Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы




Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов РФ.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерацией которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней:

● федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

● бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

● местных бюджетов.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы. Форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведение бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

- право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

● распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;

● разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

● равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

● равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

● принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки дотационных бюджетов субъектов РФ).

Федеральный бюджет – центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций, является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики, проводимой в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны. Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для использования расходных обязательств РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краёв, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъектов РФ. В таблице 2.2.2. для сравнения представлены данные по федеральному бюджету и бюджетам отдельных субъектов РФ на 2007 год.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа внутригородские территории городов федерального значения. Это определяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) – муниципальных районов (городских округов) и поселений. Такой подход позволяет упорядочить устройство на местном уровне, внести чёткое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между различными органами власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...