Типы государственных (муниципальных) образовательных учреждений.
Таким образом, была создана правовая база, предусматривающая принципиально новые структуру и механизмы финансирования сектора государственных и муниципальных учреждений. Были созданы три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Организационно-правовая форма всех трех учреждений остается едина - государственное или муниципальное учреждение. Так, казенные учреждения финансируются на основании сметы, которая закрепляет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета в полном объеме. В отличие от казенных учреждений, финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в следующем порядке, установленном законодателем: - получение бюджетного финансирования в форме межбюджетных трансфертов, а именно субсидий; - возможность распоряжаться заработанными средствами без контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа; - право получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции - для автономного учреждения. Финансовое обеспечение выполнения задания для бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, которые установлены в бюджете. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
Подчеркнем, что на субсидии на выполнение государственного и муниципального задания не оказывает влияния размер доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности. Указанная субсидия может быть уменьшена лишь в том случае, если уменьшается само задание или если в законодательстве установлено право оказывать данный вид услуг на платной основе в рамках существующего задания. Три типа государственных (муниципальных) организаций: автономные, бюджетные и казённые определены в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (ред. 2010г. (введена новая статья), и с 1 января 2011г. все государственные (муниципальные) образовательные организации были приведены в соответствии с данной типологией. В соответствии с данными нововведениями бюджетные организации отличаются друг от друга своим правовым статусом, т.е. теми возможностями, которые получит их администрация для осуществления своей деятельности. Казённая организация будет максимально ограничена в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя. Бюджетная и автономная организация будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет представлять им финансовых гарантий. Бюджетные организации, которые станут казенными, получат еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом будут работать, как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных организаций. Существующее в настоящее время бюджетная организация наиболее близко по своим возможностям к будущей казенной организации, новая же бюджетная организация станет ближе к современному автономному.
Закон №83-ФЗ дает точные определения казенной и бюджетной организации: Казенная организация - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В законопроекте для казённых организаций определены условия функционирования, близкие к условиям функционирования «старых» бюджетных учреждений: - финансовое обеспечение деятельности учреждений осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании сметы; - оно может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, но доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет РФ; - казённая организация не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества; - операции с бюджетными средствами казённая организация осуществляет через лицевые счета; - она не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ему не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты. Бюджетная организация – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственных органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение нового типа имеет больше самостоятельности по сравнению с бюджетным учреждением старого типа, финансовое планирование деятельности осуществляется в соответствии с муниципальным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности. Оно вправе осуществлять различные виды деятельности, приносящие ему доходы, но лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Доходы бюджетного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение. При этом лицевые счета оно может открывать только в органах казначейства. Со стороны органов управления образованием осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Первые автономные учреждения в сфере образования появились лишь в 2010 г., в основном это учреждения высшего профессионального образования. Доля расходов федерального бюджета, направленных на функционирование автономных образовательных учреждений, в общем объеме средств на функционирование государственных образовательных учреждений в 2010 и в 2011 гг. составила 3,6% и 7,4%. Начиная с 2012 г. в сфере образования в основном функционируют бюджетные учреждения, большая часть которых - это учреждения высшего и послевузовского профессионального образования. Доля расходов федерального бюджета, направленных на функционирование казенных учреждений, в общем объеме средств на функционирование государственных образовательных учреждений в плановом периоде 2012 - 2014 гг. снизится с 19% в 2012 г. до 16% - в 2014 г., а доля расходов на функционирование бюджетных и автономных учреждений увеличится с 72,2% и 8,7% в 2012 г. до 74,5% и 9,5% - в 2014 г. соответственно. Из федерального бюджета также предоставляются межбюджетные трансферты на образование, и в 2011 г. продолжился рост их объемов, что связано с началом реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования. Целью этого проекта является повышение заработной платы учителей и доведение ее до средней заработной платы по экономике субъекта РФ. Данные трансферты предоставляются субъектам РФ на софинансирование расходов в целях приобретения оборудования; пополнения фондов школьных библиотек; повышения квалификации, профессиональной переподготовки помещений для установки оборудования и др. Субсидии из федерального бюджета замещают на указанные цели бюджетные средства регионов. Таким образом, высвобождаемые средства направляются субъектами РФ на повышение заработной платы учителей. В федеральном бюджете на данные мероприятия были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 20 млрд., 60 млрд. и 40 млрд. рублей на 2011, 2012 и 2013 гг. В 2014 г. указанные расходы уменьшатся в 4,7 раза по сравнению с 2012 г., что обусловлено завершением мероприятий по модернизации региональных систем общего образования. При этом доля трансфертов в 2014 г. сократится до уровня 2006 г.
Начиная с 2012 г. структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов изменилась в связи с особенностью планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Согласно ст. 104Закона финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. В Законепоследовательно проведен принцип нормативно-подушевого финансирования в сфере образования. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета финансируется обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования не менее чем восьмисот студентов в расчете на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. В то же время для малокомплектных и (или) сельских образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, Законпредусматривает, что нормативные затраты оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов РФ относят образовательные организации к малокомплектным образовательным организациям исходя из их удаленности от иных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, транспортной доступности и (или) численности обучающихся. Пункт 3 ст. 104Закона предусматривает, что нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ. Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ. Нормативные затраты оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На наш взгляд, нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ не только устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, но и не должны быть ниже нормативных затрат оказания государственных услуг в сфере образования, установленных Правительством. Что касается нормативных затрат оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов муниципальных районов и городских округов, то они не должны быть ниже нормативных затрат оказания государственных услуг, установленных органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, происходит переход от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, также разумной экономии средств. Реформа в области образования проводится под девизом кардинальной количественной оптимизации учебных заведений, а также изменения порядка и условий финансирования вузов путем оказания бюджетной поддержки наиболее перспективным. Определение автономного учреждения содержится в 174-ФЗ от 03.11.2006г. «Об автономных учреждениях». Согласно данному закону автономная организация - э то «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных ФЗ» Автономная организация является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно имеет вправе открывать счета в кредитных организациях. Возможности автономного учреждения по ведению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничены, как и возможности бюджетного учреждения. Они вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовать отчёты о своей деятельности в определённых учредителем средствах массовой информации.
Сравнительная характеристика типов образовательных организаций. Различия между организациями новых типов можно представить в виде таблицы:
Таким образом, бюджетная организация как особая форма хозяйствующего субъекта характеризуется следующими основными признаками: ● подчиняется государству в лице исполнительных органов власти или местного самоуправления; ● использует активы, принадлежащие государству (т.е. не имеет собственности, а лишь управляет государственной собственностью); ● финансируется государством за счёт бюджетных средств; ● создана для выполнения определённых государственных функций (т.е. тех, которые никто, кроме государства, исполнить не может); ● оказывает свои услуги населению бесплатно; ● не формирует стоимость услуг, а финансируется на основании сметы расходов. При этом бюджетная организация остаётся самостоятельным и полноправным участником экономических отношений: ● является юридическим лицом; ● имеет руководителя, главного бухгалтера, печать; ● принимает экономические решения, за которые несёт ответственность; ● принимает от своего имени обязательства, заключает контракты; ● ведёт учёт и составляет баланс активов и обязательств. В связи с тем, что в отличие от коммерческой организации, бюджетная организация призвано не зарабатывать деньги, а тратить их, показатели эффективности бюджетной организации не связаны с понятием прибыли. На основе прогнозирования объёмов предоставления своих услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчётного периода, бюджетная организация составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подаётся на утверждение главному распределителю или распределителю бюджетных средств, которые в свою очередь, совместно с Федеральным казначейством РФ либо другого органа, исполняющего бюджет определяют права Бюджетной организации по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетная организация самостоятельна в расходовании средств, полученных за счёт внебюджетных источников. Бюджетная организация, подведомственная федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетной организации, которые ведутся Федеральным казначейством РФ. В законопроекте для казённых организаций определены условия финансирования, близкие к условиям функционирования «старых» бюджетных организаций: ● финансовое обеспечение деятельности организаций осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании сметы; ● она может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, но доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет РФ; ● казённая организация не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества; ● операции с бюджетными средствами казённая организация осуществляет через лицевые счета; ● она не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ей не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты. Автономная организация является юридическим лицом – это новый тип муниципальной организации, обладающей большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большей степени ответственности за результаты. Отличие автономной организации состоит в следующем: ● увеличивается объём прав по распоряжению имуществом; ● увеличивается объём прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами; ● увеличивается объём прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников; ● повышается ответственность организации перед внешними партнёрами; ● изменяется система административного управления организацией и формы взаимодействия с учредителем. Ежегодно автономная организация обязана публиковать отчёты о своей деятельности в определённых учредителем средствах массовой информации. Преимущества перехода в автономную организацию: ● самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; ● возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средств; ● «уход» от казначейства; ● получение дополнительных доходов за счёт размещения средств на депозитных счетах; ● получение кредитов; ●самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем) Планирование бюджетных средств на реализацию образовательных услуг и организация финансирования расходов бюджета на образование. Методика планирования расходов зависит от организационно-правовой формы субъекта хозяйствования. Для субъектов, имеющих статус государственного и муниципального бюджетного учреждения, ассигнования выделяются на основе бюджетной сметы. При взаимоотношениях органа управления с негосударственными или автономными образовательными организациями должен применяться нормативный метод, являющийся наиболее прогрессивным. В общем виде при таком методе объём расходов определяется путём умножения среднегодового количества обслуживаемого контингента бюджетных услуг (учащихся, студентов и др.) на установленный подушный норматив или систему нормативов. Как указывалось выше, в настоящее время нормативы широко используются в сфере межбюджетного регулирования, являясь основой для определения объёма финансирования или финансовых компенсаций на реализацию делегированных функций. В целом определение суммарных расходов муниципального, регионального и федерального бюджетов зависит от количества организаций, предполагаемого развития образовательных организаций в планируемом году, показателей деятельности (числа детей, воспитанников, учащихся, контрольных цифр приёма студентов, учебных планов и т.д.). Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социальных функций отрасли: - выплата стипендий студентам; - питание школьников из малообеспеченных семей; - содержание сирот; - воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольный уровень является начальным звеном образования. Всего в нашей стране функционирует более 45 тыс. дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в которых обеспечиваются воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Финансирование детских дошкольных организаций имеет следующие особенности: - расходы на содержание ДОУ зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении; основной показатель при планировании число детей в дошкольной организации. В типовом положении о ДОУ, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677, установлены нормы наполняемости групп, которые зависят не только от возраста детей, но и от состояния здоровья. Например, в детском саду общего назначения норма Основной статьёй расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет около 45 % всех расходов на текущее содержание школ. Фонд заработной платы по наполняемости групп составляет 20 воспитанников, в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи – от 6 до 10 детей. Существенное влияние на объём финансирования на заработную плату персонала и питание воспитанников оказывает вид ДОУ и временной режим его функционирования: 10,5 часов в день; 12 часов или круглосуточное пребывание детей. - Для расчёта расходов на детские сады надо определить численность детей на начало года и их среднегодовой контингент. Этот контингент по отдельным учреждениям рассчитывается исходя из числа детей (групп) на начало года и его изменения в плановом периоде. - Расходы на заработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя из утверждённых штатов и ставок заработной платы. Число штатных единиц определяется исходя из количества групп и длительности пребывания детей в детском саду. - Ставки заработной платы педагогом и воспитателям устанавливаются в соответствии с разрядом по единой тарифной сетке. - Расходы на питание планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребёнка в день с учётом различного режима пребывания в них детей. При определении денежных норм питания ребенка в день за основу принимают натуральные нормы, установленные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. №1063-р и средние цены продуктов питания в каждом субъекте РФ. - Канцелярские и хозяйственные расходы по отдельным учреждениям определяется в том же порядке, как и по общеобразовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и условий функционирования. - В детских садах предусматриваются также учебные и прочие расходы: на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детских праздников и т.д. Эти расходы планируются по нормам на ребёнка в год. - Затраты на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленным нормам с учётом обеспеченности им на начало года. - Главная особенность финансового обеспечения ДОУ заключается в том, что часть расходов по содержанию детей должна покрываться средствами родителей. Предусмотрено, что на первого ребенка, посещающего ДОУ родителям возмещается 20% от начисленной суммы платы, на второго – 50%, на третьего и последующего детей в семье – 70 %. Воспитанники из числа инвалидов содержатся в ДОУ бесплатно, т.е. за счет местного бюджета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|