Государственное регулирование образования.
Объектом государственного регулирования выступает как вся отрасль образования, предоставляющая собой совокупность учебных организаций, осуществляющих и контролирующих процесс организации и функционирования образования. Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице, в первую очередь, законодателя и государственных органов управления. Следует отметить, что при выполнении функции регулирования государство одновременно использует несколько методов: правовые, административные, экономические. Правовые методы представляют собой, так называемые, «правила игры» в сфере образования – федеральные законы, постановления правительства, отдельные законы субъектов Федерации, приказы, письма, распоряжения, документы органов управления образованием и т.д. федеральные законы, регулирующие экономические отношения в сфере образования: «Об образовании в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», «О высшем и послевузовском образовании» и т.д. Административные методы включают в себя: государственные образовательные стандарты (в т.ч. учебные планы школ) лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений и организаций и т.д. Экономические методы осуществляются посредством: - государственного заказа на подготовку специалистов (контрольные цифры, нормативное бюджетное финансирование); -целевого финансирования (развитие системы возвратного субсидирования на образовательные цели). - налогового регулирования. В соответствии с приведённой выше классификацией, учебные планы относятся к административным методам регулирования образования. Основа для их составления – федеральные государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы.
Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению общеобразовательных стандартов в действие, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. Базисный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования. Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчёте бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации. В структуре Федерального Базисного учебного плана в явном виде выделены: а) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; в) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования. Определяющим фактором величины объёмов учебно-воспитательной и плановой работы служит численность учащихся. Именно от неё зависит количество классов и групп учащихся, потребность в количестве и составе учителей, размеры бюджетного финансирования школ и т.д.
Контингент учащихся и количество и классов в школах определяется по группам классов: I-IV,V-IX,X-XI. Сведения эти приводятся на две даты (1 января и 1 сентября) планируемого года. Рассчитывается также и среднегодовое количество классов. Определение количества классов в общеобразовательных школах проводится двумя методами: методом передвижки и методом заданной наполняемости. Передвижка – это перевод учащихся в следующий класс: 1-х – во 2-й, 2-х – в 3-й, 5-х – в 6-й класс и т.д. Особым образом планируется контингент 5-х классов. Это связано с существованием двух программ, по которым работает начальная школа. Дети, обучающиеся с 6 лет, проходят курс начальной школы за четыре года и переходят в пятый класс. Те же кто начинает учиться с 7 лет, осваивают начальной школы за три года и переводятся в пятый класс. При определении численности учащихся 10-х классов учитывается, что часть выпускников 9-х классов поступит в профессиональные учебные заведения или же устроятся на работу. За основу метода заданной наполняемости берётся средняя наполняемость классов в начальной, основной и средней школе по каждому планируемому году. Численность учащихся (Т) делится на количество учеников, составляющих норму наполняемости класса (Н), и количество классов определяется по формуле: К=Т:Н Среднегодовое количество классов в школе (Кср) рассчитывается по такой формуле: Кср = (К1М1 + К2М2): 12, где: К1 – количество классов на 1 января планируемого года; К2 – количество классов на начало учебного года; М1 - число месяцев функционирования школы с количеством классов на 1 января планируемого года; М2 – число месяцев функционирования школы с количеством классов на начало нового учебного года; 12 – число месяца в году
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|