Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О построении занятий по теме «борьба»




О построении занятий по теме «борьба»

 

Освоение логики поведения, то есть логики пристроек, перестроек, полегчания-потяжеления, мобилизации-демобилизации в каждом из Ершовских параметров борьбы происходит одновременно в этюдных пробах и в органичном воплощении драматургических отрывков. И скажу сразу: завершается подготовкой дипломного спектакля. В этюдах будущие артисты как бы примеряют на себя особенности логики поведения инициативного человека, обороняющегося человека, инициативного и позиционно озабоченного, инициативного и занятого делом, а плюс к этому сильного или слабого дружественного или враждебного.

Разумеется, придумывание предлагаемых обстоятельств для этюдов мы сводим к минимуму. Например, все разновидности поведения мы проигрываем в этюде на тему «пойди, помирись с дедушкой».

Каждое из занятий по актёрскому мастерству посвящается одной из логик поведения – инициативе, позиции, делу, силе, слабости, дружественности, враждебности.  Такие семь занятий иногда повторяются этим циклом, а иногда на каждой из тем нужно остановиться на три, четыре занятия.

Работа осуществляется в зависимости от готовности педагога к более или менее подробному изучению на занятии каждого из параметров. Например, если педагог готов изучать инициативу с курсом во всех особенностях этой логики, он может просидеть на теме месяц, аналогично – если готов подробно исследовать дружественность и силу.

Если же педагог вместе с курсом видит свои возможности в различении особенностей поведения, присущих каждому из параметров,   более естественным будет цикличное освоение параметров борьбы. То есть на этом занятии мы занимаемся инициативой, на следующем занятии отличаем деловую инициативу от инициативы позиционной. На следующем – четыре варианта позиционной борьбы, по Ершову. На следующем – инициативу сильного, затем – слабого и так далее, а потом снова в этой же последовательности, но уже с новым уровнем понимания различий.

Одно из важнейших умений, которым надо оснастить будущего артиста, это умение наступать или держать инициативу, это умение настолько важно, что на первых порах несущественно, позиционно или по-деловому наступает «говорящий». И неважно, что скорей всего он будет делать смешанный вариант. Точно так же не самое важное, умеет ли он наступать как сильный или как слабый, важно, чтобы наступал. В результате у артиста может возникнуть навык в ответе на реплику партнёра реагировать по-особому. «Поймав» реплику партнёра, нужно быть выше, громче, крупнее партнёра, а не чуть-чуть тише, ниже, мельче его. Уж если ниже, то совсем тихим басом и шепотом, то есть резко изменив ход диалога и обмен репликами.

В позиционной борьбе артист осваивает навык к восприятию реплик партнёра как повода для обобщений. Причём обобщений значимых, волнующих, не оставляющих в покое. Отсюда специфическая роль оценок, удивлений, охов, ахов. Причём, все эти охи и ахи, по законам наступления, не тише, не мельче, не ниже.

В деловой борьбе вырабатывается навык замирать в момент возражений и искать деловое оправдание всякому несогласию. Без этой тщательности в изложении своего намерения и сопротивлений партнёра деловой борьбы получиться не может. Здесь надо ещё раз вспомнить о том, что выходить на борьбу артист имеет право, только специфически мобилизовавшись, хотя, разумеется, иногда исполнитель этюда может сыграть такую логику, которая начинается с предположения об обязательном согласии и только после значительной оценки несогласия  мобилизоваться для обработки партнёра в своих целях.

В наступлении сильного человека важно освоить правило удивляться несогласию. В наступлении слабого – радоваться крохотным достижениям. Во враждебном наступлении – быть готовым ко всем несогласиям и гадостям и, перетерпев отказы, прибегать к следующим аргументам. Каждый этюд кончается, когда партнёр выполняет то, чего добивается наступающий. В дружественном наступлении основным навыком можно считать улыбку во всех случаях. Чем шире улыбка, чем она откровеннее, тем дружественнее идёт наступление. Конечно, улыбка улыбке рознь, но каждый отличит искреннюю улыбку от ехидной и враждебной.

Этот примитивный перечень особенностей поведения – (более подробно можно найти в книгах П. М. Ершова) только самое поверхностное и упрощенное представление об их особенностях. Мы надеемся, что упоминание об этой упрощенности не приведёт читателя к мысли, что на этой простоте в освоении артистом техники действий всё и кончается.

Связь особенностей поведения и терминов

 

Когда студент готов к пониманию связей особенностей поведения с каким-то термином, к введению термина как обозначению какого-то ряда особенностей поведения, не только маленького мгновения, а последовательности этих особенностей, то понятия и терминология не вызывают у студента никаких затруднений – удобно пользоваться для работы.

В жизни мы часто наблюдаем особенное, яркое поведение людей. В нашей методике показать такое наблюдение – очень распространённое домашнее задание. Каждый студент приносит наблюдение, показывает своим товарищам в малых группах (три человека друг другу показывают), а товарищи по его показу показывают друг другу копию, а потом лучшую копию (не своё наблюдение) показывают всем. Затем весь курс пытается это повторить, скопировать. А автор этого наблюдения должен дать оценку – похоже это на то, что он в жизни видел или при передаче друг другу наблюдения, при копировании произошли большие изменения, и тогда он корректирует последний вариант копирования. Все присутствующие видят, чем на самом деле отличался оригинал поведения от всех копий.

При изучении борьбы в следующем упражнении не нужно задавать «приносить» сам образ поведения, а только терминологическое перечисление его особенностей. Например, навязывает инициативу или делает вид, что он слабый, а на самом деле он сильный (это было поведение ребёнка, который говорит: «Не пойду»; он знает, что нельзя командовать и кричать, но на самом деле упирается, как сильный).

Данная форма работы может оказаться очень полезной, потому что связывает образ жизни и термин, который актёр должен «поймать», понять и от термина нестись вперёд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...