Сущность экономики образования.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Определение образования как системы предполагает наличие экономики – составной части системы образования. Категория «экономика» происходит от греческого «oikononomia» - управление домашним хозяйством. Однако в современном обществе данная категория более многозначна и имеет несколько значений, а именно: - экономика – это совокупность отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно - командную, традиционную и смешанную; - экономика – это хозяйство отдельного региона, страны, группы стран, всего мира; - экономикой называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.
Таким образом, экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки – экономика образования, изучающая пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных организаций, оценку эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.
Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992 год), где глава 4 названа «Экономика системы образования».
Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование, как всякая определённая сфера деятельности, обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему, важнейшими элементами которой являются:
- экономика дошкольного образования; - экономика общеобразовательной школы; - экономика среднего специального образования; - экономика высшей школы; - экономика послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой. Экономика образования как наука определена следующим образом: это наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных в сфере образования. По мнению В.А. Жамина – одного из основоположников отечественной экономики образования - «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определённого образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учётом общего состояния экономики страны, с учётом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…». Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий. Задачами экономики образования также являются: - определение места образования в народном хозяйстве страны; - исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования; - установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования; - поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.
Выделение экономики образования в отдельную подотрасль экономической науки обозначает необходимость определения предмета и объекта данной научной дисциплины. В научной и учебной литературе предмет экономики образования определяется как наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выделяет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и научно-технического уровня населения. Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект – это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг. Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведениях, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы,- по мнению современного специалиста С.А. Белякова,- являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы». Большинство отечественных экономистов единодушны в том, что «объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или её отдельной части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ»
Предмет экономики образования – закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования в более развёрнутом плане можно конкретизировать следующим образом: ● необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством; ● источники внебюджетного финансирования; ● государственную политику стимулирования инвесторов образования; ● рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении организаций образования; ● критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы; ● методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности. Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства, в том числе и образование. Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как: - метод научной абстракции; - анализ и синтез; - индукцию и дедукцию; - исторический и логические методы. Все эти методы и инструменты используются в единстве, при этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Но главное, в экономике образования нас будет интересовать не сам процесс обучения, воспитания, в те особые производительные силы и производственные отношения между составляющими силами образования, которые обеспечивают это процесс. 3. Производительные силы и производственные отношения в сфере образования Экономика образования как важная ветвь экономической науки занимается исследованием совокупности производительных сил и производительных отношений.
Как известно, целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда. В сфере образования компоненты процесса труда явно своеобразны, существенно отличаются от подобных элементов в отраслях материального производства. Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг. Причём полученное обучающимся образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике – как о конечном продукте. Образовательно-производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат, в связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости. Главной целью деятельности в сфере образования оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек. Материальное благо (учебники, пособия, дидактический материал и тому подобное) является скорее условием процесса образования, чем целью. Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим – прежде всего потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящего субъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены. Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку и способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения, готовить квалификационных молодых работников, специалистов народного хозяйства и систематически повышать их квалификацию. Значит, характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподавателя. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а понятия, знания и умения.
Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями. В настоящее время «лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства». Учащийся одновременно выступает потребителем образовательных услуг и соучастником их производства. В этом состоит существенная особенность создания этих услуг в отличие от услуг в большинстве других отраслей материального производства. Средства труда, применяемые в образовании, тоже специфичны. В то время как в материальном производстве для преобразования предметов труда в продукт широко используются и играют важную роль вещественные (технические) орудия труда, в просвещении они имеют подсобное значение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|