В 1992 году Д. М. Исхаков записал в д. Лайтамак (Тобольский район Тюменской области) легенду об Илек-алпе, воевавшем с «народом сыбыр» (2). 1. (Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Культура и быт. - Казань, 1992. - С. 6. ) 2. (Исхаков Д. Путешествие в Заболотье // Казанские ведомости. - 1992. - 23 декабря. ) По мнению В. Я. Петрухина и Д. С. Раевского, название Сибири произошло от кочевых хазарских племён савир (сувар), перекочевавших с юга Западной Сибири на Северный Кавказ, а затем в Среднее Поволжье. (Петрухин, Раевский, 2004, с. 198. ). Поскольку по моей версии, савыры или сапыры и были теми потомками саргатов, которые покинули свои территории в V-VI веках вместе с гуннами, или гонимые ими, то хотел бы сравнить данные палеогенетики. Саргаты имели смешанное ирано-угорское происхождение с самодийским компонентом. Рассмотрим палеогенетику саргатов. У представителей саргатской культуры определены митохондриальные гаплогруппы A, C, T1, Z, B4a, N1a1a1a, U5a1, H, H8, C4a2c1 (1), (2). У пяти индивидов определена Y-хромосомная гаплогруппа N1a1, у двух - Y-хромосомная гаплогруппа R1a1 (3). Также выявили Y хромосомные гаплогруппы Q1 и R1b (4). По ссылкам: 1. Bennett C. C., Kaestle F. A. Investigation of Ancient DNA from Western Siberia and the Sargat Culture, Human Biology, vol. 82, no. 2 (April 2010), pp. 143-156. 2. Этногенез населения юга Западной Сибири в эпоху голоцена (по данным археологии, антропологии и палеогенетики) (координатор акад. В. И. Молодин; ИАЭТ, ИЦиГ) 3. Пилипенко А. С. и др. Палеогенетическое исследование родства погребенных из курганов саргатской культуры в Барабинской лесостепи (Западная Сибирь) 4. Guido Alberto Gnecchi-Ruscone, Elmira Khussainova, Nurzhibek Kahbatkyzy, Lyazzat Musralina, Maria A. Spyrou. Ancient genomic time transect from the Central Asian Steppe unravels the history of the Scythians (англ. ) // Science Advances. -2021-03-01. - Vol. 7, iss. 13. - P. eabe4414.
Для начала рассмотрим палеогенетику и антропологию хазар. Были протестированы останки, извлеченные из хазарских захоронений на территории современной Ростовской области, относящихся к VII–IX вв. Курганы были предназначены для военной элиты хазар. Захоронения воинов были выполнены с жертвенным убийством боевого коня в богато украшенной упряжи, так же в захоронениях было оружие (луки, колчаны, акинаки, палаши). Хазарские курганы отличались от других захоронений неглубокими круглыми или квадратными, но с закругленными углами подкурганными ровиками, символизирующими модель Земли, с четырьмя сторонами света. В антропологии существует определение «смешанный тип», обозначающее метисов между монголоидами и европеоидами, я заменяю его термином «европеоидно-монголоидный», включая сюда как метисов, так и более ранний антропологический тип до разделения евразийцев на монголоидную и европеоидную расы.
1. Мужчина из погребения «1986». Краниометрия - европеоидно-монголоидный. Могильник Таловый II, курган 3, погребение 1. Y-DNA - R1a-Z93 (R1a-Z93> Z94> Z2122> Y57 ) протоскифоарийцы, отделившиеся от протославян около 5000 лет назад. Скифский гаплотип. Митохондриальная ДНК - Mt-C4a1c. Mt-C4a1c обнаружена среди эвенков, эвенов, юкагиров, нивхов. (Duggan, AT; Whitten, M; Wiebe, V; Crawford, M; Butthof, A; et al. (2013)). Палеогенетика: C4a1a+195 определили у образца GLZ002 (4518-4300 л. н. ) из Глазковского некрополя в центре Иркутска, C4 - у образца GLZ001 (2788 - 2445 л. до н. э. ) C4a1a3 определили у образца KPT001 и образца KPT003 (4065—3890 л. н. ), а C4a2a1 — у образца KPT006 из могильника Khaptsagai (ранний бронзовый век) у деревни Люры. Иркутская область (Martin Sikora. The population history of northeastern Siberia since the Pleistocene, 05 June 2019).
2. Мужчина из погребения «1251» Краниометрия - захоронен без головы. Могильник Кутейниковский II, курган 2, погребение 1. Y-DNA - R1a-Z93 (R1a-Z93> Z94> L657> Y9) протоскифоарийцы, отделившиеся от протославян около 5000 лет назад. Скифский гаплотип. Митохондриальная ДНК - H5b, на сегодняшний день могут трактовать как миграция первых фермеров (условно «натуфийцев», поскольку у них митохондриальная пока только N1b) в район Кавказа, где она распространилась по обе части Кавказских гор.
3. Мужчина из погребения «531» Краниометрия-европеоид. Y-DNA- R1a-Z93. Протоскифоарийцы, отделившиеся от протославян около 5000 лет назад. Скифский гаплотип. Митохондриальная ДНК - Mt- X2e, в основном зафиксирована в Азии, обнаружена в Алтайских горах на юге Сибири, при этом алтайские генетические наборы почти идентичны (субгаплогруппа X2e). То есть здесь можем наблюдать практически точное алтайское происхождение, как по игрек хромосом, так и по МТ. И вероятно этот представитель как раз того самого государствообразующего племени, которое ошибочно принимают за «настоящих хазар». То есть, по моему мнению, это захоронение возможно принадлежит воину из племени барсил, как и мужчина из погребения «1986»
4. Мужчина из погребения «656». Краниометрия-европеоид. Y-DNA- C2b1a1b1. Монгольский гаплотип (люди, с Y-гаплогруппой C2b1a1b1-F1756, заявляют о своем происхождении от Чингисхана. (1)). Митохондриальная ДНК – Mt - C4a1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|