Государственное финансирование
Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 125 общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ – около 20% их расходов. Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование – 41%, на школы интернаты – 8%, на среднее специальное образование – 10,5%, на высшее образование – 11,5%. В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов. В компетенции РФ находятся: ● доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования; ● формирование федерального бюджета в части расходов на образование; ● создание федеральных фондов развития образования; ● установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; ● определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных и государственных органов управления образованием. В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования
В компетенции органов местного самоуправления – формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования. Финансирование организаций образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчёте на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточным для покрытия средних по данной территории текущих расходов Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования – нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчёте на одного обучающегося. Размер федерального норматива – минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчёте не принимаются во внимание следующие расходы: 1. Текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие); 2. Долгосрочные (капитальные) расходы. Их финансирование происходит дополнительно к нормативу. Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле: ФНбф = ФОТ + ФМО, где ФНбф - федеральный норматив бюджетного финансирования; ФОТ – заработная плата (тарифная и надтарифная части); начисления на заработную плату; компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;
ФМО – учебные расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочие расходы. ФОТ и ФМО классифицируются по типам и видам образовательного учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами на ФОТ и ФМО. Соотношения на ФОТ и ФМО устанавливаются на соответствующий период на уровне федерального бюджета и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней. Это подход в исчислении потребности на нормативной основе в финансовых средствах по общеобразовательным учреждениям используется на всех уровнях бюджетного финансирования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно. Согласно целевому назначению доходы из бюджета используются: ● для обеспечения образовательного процесса; ● для развития научной деятельности; ● для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т.д.). По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи: ● расходы на оплату труда; ● начисления на фонд оплаты труда; ● трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.); ● приобретения предметов снабжения и расходных материалов; ● расходы на командировки и служебные разъезды; ● оплата транспортных услуг; ● оплата услуг связи; ● оплата коммунальных услуг; ● прочие текущие расходы на закупки товаров; ● приобретение оборудования и предметов длительного пользования; ● капитальный ремонт. Схематично структура расходов на образование представлена на рис. 1. Расходы на образование Текущие расходы
Долгосрочные и капитальные вложения Расходы на заработную плату Начисления на ФОТ Приобретение оборудования и предметов длительного пользования Хозяйственные, коммунальные расходы,услуги связи Трансферты населению Капитальный ремонт; Хозяйственные расходы; Трансферты населению; Начисления на заработную плату Командировки и служебные разъезды Текущий ремонт Приобретение предметов снабжения и расходных материалов Рисунок 1 – Расходы на образование. В компетенции субъектов Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета – около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов Федерации, т.е. основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование – 41%, школы-интернаты – 8%, среднее специальное образование – 10,5%, на высшее образование – 11,5%. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных местных нормативов финансирования в расчёте на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финансирование с момента их государственной регистрации.
3. Модели бюджетного финансирования образования. Организационно-правовые формы образовательных организаций. Бюджетное финансирование образовательной деятельности осуществляется за счёт денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных организаций можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения (каждая образовательная организация создаётся одним или несколькими учредителями, которые финансируют её деятельность). Таблица. Затраты федерального бюджета на образование (по Министерству образования и науки РФ), млн. руб.
Объём бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов: - на финансирование организаций федерального ведения в основном организации высшего профессионального образования; - на реализацию федеральных образовательных целевых программ. В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.
Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание организаций, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование». В мировой практике известны три модели бюджетного финансирования: сметное финансирование, нормативное финансирование и бюджетное финансирование, основанное на дифференциальной грантовой поддержке (субсидии). Исторически так сложилось, что для нашей страны типичной моделью является бюджетное сметное финансирование. Сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного или муниципального бюджета для покрытия расходов организаций непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемые финансирующим органом с учётом профиля и особенностей деятельности бюджетных организаций. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчётом по каждому виду расходов. Смета бюджетной организации – основной плановый документ, определяющий объём, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данной организации. Утверждённая смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. Для практической деятельности образовательных организаций законодательство об образовании предусматривает наличие баланса, т.е. документа, отражающего не только расходы, но и получаемые ею доходы «Образовательная организация самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, она имеет самостоятельный баланс и расчётный счёт. С 1 января 2009г. изменилась структура лицевых счетов, открываемых получателями бюджетных средств. Финансовые операции отражаются все на одном лицевом счёте, но в разных его разделах, учитывающих бюджетные поступления, средства от предпринимательской деятельности, дополнительное бюджетное финансирование за счёт арендных платежей. В соответствии с этим для образовательной организации составляются три вида смет согласно видам разделов лицевого счёта учреждения: ● на конкретную образовательную программу; ● на получение и расходование средств по нацпроекту «Образование»; ● содержание структурных подразделений учреждения, реализующих образовательные программы различных уровней и не обладающих правом юридического лица (например, детский сад или школа в составе вуза или ссуза); ● на строительство или реконструкцию объектов и др. Для разработки сметы необходимо определить потребность в средствах для осуществления расходов по каждой статье классификации. (Приложение 1). Главное при определении потребности в бюджетном финансировании системы образования является показатель численности обучающихся (по уровням образования); помимо этого при определении потребности в объёмах финансирования принимаются во внимание сроки и условия обучения и воспитания (по уровням образования); план профессиональной программы; учебная и материальная база образовательной организации. Источниками для получения этих данных являются нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчётности Так, нормативы численности обучающихся (воспитанников) в группе, классе указаны в соответствующих типовых положениях образовательных организаций. Государственные образовательные стандарты определяют сроки и условия обучения учащихся на каждом уровне образования. Ежегодно органы управления образования собирают статистические данные о контингенте обучающихся по типам и видам образовательных учреждений и уровням образования. Материальная база образовательной организации является элементом относительно постоянным. В определённой мере она зависит от контингента обучающихся, но в первую очередь – от содержания профессиональных программ, учебных планов, условий, необходимых для реализации образовательных программ по разным уровням образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|