Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3 Методологические основы анализа рисков




Тема 3 Методологические основы анализа рисков

3. 1 Общие принципы и процесс анализа риска

3. 2 Выявление возможных вариантов решения конкретной проблемы

3. 3 Способы выявления наличия риска в альтернативах

3. 4 Количественный и качественный подход к анализу рисков

 

3. 1 Общие принципы и процесс анализа риска

Эффективное управление риском торгового предприятия обеспечивается за счет достоверного и своевременного анализа рисков, с которыми предприятие может потенциально и реально столкнуться.

Под анализом риска понимается процесс выявления возможных альтернатив решения конкретной проблемы и определения наличия риска в имеющихся альтернативах, а также потенциальных последствий, которые могут наступить в результате реализации каждой альтернативы.

Общими принципами анализа риска являются:

Ø всеобщность покрытия исследовательского поля;

Ø учет стратегии предприятия;

Ø учет временного фактора;

Ø достоверность получаемой информации;

Ø экономичность применяемых методов выявления риска.

Процесс анализа риска включает в себя следующие этапы:

1. Постановка целей и задач анализа риска;

2. Определение необходимого массива информации;

3. Сбор информации:

§ анализ и прогноз внешней среды предприятия;

§ анализ и прогноз внутренней среды предприятия;

4. Предоставление собранной информации в специальных формах отчетности для проведения анализа;

5. Анализ полученной информации;

§ проведение укрупненного и детального анализа;

§ выявление источников возникновения конкретных видов рисков;

§ выявление и анализ внутренних и внешних факторов, увеличивающих (уменьшающих) конкретный вид риска;

6. Выявление возможных альтернатив решения конкретной проблемы;

7. Определение наличия риска в имеющихся альтернативах;

8. Применение результатов анализа риска;

Анализ риска основан на сборе и обработке разнообразной информации. Необходим комплексный процесс сбора, передачи и распространения необходимой информации. Собранную информацию необходимо предоставить в специальных разработанных формах отчетности.

Прежде чем идти на риск торговому предприятию необходимо проанализировать своё финансовое состояние, свою готовность предпринимать какие-либо рискованные действия. Устойчивое финансовое положение является необходимым условием эффективной деятельности предприятия и его возможности управлять риском.

Информационной базой для анализа, оценки, выбора методов управления риском служат значения показателей рентабельности и оборачиваемости которые можно рассматривать как индикаторы для изменения рисковой политики предприятия.

Рентабельность является важным качественным показателем работы предприятия. Все виды показателей рентабельности подразделяются на 3 группы:

1) рентабельность товарооборота (продаж):

, где                                               (3. 1)

П – прибыль предприятии, Т – товарооборот.

2) рентабельность капитала:

, где                                       (3. 2)

К – капитал предприятия; – среднегодовые остатки основных фондов;  – среднегодовые остатки оборотных средств;  - остаточная стоимость нематериальных активов.

3) рентабельность вложений в предприятие:

, где                                           (3. 3)

Д – доходы от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях;

ДФК – долгосрочные финансовые вложения.

Можно использовать интегральный показатель рентабельности, включающий в себя три вышеперечисленных показателя:

 

.                                           (3. 4)

 

Оборачиваемость оборотных средств исчисляется в днях оборота делением средних оборотных средств на среднедневной товарооборот или умножением средних остатков оборотных средств на число дней анализируемого периода и делением на товарооборот за этот период.

 

, где                                          (3. 5)

 

О – средний остаток оборотных средств;

t – число дней анализируемого периода (30, 90, 360)

Оборачиваемость может также изучаться и в количестве оборотов оборотных средств (скорость обращения) путем деления объема реализации за анализируемый период на средние остатки оборотных средств:

 

.                                                (3. 6)

 

Рассмотрев показатели оценки финансовых результатов деятельности предприятия, можно переходить к вопросу непосредственного анализа рисков.

Универсальной информационной базой анализа риска являются:

Ø различные статистические данные;

Ø анализ первичных документов бухгалтерской, финансовой и управленческой отчетности;

Ø анализ ежеквартальных и годовых финансовых отчетов предприятия (баланс и отчет о финансовых результатах).

Анализ риска начинается с выявления причин и источников его возникновения. Важно определить какие источники являются преобладающими. Затем выявляют и исследуют внутренние и внешние факторы, увеличивающие или уменьшающие размер ущерба и вероятность наступления и реализации конкретного вида рисков.

Различают факторы первого и второго порядка.

Факторы первого порядка – первичные причины, вызывающие риск. Чаще всего они носят объективный характер и являются неуправляемыми или трудно управляемыми (стихийные бедствия, аварии).

Факторы второго порядка не являются причиной ущерба, но влияют на вероятность его возникновения и его величину. В свою очередь эти факторы делятся на объективные и субъективные. Объективные – наличие охранной сигнализации, место нахождения объекта, возраст и пол человека. Субъективные факторы связаны с особенностями поведения и характером человека; именно они оказывают решающее воздействие на развитие ситуации риска.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...