Рис. 7.2. Пример карты принятия решения об оплате
Рис. 7. 2. Пример карты принятия решения об оплате
Обычно с первого раза нарисовать карту принятия решения об оплате крупной организации не получается. Для этого просто не хватает информации. Вот список вопросов, которые помогают анализировать ситуацию: 1. Кто будет принимать решение об оплате? Через кого можно на него выйти? 2. Кто вам помогает сейчас? Может помочь? В чем их интерес? 3. Кто будет мешать? Почему? 4. Кто еще может быть ключевой фигурой? 5. Каковы отношения между центрами влияния, кто сильнее во влиянии на ЛПР? 6. Выявил ли я все ключевые фигуры? 7. Какую информацию надо собрать? Когда и как я могу это сделать? 8. Кто остается «тенью»?
Шаг 6. Проговорить свои действия – Тогда завтра я отправляю договор вашему юристу. После его подписания мы уточняем адрес доставки. После поставки я набираю вас для получения обратной связи и звоню Ольге Ивановне, чтобы уточнить информацию о внесении нас в график платежей. Обязательно упоминаем наши контакты с другими сотрудниками организации по вопросам оплаты.
Шаг 7. «Человек слова» (необязательно) – Иван Иванович, так получилось, что веемой клиенты – люди слова, как и вы. Я уверен, что у нас с вами все пройдет замечательно. Этой фразой мы наделяем нашего оппонента ролью «человека, который держит слово».
Контрольный вопрос (только с «мутными» клиентами, уходящими от взятия на себя обязательств) – Что мне делать, если деньги не поступят? Такой вопрос резко обостряет разговор. Особенно если перед этим вы использовали технику «человек слова». Приведенный выше вопрос можно использовать только с клиентами, которые завуалированно или прямо в глаза говорили, что оплата может задержаться, и не брали на себя личных обязательств.
Еще раз подчеркиваю: приведенная технология не гарантирует, что клиент заплатит точно в срок. Ее основная цель – сформировать ваш имидж «назойливой мухи» – человека, для которого вопрос своевременных оплат важен и который будет держать его под контролем, активно действовать в случае сбоев. При таком раскладе наше место в «рейтинге претендентов на оплату» повышается. Ведь по сравнению с обычным, среднестатистическим менеджером по продажам, который вообще не поднимает тему оплат при заключении договора с клиентом, сотрудник, применивший описанную выше технологию, создаст иное представление о себе. Следует отметить, что работу с клиентом по профилактике возникновения долгов согласно описанной восьмишаговой технологии не обязательно должен осуществлять менеджер по продажам. В ряде компаний такие беседы ведут финансовые контролеры, сотрудники службы безопасности и т. п.
Пример из практики В банке, кредитующем малый бизнес, одним из этапов процедуры одобрения кредита было собеседование с руководителем службы безопасности. Внешний вид руководителя, оформление кабинета, манера общения – все погружало вошедшего предпринимателя в атмосферу «допрос у следователя». Ни обмена визитками, ни представления или улыбок, только сухое: «Садитесь». А затем: «Документы». После чего сначала внимательно изучался паспорт предпринимателя, включая страницы для особых отметок, и лишь потом – предоставленные им документы. Знакомясь с паспортом, руководитель службы безопасности, не глядя на клиента, вразброс задавал вопросы: «Проживаете по указанному адресу? Место работы супруги? » И так далее. После чего он ставил гриф «Одобрено» и свою подпись. А отдавая документы предпринимателю, пристально глядя ему в глаза, говорил: «Рекомендую платить вовремя. Надеюсь, мы с вами никогда больше не увидимся».
С высокой долей вероятности можно предположить, что кредит уже был одобрен, а цель спектакля – профилактика несвоевременных оплат, демонстрация «плохого» полицейского, общение с которым вызывает дискомфорт.
Специфический инструмент для воздействия на потенциальных неплательщиков есть в упомянутой выше программе «СПАРК-Мониторинг платежей». Ее участники могут обозначать на своем сайте или прямо на счетах, что передают все данные о просрочках в Единую систему обмена информацией о платежной дисциплине. Такой стикер напоминает, что факт задержек негативно влияет на кредитную историю компании и соответственно в будущем может затруднить ей доступ к кредитам. Например, такая «угроза» размещена на сайте «УралБизнесЛизинга», подобный стикер есть на счетах некоторых московских коммунальных компаний. В ходе опроса 60 % читателей журнала «Финансовый Директор» согласились, что данный прием помогает улучшить платежную дисциплину.
Расчет «правильного» заказа
Важнейшим аспектом профилактики возникновения ПДЗ при работе с перепродавцами (оптовиками, сетями, магазинами и т. п. ) является работа с остатками и правильное формирование заказов. Большинство менеджеров изо всех сил стараются увеличить отгрузку – затоварить клиента. Их логика проста и понятна. Во-первых, над каждым менеджером дамокловым мечом висит выполнение плана продаж, а первым шагом на пути его выполнения является увеличение отгрузки. Во-вторых, затаренный клиент с полным складом ничего не возьмет у конкурентов. В-третьих, система оплаты труда менеджеров по продажам, применяемая в большинстве компаний, не стимулирует их сокращать просрочки и грамотно планировать остатки. При этом именно «зависшие» остатки чаще всего становятся причиной неоплаты. Мы можем сколь угодно долго апеллировать к тому, что у нас подписан договор поставки с отсрочкой платежа, а не реализации, но эти аргументы разбиваются об контраргумент товароведа небольшого магазина: «Ваш товар не продается. Заплатив вам, я не смогу заплатить тем, чей товар ликвиден. Если не нравится – забирайте товар! »
Как правильно рассчитать товарные остатки и оптимальный размер поставок перепродавцам? Давайте выполним небольшое практическое задание. Представим, что вы – торговый представитель компании, занимающейся продажей соков. В первую поставку вы привезли в магазин три вида сока: яблочный, апельсиновый и томатный, каждый – в количестве 100 единиц. Когда через неделю вы пришли в магазин, обнаружили на остатках 80 единиц томатного сока и 20 единиц апельсинового. Яблочный сок был распродан полностью (табл. 7. 3). Задание: запишите в столбце «Поставка 2», сколько единиц каждого сока, с вашей точки зрения, нужно поставить в этот магазин при условии стабильного спроса – нет праздников, не меняется температура воздуха и т. д. Существует два подхода к планированию остатков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|