Правовые основы функционирования системы образования в рф.
Система образования Российской Федерации, как и любая другая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в определенных нормативно-правовых рамках. Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие федеральные нормативные акты: ● Конституция РФ. ● Закон РФ «Об образовании». ● Гражданский кодекс РФ. ● Трудовой кодекс РФ. · Налоговый кодекс РФ В настоящее время эффективное правовое регулирование сферы образования признается одним из важных факторов обеспечения поступательного развития Российского государства. От качества правового регулирования образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Образование, будучи одним из основных социальных институтов, удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. В силу этого образование находится в сфере первоочередных государственных интересов.. Российская система образования в настоящее время находится в переходной стадии от старых порядков к новым стандартам, и образовательное законодательство должно обеспечивать прохождение переходного периода быстро, грамотно и эффективно. В связи с этим особую значимость имеют научные разработки в области исследования состояния правового регулирования образовательных отношений, систематизация и мониторинг нормативных правовых актов, действующих в сфере образования.
В Российской Федерации образованием охвачено около 33 млн. человек. Если к этому добавить обучающихся по различным образовательным программам из числа безработных граждан, студентов негосударственных вузов, слушателей курсов повышения профессиональной квалификации, то общее число обучающихся колеблется от 20 до 25% всего населения страны. В сфере образования занято более 2,5 млн. педагогических работников. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста, так как в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности. Вопросы реформирования образования занимают сегодня одно из центральных мест в российской государственной социокультурной и правовой политике. Концепция модернизации образования определяет основные направления в развитии российского образования: учет тенденций мирового развития, возрождение российской культуры и ценностей национального образования, укрепление образования как социального института. Образование является приоритетным национальным проектом, цель которого - ускорить модернизацию российского образования, в том числе через инновационные программы, усилить роль воспитательной функции образования. Существенная роль в данном процессе отводится правовому регулированию. От эффективной правовой базы в сфере образования во многом зависит процесс модернизации образования и интеграции России в европейские и общемировые образовательные процессы. Все нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, в том числе и имеющие локальный характер нормативные правовые акты, принимаемые в образовательных учреждениях, составляют систему современного российского законодательства об образовании. В научной литературе под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством. При этом систематизация дает целостное представление о праве в его статике и динамике, что важно для учета его поступательного развития.
Место, которое занимают отношения в области образования в социально-экономической жизни современного государства, предопределяет важность их правового регулирования. Нормы права, действующие в этой сфере, отличаются большой спецификой, поскольку регулируют сложные многоаспектные, динамично изменяющиеся отношения, субъектами которых являются государство, образовательные учреждения, обучающиеся, педагогические работники, органы управления образованием, их компетенцию и другие вопросы. Законодательство в области образования регулирует широкий круг общественных отношений, в связи с чем в его структуру включаются: - нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие образовательные отношения (воспитание, обучение, систему образования, управление системой образования) - образовательное законодательство; - нормативные правовые акты, регулирующие определенные сферы общественных отношений и затрагивающие отдельные аспекты образования (конституционные, гражданские, семейные, трудовые, финансовые, налоговые, бюджетные, административные). При этом предметной основой, объединяющей комплекс разнородных правовых норм законодательства об образовании, являются фактические отношения в этой области. Вопрос о соотношении вышеуказанных групп нормативных правовых актов и объема регулируемых ими отношений, оптимизации регуляции является дискуссионным. Ряд ученых предлагают перейти от принципа "максимизации" к принципу "минимизации" в правовом регулировании субъектов образовательной деятельности. Второй подход, который и был реализован на практике, предполагает насыщение законодательства в области образования нормами трудового, административного, гражданского и других отраслей законодательства. В результате базовые федеральные законы в сфере образования включают избыточные нормы, касающиеся порядка создания образовательных учреждений как юридических лиц, отношений собственности в системе образования, порядка финансирования образовательных учреждений, их предпринимательской деятельности. А вопросы, непосредственно посвященные образовательному процессу, регулируются преимущественно подзаконными актами.
Систематизация законодательства представляет собой упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в согласованную, взаимоувязанную систему по отраслям законодательства, позволяющую провести максимально полный учет нормативных актов в целях информирования заинтересованных лиц о действующих правовых нормах. Учет нормативных актов в области образования проводится не только по отраслям законодательства, но и по уровням правового регулирования, объединяющим различные виды нормативных правовых актов. Правовое регулирование отношений в сфере образования в российской правовой системе представлено следующими уровнями: - КонституцияРоссийской Федерации; - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; - федеральные законы; - законы субъектов Российской Федерации; - подзаконные акты (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные); - акты, принимаемые образовательными учреждениями (локальные). Конституция Российской Федерации устанавливает социальные основы конституционного строя, которые характеризуют Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). К принципам социального государства относятся: социальная справедливость; социальное равенство; социальная солидарность общества; активная роль государства в обеспечении условий для социально-экономического благополучия своих граждан; взаимная ответственность граждан и государства. Эти принципы в полной мере распространяются на отношения в области образования. В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность благ, в том числе образования.
Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью и закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Положения Конституции являются решающим правообразующим фактором в области образования. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования(ст. 43). Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ. Граждане России имеют право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и преподавания, на судебную защиту своих конституционных прав и свобод. Общие вопросы образования, в том числе "качество образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиление контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования" относятся Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "е" ч. 1 ст. 72), а обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области образования Правительство РФ(п. "в" ч. 1 ст. 114). Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15Конституции РФ признаются частью российской правовой системы. Конституция устанавливает приоритет международного договора Российской Федерации по отношению к законам, указывая, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации. Федеральные законы составляют следующий уровень актов высшей юридической силы. Особое место среди федеральных законов занимает Закон«Об образовании в РФ», выполняющий важную, базовую роль в образовательном законодательстве. По широте содержания, объему регулируемых отношений, нацеленности на системную упорядоченность правовых предписаний он, по существу, является кодифицированным актом, выступает в качестве основ законодательства в области образования.
В целом в сфере образования действует более 50 федеральных законов. В их числе необходимо назвать федеральные законы: от 21 декабря 1996 г."О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от24 июля 1998 г."Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Ряд федеральных законов устанавливает льготный доступ к профессиональному образованию для отдельных категорий граждан (военнослужащих, "чернобыльцев", ветеранов боевых действий и т.д.), формы поддержки педагогических работников, порядок организации обучения в области культуры, спорта, медицины и других областях. Нормы, регулирующие отношения в области образования, содержат ГражданскийкодексРФ, НалоговыйкодексРФ, БюджетныйкодексРФ, ТрудовойкодексРФ, СемейныйкодексРФ, ЗемельныйкодексРФ. Реализуя свое право на законотворчество, ряд субъектов Российской Федерации принял специальные законы об образовании. Среди них Владимирская, Воронежская, Мурманская, Орловская, Оренбургская, Саратовская, Томская области, Республика Карелия и др. В целом перечень законов субъектов РФ, регулирующих отношения в сфере образования, насчитывает несколько сотен. Региональное законодательство заметно дополняет и обогащает федеральное законодательство в области образования, учитывает национальные, социально-экономические, культурные и другие особенности регионов, устанавливает дополнительные по отношению к федеральным гарантии реализации конституционного права граждан на образование и социальные гарантии педагогическим работникам. Подзаконные акты (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные) регулируют широкий круг отношений в области образования. Среди них более 80 постановлений Правительства РФ, а также постановления органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления. Последними, в частности, определяются условия оплаты труда работников муниципальных учреждений образования, устанавливаются тарифы на платные услуги муниципальных образовательных учреждений, утверждаются муниципальные целевые программы развития дошкольного и школьного образования, определяются меры по обеспечению бесплатным питанием учащихся и др. Локальные акты, принимаемые образовательными учреждениями, устанавливают правила внутреннего трудового распорядка, положения об оценке труда, правила поведения обучающегося, расписание занятий, программы учебных дисциплин, правила по охране труда, положения о педагогическом комитете, о родительском комитете, об управлении трудовыми отношениями, нормы о предпринимательской деятельности, об оказании платных услуг и т.д. Наибольший объем регулирования приходится на уровень федеральных подзаконных актов, преимущественно приказов Минобрнауки. За период 2004 - середины 2014 г. Министерством принято более 3500 нормативных правовых актов. При этом наблюдается тенденция значительного увеличения количества министерских документов. Безусловно, закон "Об образовании в РФ"является системообразующим актом в образовательной сфере, представляющим ось, вокруг которой вращаются многочисленные нормативные документы, как правило, инструктивного характера. Однако в большей степени закон служат индикатором проблемных мест в правовой базе образования, поскольку своим содержанием не охватывает значительной части именно образовательных отношений, недостаток отражения которых активно компенсируется инструктивными документами, многие отношения продолжают регулироваться лишь подзаконными актами, затрагивающими весьма существенные аспекты конституционного права человека на образование. Эти акты постоянно содержательно усложняются и не поспевают за изменяющимися общественными отношениями. Таким образом, большинство норм в сфере образования характеризуется как ретроспективные, т.е. отражающие отношения, уже возникшие и действующие в данный момент. Подзаконные нормативные акты принимаются преимущественно не для будущих отношений, а под конкретную уже возникшую ситуацию и поэтому изначально обречены на коллизионность, несогласованность в рамках системы образовательных нормативных актов. Можем отметить также нередкое дублирование и параллельность норм в сфере образования, а также их отсылочный характер, что в еще большей степени затрудняет применение законодательства. Необходимо формирование правовой базы образования с учетом минимального количества подзаконных нормативных актов и отменой уже отживших свое, фактически утративших силу. Законодательство в сфере образования должно развиваться в направлении логической законченности, непротиворечивости и целостности, в нем следует отражать оптимальные условия для стабильности и формализованности, четкости и ясности, иерархичности и внутренней согласованности. Данные конституционные положения конкретизируются в Законе № 273 Российской Федерации «Об образовании», принятым 29 декабря 2012 года. Этот закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Новым Законом определены уровни общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) и профессионального образования (среднее профессиональное; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и ассистентуры - стажировки. Новый Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ существенно меняет порядок работы образовательных учреждений, в частности в нем выделены нормы, посвященные: - кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц; - сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; - использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; - обучению по интегрированным образовательным программам; - образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др. Структурные нововведения закона: 1. Определены субъекты образовательной деятельности (глава 3, глава 4, глава 5): · типы образовательных организаций, их структура, устав, их права и обязанности, управление, компетенция и др.; · права, обязанности, ответственность обучающихся и их родителей, защита их прав, обеспечение необходимым обучающихся и др.; · статус педагогического работника, его права, свободы и ответственность, аттестация, правовой статус руководителя и др. 2. Регламентированы отношения, возникающие в образовательной деятельности (глава 6): · договор об образовании; · прием на обучение, целевой прием; · промежуточная и итоговая аттестация; · документы об образовании; · прекращение образовательных отношений и др. 3.Уточнена система уровней образования. 4. Введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность»: Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Также к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную Для характеристики системы образования важны следующие положения данного закона: ● введены в практику законодательные определения понятий «образовательный процесс», «образовательная организация»; ● введена классификация организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования; ● установлены пределы компетенции органов управления образованием по уровням; ● впервые в Законе выделена самостоятельная глава «Экономика системы образования», где определены отношения собственности в системе образования, понятие «предпринимательской деятельности» в сфере образования, платных дополнительных образовательных услуг, экономический аспект автономии образовательных учреждений. Гражданский кодекс РФ, первая часть которого была принята в 1994г., является главным документом, определяющим правовое положение всех участников гражданских (равноправных) отношений: граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс определяет основные процедуры жизнедеятельности юридического лица, особенности некоммерческих организаций. Регулирование трудовых отношений в системе образования в соответствии с конституцией РФ, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001г., устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. За прошедший период в действующий Трудовой кодекс вносились различные поправки и дополнения. В настоящее время кодекс действует в редакции от 23 декабря 2010 года. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых трудовых условий, в том числе и в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнёрству, ведению трудовых переговоров, заключению трудовых договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства. Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (гл. 52), где отмечено следующее право: право на занятие педагогической деятельностью, продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников, основания прекращения трудового договора. Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящихся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся: - Налоговый кодекс и иные документы по налоговому регулированию; - Закон РФ «О некоммерческих организациях»; - Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные акты по организации бюджетного финансирования; - Закон РФ «О бухгалтерском учёте», который является важным документом в сфере регулирования бухгалтерского учёта и отчётности; - Инструкция по бухгалтерскому учёту в бюджетных организациях и другие нормативные правовые акты. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами: ● типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством РФ (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.). ● устав образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения; · другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного учреждения, в том числе финансово-хозяйственной (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.) Вся совокупность действующих законов и подзаконных актов определяет экономические условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо знать руководителю образовательного учреждения и учитывать в своей практической деятельности. Подводя итоги обзора законодательных основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы: · условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно; · конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию. 2.2 Образовательные организации как некоммерческие организации – особенности регулирования в соответствии с новой редакцией. На основании действующего законодательства физические и юридические лица могут создавать с целью оказания услуг, в том числе в сфере образования, некоммерческие организации. Прежде всего, напомним, что образовательная организация может быть создана только в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. На это указывает пункт 1 статьи 22Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). Одной из форм некоммерческих организаций на основаниипункта 3 статьи 50Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является учреждение. Согласно пункту 4 статьи 22Закона N 273-ФЗ в зависимости от того, кем создана образовательная организация, она может быть государственной, муниципальной или частной. При этом частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (пункт 7 статьи 22Закона N 273-ФЗ). Таким образом, физические и юридические лица вправе создавать некоммерческие организации в форме частных образовательных учреждений. При этом для создания указанных организаций им необходимо руководствоваться в том числе Федеральным закономот 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Рассмотрим особенности правового регулирования некоммерческих организаций. Итак, ЗаконN 7-ФЗ определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Согласно пункту 1 статьи 2Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Вместе с тем некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. На это указываетпункт 2 статьи 24Закона N 7-ФЗ. Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Об этом сказано в пункте 1 статьи 13Закона N 7-ФЗ. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). Данное положение установленопунктом 2 статьи 13Закона N 7-ФЗ. На основании пункта 1 статьи 13.1Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии сглавой III"Порядок государственной регистрации" Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленногоЗакономN 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций - Министерством юстиции Российской Федерации (Положениео Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (в редакции от 21 декабря 2013 года)) (далее - Минюст Российской Федерации), или его территориальным органом. Об этом сказано впункте 2 статьи 13.1Закона N 7-ФЗ. Для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании необходимо представить в Минюст Российской Федерации или его территориальный орган ряд документов, перечень которых определен в пункте 5 статьи 13.1Закона N 7-ФЗ. К ним относятся: - заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; - учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Заметим, что для частного учреждения учредительным документом является устав, на что указывает пункт 1 статьи 14Закона N 7-ФЗ. - решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; - сведения об учредителях в двух экземплярах. Напомним, что учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Об этом сказано в пункте 1 статьи 15Закона N 7-ФЗ. Кроме того, учредителями могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, если международными договорами Российской Федерации или федеральными законами не установлено иное (пункт 1.1 статьи 15Закона N 7-ФЗ). Заметим, что в дальнейшем мы будем рассматривать некоммерческие организации, созданные российскими гражданами и (или) юридическими лицами; - документ об уплате государственной пошлины. Согласно пункту 9 статьи 13.1Закона N 7-ФЗ за государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Изподпункта 1 пункта 1 статьи 333.33Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что за государственную регистрацию некоммерческой организации уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей; - сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; - при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование. Обратите внимание, что Минюст Российской Федерации или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме вышеперечисленных, что следует из пункта 5.1 статьи 13.1Закона N 7-ФЗ. Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Если оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации нет, то Минюст Российской Федерации или его территориальный орган, согласно пункту 8 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ, не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных Минюстом Российской Федерации или его территориальным органом сведений и документов, регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. В свою очередь, орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельствоо государственной регистрации по форме, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 3 августа 2009 года N 244 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации". Следует отметить, что некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Данное положение установлено статьей 25Закона N 7-ФЗ. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются на основании статьи 26Закона N 7-ФЗ: - регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); - добровольные имущественные взносы и пожертвования; - выручка от реализации товаров, работ, услуг; - дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; - доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; - другие не запрещенные законом поступления. Обратите внимание, что законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений в том числе отдельных типов. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации. Итак, мы рассмотрели особенности правового регулирования некоммерческих организаций, установили, что некоммерческие организации могут создаваться в форме частных образовательных учреждений. Теперь обратимся к ЗаконуN 273-ФЗ. Согласно положениям ЗаконаN 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральнымзакономот 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленныхстатьей 91Закона N 273-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 92Закона N 273-ФЗ в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, следует пройти государственную аккредитацию. Государственная аккредитация проводится в соответствии с требованиямистатьи 92Закона N 273-ФЗ иПоложения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности". На основании статьи 101Закона N 273-ФЗ частное образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|