Хозяйственный механизм и его особенности в отрасли образования.
Современное хозяйство любой страны представлено сложной системой, включающей десятки и сотни тысяч предприятий, множество отраслей, где работают миллионы людей. И экономическая жизнь общества всегда соответствующим образом организована. Хозяйственный механизм как раз и означает определённый способ организации и функционирования экономической жизнедеятельности страны, отрасли, предприятия, учебного заведения. Таким образом, хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой. Исторически обществу известны два типа хозяйственного механизма: административно-командная система руководства хозяйством и рыночный механизм управления экономикой. Для различных стран характерна смешанная экономика с неодинаковым соотношением рыночных и нерыночных форм хозяйствования. Своеобразие хозяйственного механизма в образовании. Движущей силой развития образования должен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран. Какие же особенности сферы образования накладывают свой отпечаток на хозяйственный механизм в этой отрасли? В сфере образования создаются такие коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы организаций образования. Финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируется за счёт средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими путём системы налогообложения. Налог выступает как бы своеобразной «ценой», уплачиваемой чаще не непосредственным потребителем, а обществом за пользование образовательными услугами. Образовательные услуги в качестве особого товара затрудняют свою точную денежную оценку, поэтому экономический механизм в организациях образования оказался менее приспособленным, чем в промышленных и других предприятиях, для хозрасчётной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок и рыночные инструменты здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.
Немаловажная особенность хозяйственного механизма в сфере образования заключается в том, что здесь главным и обязательным источником поступления денежных средств является государственное финансирование за счёт всеобщего налогообложения населения. Нельзя также забывать, что на протяжении почти семи десятилетий в отрасли образования более последовательно, чем в материальном производстве, применялся внеэкономический, командно-распределительный механизм. Ныне хозяйственный механизм в отечественном образовании строится на принципах правового регулирования экономических отношений в отрасли и развития самостоятельности образовательных организаций в решении вопросов производственного и социального развития. В частности, он предусматривает: - наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического лица; - регулирование взаимоотношений образовательной организации на основе действующего законодательства и утвержденных документов; - нормативное бюджетное финансирование; - привлечение в отрасль внебюджетных средств; - важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития.
Особенности хозяйственного механизма в образовании: - доминирование некоммерческих организаций; - сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования; - некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилось в профессиональном образовании. Роль государства заключается в выполнении трех основных функций: - регулирующего органа власти для всей системы образования в целом; - учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы; - совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательной системы; При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования. Тема 4 Планирование и прогнозирование развития образования. 1. Сущность планирования и прогнозирования. Особенности в образовании. 2. Государственное регулирование образования. Учебные планы. Планирование контингента. 3. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг. 4. Планирование бюджетных средств на реализацию образовательных услуг и организация финансирования расходов бюджета на образование. 1. Сущность планирования и прогнозирования. Особенности в образовании. Планирование образования – это стадия управленческого цикла, которая представляет собой по существу процесс подготовки решений. Планирование всегда выступает центральным звеном, сердцевиной хозяйственного механизма. Планирование представляет собой процесс формирования целей и определённых мероприятий, средств и методов их достижения. Результат планирования выступает завершающим этапом прогнозирования. Прогноз, как правило, предшествует составлению плана. В отличии от плана, для которого характерно однозначное решение той или иной проблемы, прогноз многовариантен. Прогнозы социально-экономического развития отраслей хозяйства, в том числе и в образовании бывают краткосрочными (на один год), среднесрочными (на 2-3 года) и долгосрочными (на 10-20) лет. Различают индикативное и директивное планирование. Индикативное планирование состоит в определении экономических приоритетов.
Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию (налоговая, кредитно – денежная политика и др.) Главные достоинства индикативного планирования – снижение неопределённости при принятии решений. Директивное планирование в масштабе страны используется в странах с командно-административной системой экономики и осуществляется из единого центра. План в этом случае обязателен к выполнению и имеет силу закона. Наиболее жёсткие формы директивного планирования были при социализме. Рыночная экономика не отрицает планирования, поскольку план представляет собой соответствующим образом оформленное управленческое решение. Всё дело в масштабах, характере и уровне планирования. На смену директивному планированию пришло индикативное, прогнозирование и программирование развития экономики в целом и отдельных её отраслей. Сегодня планирование приобрело новые черты, связанные с учётом требований рыночной экономики. В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом реализации политики государства являются федеральные целевые программы (ФЦП). К основным достоинствам ФЦП следует отнести следующие характеристики: - концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач; - длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты; - системный подход к формирования комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей; - обеспечение контроля за эффективностью использования средств; - возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики. С 2005 года осуществляется принцип выделения средств на реализацию ФЦП в зависимости от реально получаемых результатов. В августе 2005 г. на заседании правительства РФ был утверждён перечень федеральных целевых программ в который была включена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона «Об образовании» данная программа являлась организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и была успешно выполнена.
Стратегическое планирование представляет собой процесс развития и сохранения стратегического соответствия между целями и ресурсами учебного заведения и его изменяющимися рыночными возможностями. Обычно стратегическое планирование состоит из ряда этапов: - анализ окружающей среды в настоящее время и её прогноз на будущее, влияние угрожающих факторов и новых возможностей; - выявление сильных и слабых сторон учебных заведения в отношении персонала, фондов, оборудования и других ресурсов; - определение своей миссии, главных целей и специфических задач; - анализ текущих программ с тем, чтобы решить, какие из них следует сохранить, исключить или подготовить введение новых; - формулировка маркетинговой стратегии; - анализ систем информации, планирования и контроля с позиции их соответствия успешной реализации стратегии. В отличие от этого тактическое планирование в области образовательных услуг представляет собой процесс разработки конкретных планов, которые призваны осуществить маркетинговую стратегию путем следующих блоков: 1. Краткое изложение исполнительных задач; 2. Анализ конкретной ситуации, цели, задачи; 3. Определение маркетинговой стратегии; 4. Построение программы действий, бюджета и функций контроля. Отрасль образования, как и другие отрасли народного хозяйства, переходят от директивного планирования к программированию развития. При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику. Во-первых, серъёзный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов. Другая особенность функционирования образования связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования – живые люди с их индивидуальными запросами и способностями, что придаёт планированию характер большей неопределённости, чем в отраслях материального производства. В-третьих, система образования должна не только чутко отказываться на стратегию развития экономики, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|