Тема 2 Риск-менеджмент: сущность, содержание, концепция
Тема 2 Риск-менеджмент: сущность, содержание, концепция 2. 1 Сущность риск-менеджмента. 2. 2 Система и механизм риск-менеджмента. 2. 3 Концепция и особенности риск–менеджмента предприятий торговли 2. 4 Оценка эффективности функционирования риск–менеджмента торговых предприятий
2. 1 Сущность риск-менеджмента. В основе деятельности любого предприятия торговли лежит совокупность принимаемых ими решений, в том числе решений реализуемых в ситуации риска. Руководитель, принимая решения в ситуации риска, заботится помимо самого решения обо всем связанном и проистекающем из него. Процесс принятия решения в ситуации риска можно разделить на 8 взаимосвязанных этапов: 1. Определение проблемы. 2. Формирование ограничений и критериев для принятия решений в ситуации риска. 3. Выявление возможных альтернатив. 4. Определение наличия риска в имеющихся альтернативах. 5. Оценка риска каждой альтернативы. 6. Управление риском (применение мер, снижающих степень риска). 7. Окончательный выбор решения. 8. Анализ и оценка результатов принятого решения. Таким образом, при подходе и выборе решений в ситуации риска, прежде всего, необходимо риск идеи идентифицировать (анализ), затем оценивать его в каждой имеющейся альтернативе (оценка), принять меры по снижению степени риска (управление) и провести анализ и оценку результатов принятого решения. Все эти действия в совокупности, подчиненные определений стратегии и политики предприятия, представляют собой риск–менеджмент. Риск–менеджмент - система анализа, оценки, управления рисками и экономическими отношениями, возникающими в процессе хозяйственной деятельности.
Риск–менеджмент - самостоятельное явление, возникшее в 70 годы ХХ века и к настоящему времени превратившееся в прикладную экономическую науку. За период своего существования риск–менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем: если раньше риск–менеджмент определялся только как система управления рисками, но сегодня риск–менеджмент является очень широким пониманием, включает в себя помимо управления риском вопрос анализа и оценки риска. Предметом этой науки является анализ, оценка и управление совокупностью рисков, влияющих на деятельность предприятия, а также экономические, организационные, правовые, социальные и психологические вопросы, возникшие в процессе управления рисковыми отношениями на предприятии. При помощи риск–менеджмента предприятия торговли выявляются резервы совершенствования финансирования и организации своей работы в современных условиях рынка. Риск–менеджмент в сравнительно короткие сроки позволит адаптировать предприятие и работе в условиях неопределенности и риска, трансформировать его хозяйственную деятельность в соответствии с постоянно изменяющимся законом и другими условиями внешней среды, при обеспечении устойчивого финансового состояния и недопущение банкротства. Посредствам риск–менеджмента должен быть обеспечен относительный баланс финансовых интересов и кредиторов. Основной целью риск–менеджмента является максимизация рыночной стоимости предприятия в ситуации неопределенности и риска, получение максимальной прибыли при оптимальном соотношении ее величины, ликвидности и риска. Задачи риск–менеджмента: 1) обнаружение областей потенциальных рисков; 2) идентификация внутренних и внешних рисков предприятия; 3) оценка управления риска; 4) разработка и осуществление предупредительных мероприятий по защите от потенциальных рисков;
5) создание оптимальной структуры механизма функционирования риск – менеджмента; 6) обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия. Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решений в условиях риска: 1. Нельзя рисковать больше, чем может разрешить собственный капитал. 2. Необходимо прогнозировать последствия риска. 3. Положительное решение принимается при отсутствии сомнения. 4. Нельзя рисковать большим ради меньшего. 5. При наличии сомнения принимаются отрицательные решения. 6. Многовариантность решения. Стратегия риска-менеджмента – это искусство управления риском в неопределенности хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и использовании разных приемов его снижения. Эта стратегия включает правила, на основе которых принимаются рискованные решения и способы выбора вариантов решения.
2. 2 Система и механизм риск–менеджмента
Риск-менеджмент как система управления состоит из Объектом управления в риске-менеджменте выступают риски, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страхуемым, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. п. Субъект управления в риске-менеджменте - группа руководителей (финансовые менеджеры, специалисты по страхованию и т. п. ), которые с помощью разных методов влияния осуществляет целенаправленное влияние на объект управления. Различают следующие ключевые функции риска-менеджмента: Ø функции объекта управления: o функции риска (регулирующая, стимулирующая, защитная, предупредительная, компенсационная и др. ), o функции рисковых отношений (мотивация, адаптация, обучение и др. ), o функции рисковых инвестиций (инновационная функция); Ø функции субъекта управления: o определение цели и разработка стратегии развития предприятия в условиях риска; o определение рисковой политики предприятия;
o создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию решений в условиях риска; o планирование рисковой деятельности; o исследование внешней и внутренней среды предприятия на предмет выявления вероятности возникновения рисков; o анализ и прогнозирование финансовых состояний в условиях неопределенности и риска; o регулирование и координация всех звеньев системы управления рисками; o принятие оперативных управленческих решений по основным аспектам хозяйственной деятельности предприятия; o разработка действенной системы стимулирования и контроля за реализацией принятых управленческих решений в ситуации риска; o анализ результатов рисковой деятельности и нахождение резервов повышения ее эффективности и т. д. Воздействие субъекта управления на объект управления, т. е. сам процесс управления рисками предприятия, должен базироваться на определенном механизме. Механизм риск–менеджмента представляет собой систему методов, рычагов, форм организации рисковых отношений, посредством которых осуществляется анализ, оценка, управление рисками и достигается воздействие на совокупность и уровень возникающих рисков. Другими словами, механизм риск–менеджмента – взаимосвязанная система основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений, относительно деятельности предприятия в условиях риска. В структуру механизма риск-менеджмента входят три основные составляющие: 1. Ресурсная составляющая, которая включает в себя финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы предприятия. 2. Организационная составляющая, которую образуют средства организации наиболее эффективного использования задействованных ресурсов, т. е. методы анализа, оценки и управления рисками и экономическими, социально-рисковыми отношениями, возникающими в процессе рисковой деятельности. 3. Системы обеспечения риск-менеджмента: 3. 1. Правовое обеспечение функционирования рискового механизма включает постановления правительства, законодательные акты, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления, лицензии.
3. 2. Нормативное обеспечение образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п. 3. 3. Информационное обеспечение функционирования рискового механизма состоит из разного рода и вида экономической, политической, социальной, технической, коммерческой, финансовой и прочей информации. 3. 4. Программное обеспечение риск-менеджмента – компьютерные сети, пакеты прикладных программ, новые средства коммуникации, Интернет. 3. 5. Организационная культура как система обеспечения функционирования механизма риск-менеджмента, поскольку основу функционирования предприятия составляют социально-экономические отношения, возникающие между его работниками. Все элементы организационной культуры можно разделить на две группы: ценности организационной культуры (базовые ориентиры и установки, корпоративная этика) и средства их реализации (культурные процедуры, игры и церемонии, культурные сети, язык культуры, культурные коммуникации, социализация и индивидуализация и прочее). Механизм риск-менеджмента является самоорганизующейся, открытой развивающейся системой, пронизывающей все области хозяйственной деятельности предприятия. Главной его задачей является поддержание оптимального режима функционирования социально-экономической системы предприятия в целом в условиях неопределенности и риска. Можно выделить пять основных направлений воздействия рискового механизма на эффективность деятельности предприятия: Ø планирование развития социально-экономических процессов в ситуации риска; Ø организация рисковой деятельности; Ø регулирование экономических и социальных процессов в ситуации риска; Ø стимулирование лучших результатов рисковой деятельности; Ø контроль за рисковой деятельностью. Таким образом, без эффективно функционирующего механизма риск-менеджмента не может успешно функционировать вся система хозяйственного механизма. Эффективный механизм риск-менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций рискового управления предприятием.
2. 3 Концепция и особенности риск–менеджмента предприятий торговли Необходимым условием для формирования эффективной научно-обоснованной системы управления рисками является создание концепции риск–менеджмента, т. е. совокупности связанных между собой и вытекающих друг из друга взглядов обо всей системе регулирования хозяйственной деятельности предприятия, действующего в ситуации неопределенности и риска.
Современная концепция риск–менеджмента представляет его: a) как систему, состоящих из компонентов; b) как процесс с отдельными элементами. В этой связи риск–менеджмент должен рассматриваться как развивающаяся открытая система, для изучения которой необходимо использовать системно–синергетический подход. Концепция управления риском включает в себя следующие основные позиции: Ø выявление последствий деятельности экономических субъектов в условиях риска; Ø умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности; Ø разработка теоретических основ относительно анализа, измерения и управления рисками; Ø реализация практических мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимаемых действий; Ø применение мировых стандартов по управлению рисками; Ø осуществление соответствующей подготовки специалистов по анализу, оценке и управлению рисками; Ø обеспечение ключевой роли риск–менеджмента в создании атмосферы делового партнерства, коллективной ответственности за принятие важных решений в условиях риска. На этапе формирования концепции риск-менеджмента исходным вопросом является определение основных принципов его построения. Выделяют две группы таких принципов: общие принципы и локальные. К общим принципам построения концепции риск-менеджмента относятся: ü принцип научности, предполагающий научную обоснованность принимаемых решений и методов управления, способствующих решению приоритетных задач развития предприятия; ü принцип интегрированности с общей системой управления предприятием; ü принцип целенаправленности, предполагающий конкретную нацеленность политики в сфере риска и управляющих воздействий на реализацию конкретных программ и проектов предприятия; ü принцип системности и комплексности, предполагающий разработку взаимосвязанных и не противоречащих друг другу управленческих решений, а также учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на эффективность управляющих воздействий; ü принцип высокого динамизма управления; ü принцип вариантности, предполагающий множественность путей реализации рисковой деятельности и необходимость разработки нескольких вариантов управленческих решений в условиях риска; ü принцип эффективности. К локальным принципам построения концепции риск-менеджмента относят: ü принцип ориентированности на стратегические цели развития предприятия; ü принцип осознанности принятия рисков: при принятии рискованного решения необходимо осознанно подходить к выбору варианта действия из множества возможных альтернатив, взвешивая все положительные и отрицательные моменты; ü принцип поощрения обоснованной рисковой деятельности; ü принцип создания равных условий рисковой деятельности для всех подразделений (отделов, служб) предприятия; ü принцип избирательности и последовательности: предполагает обоснование, выбор и последовательную реализацию конкретных для определенного временного периода целей рисковой деятельности; ü принцип непрерывности мониторинга за условиями, факторами и последствиями возникающих рисков, результатами развития рисковой деятельности; ü принцип действенного стратегического и оперативного контроллинга; ü принцип сплошного репортинга риска и результатов рисковой деятельности: предполагает документирование всех факторов, параметров и видов риска, и всех результатов и последствий рисковой деятельности; ü принцип экономичности управления. Соблюдение всех вышеперечисленных принципов является важным условием создания эффективной системы риск-менеджмента. Риск–менеджмент может и должен быть рассмотрен с учетом особенности отрасли, в которой он применяется. Торговля, как отрасль народного хозяйства обладает рядом характерных черт, которые обуславливают специфику системы управления рисками. Главная особенность торговли заключается в том, что продуктом труда является товар либо услуга. Формой выражения торговой услуги является неовеществленное качество, создающее определенный полезный эффект. Оценка деятельности и оплата услуг торговых предприятий в большинстве случаев происходит через торговые надбавки к закупочной цене товара. Специфическое положение торговли между производителем и потребителем обеспечивает создание материальных благ и осуществления товарного обращения. Второй особенностью является производительность производственного цикла. Для нормального функционирования производственного предприятия ему необходимо закупать сырьё и материалы, трансформировать их в соответствующую продукцию, а затем продавать эту продукцию, чтобы получить деньги и за счет этого весь цикл существенно ускоряется. Третья особенность связана с организационной структурой торговли. Торговые предприятия, как самостоятельный субъект рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяется на предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия общественного питания. Данная градация оказывает влияние на риски и методы управления ими. Еще можно выделить следующие особенности торговли: · структура основных фондов торговли, которая характеризуется сочетанием собственных и заемных фондов; · значительно большая потребность в оборотных средствах по сравнению с другими отраслями; · в отличие от других отраслей народного хозяйства, выручка от реализации товаров поступает преимущественно в налично-денежной форме; · в отрасли велик удельный вес материально ответственных лиц, несущих личную ответственность за сохранностью и использованием материальных и денежных средств; · трудоемкость отрасли с точки зрения использования трудовых ресурсов; · получение заемных средств: предметом залога могут служить товары, находящиеся в обороте; · структура затрат: наибольший удельный вес занимают издержки на приобретение товаров (цена закупки товара), затем издержки обращения, финансовые издержки (проценты за кредит), внереализационные расходы и налоги. Таким образом, исходя из особенностей торговли можно сделать вывод, что риск–менеджмент торговых предприятий представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с идентификацией, оценкой и разрешением рисков предприятия, а также оптимизацией размера возмещения ущербов, посредством которых в условиях товарно–денежных отношений осуществляется планомерный рост стоимости капитала предприятия и рост эффективности торговли товарами народного потребления. Основным различием риск–менеджмента в торговле можно считать то, что если модели и приемы производственного риск–менеджмента можно использовать повторно, то модели и приемы риск–менеджмента в торговле не всегда поддаются вторичному использованию. Это связанно с тем, что торговля быстрее, чем производство реагирует на динамику факторов внешней среды. Риск–менеджменту торговли присущ высокий динамизм, учитывающий конъюнктуру рынка. Управленческие решения, используемые в процессе своей деятельности даже наиболее эффективно работающими предприятиями торговли, не могут слепо копироваться другими торговыми предприятиями. Это всего лишь алгоритм эффективной разработки управленческих решений в конкретных условиях деятельности предприятий торговли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|