Тема 3 Методологические основы анализа рисков
Тема 3 Методологические основы анализа рисков 3. 1 Общие принципы и процесс анализа риска 3. 2 Выявление возможных вариантов решения конкретной проблемы 3. 3 Способы выявления наличия риска в альтернативах 3. 4 Количественный и качественный подход к анализу рисков
3. 1 Общие принципы и процесс анализа риска Эффективное управление риском торгового предприятия обеспечивается за счет достоверного и своевременного анализа рисков, с которыми предприятие может потенциально и реально столкнуться. Под анализом риска понимается процесс выявления возможных альтернатив решения конкретной проблемы и определения наличия риска в имеющихся альтернативах, а также потенциальных последствий, которые могут наступить в результате реализации каждой альтернативы. Общими принципами анализа риска являются: Ø всеобщность покрытия исследовательского поля; Ø учет стратегии предприятия; Ø учет временного фактора; Ø достоверность получаемой информации; Ø экономичность применяемых методов выявления риска. Процесс анализа риска включает в себя следующие этапы: 1. Постановка целей и задач анализа риска; 2. Определение необходимого массива информации; 3. Сбор информации: § анализ и прогноз внешней среды предприятия; § анализ и прогноз внутренней среды предприятия; 4. Предоставление собранной информации в специальных формах отчетности для проведения анализа; 5. Анализ полученной информации; § проведение укрупненного и детального анализа; § выявление источников возникновения конкретных видов рисков; § выявление и анализ внутренних и внешних факторов, увеличивающих (уменьшающих) конкретный вид риска;
6. Выявление возможных альтернатив решения конкретной проблемы; 7. Определение наличия риска в имеющихся альтернативах; 8. Применение результатов анализа риска; Анализ риска основан на сборе и обработке разнообразной информации. Необходим комплексный процесс сбора, передачи и распространения необходимой информации. Собранную информацию необходимо предоставить в специальных разработанных формах отчетности. Прежде чем идти на риск торговому предприятию необходимо проанализировать своё финансовое состояние, свою готовность предпринимать какие-либо рискованные действия. Устойчивое финансовое положение является необходимым условием эффективной деятельности предприятия и его возможности управлять риском. Информационной базой для анализа, оценки, выбора методов управления риском служат значения показателей рентабельности и оборачиваемости которые можно рассматривать как индикаторы для изменения рисковой политики предприятия. Рентабельность является важным качественным показателем работы предприятия. Все виды показателей рентабельности подразделяются на 3 группы: 1) рентабельность товарооборота (продаж): , где (3. 1) П – прибыль предприятии, Т – товарооборот. 2) рентабельность капитала: , где (3. 2) К – капитал предприятия; – среднегодовые остатки основных фондов; – среднегодовые остатки оборотных средств; - остаточная стоимость нематериальных активов. 3) рентабельность вложений в предприятие: , где (3. 3) Д – доходы от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях; ДФК – долгосрочные финансовые вложения. Можно использовать интегральный показатель рентабельности, включающий в себя три вышеперечисленных показателя:
. (3. 4)
Оборачиваемость оборотных средств исчисляется в днях оборота делением средних оборотных средств на среднедневной товарооборот или умножением средних остатков оборотных средств на число дней анализируемого периода и делением на товарооборот за этот период.
, где (3. 5)
О – средний остаток оборотных средств; t – число дней анализируемого периода (30, 90, 360) Оборачиваемость может также изучаться и в количестве оборотов оборотных средств (скорость обращения) путем деления объема реализации за анализируемый период на средние остатки оборотных средств:
. (3. 6)
Рассмотрев показатели оценки финансовых результатов деятельности предприятия, можно переходить к вопросу непосредственного анализа рисков. Универсальной информационной базой анализа риска являются: Ø различные статистические данные; Ø анализ первичных документов бухгалтерской, финансовой и управленческой отчетности; Ø анализ ежеквартальных и годовых финансовых отчетов предприятия (баланс и отчет о финансовых результатах). Анализ риска начинается с выявления причин и источников его возникновения. Важно определить какие источники являются преобладающими. Затем выявляют и исследуют внутренние и внешние факторы, увеличивающие или уменьшающие размер ущерба и вероятность наступления и реализации конкретного вида рисков. Различают факторы первого и второго порядка. Факторы первого порядка – первичные причины, вызывающие риск. Чаще всего они носят объективный характер и являются неуправляемыми или трудно управляемыми (стихийные бедствия, аварии). Факторы второго порядка не являются причиной ущерба, но влияют на вероятность его возникновения и его величину. В свою очередь эти факторы делятся на объективные и субъективные. Объективные – наличие охранной сигнализации, место нахождения объекта, возраст и пол человека. Субъективные факторы связаны с особенностями поведения и характером человека; именно они оказывают решающее воздействие на развитие ситуации риска.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|