Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разграничение предметов ведения и полномочий разных уровней власти в области образования.




В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43)право на образование является одним из основополагающих прав в Российской Федерации. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Анализ указанных конституционных установлений позволяет сделать вывод о том, что роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования и обеспечения реализации прав граждан в этой сфере крайне велика.

Согласно ст. 71Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и конституционное право на образование (ст. 43Конституции РФ) находится в исключительном ведении РФ. В соответствии сподп. "е" ч. 1 ст. 72Конституции РФ общие вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Данные положения конкретизированы в федеральных законах, законах субъектов РФ.

Как уже говорилось выше, общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов РФ, вопросы местного значения в сфере образования перечислены в специальных федеральных законах, регулирующих особенности организации публичной власти в субъектах РФ и муниципальных образованиях соответственно. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26.3Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 2 июля 2013 г.) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

- обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ.

По данным вопросам органы государственной власти субъектов РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ст. ст. 14,15Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 2 июля 2013 г.) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В ст. 6-9нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ об образовании) перечислены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Причем следует особо обратить внимание на конструкциюст. 7Закона. В ней перечислены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Особенность осуществления данных полномочий связана, в частности, с финансированием и ответственностью. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта РФ от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта РФ в соответствии с БюджетнымкодексомРФ.

Рассмотрим полномочия органов власти с точки зрения отдельных элементов системы образования и разных уровней образования. Система образования включает в себя:





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.