Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмое лирическое отступление




Седьмое лирическое отступление

 

Если неподготовленно давать термин – «добывать-выдавать», получается, что добывает тот, кто спрашивает, а на самом деле это не так. Вот сейчас я долго говорю, а вы спрашиваете, но инициативу держу я, значит, я придумываю те ходы, с помощью которых я могу вам что-то объяснить, значит, я ожидаю эффекта, а не вы. Актёрски добывать трудно, когда говоришь, а когда молчишь, добывать легко и очень интересно можно превратить молчащего в главного добывающего. Молчащий, главный добывающий, – это председатель на собраниях, на горячих собраниях, а не на скучных, где все спят. Когда решается какой-то горячий вопрос, когда председатель предоставляет одному поговорить, другому, третьему, иногда что-то сам вставит, то есть он делает эту историю, он добывает для себя или для дела то, что надо.

Почему есть термины « добывать» и «наступать»? «Наступать» – это один вариант «добывать». Добывать можно, и предоставляя инициативу другим, а наступать – это держать инициативу всё время в своих руках. Добывать информацию – это шире, чем наступать. Наступать – это один вариант добычи информации, но наступать, не добывая информацию, нельзя.

В работе над ролью

 

Мне кажется, данная форма работы очень важна и в работе над ролью. Редко бывает вся роль понятна, может быть понятен её маленький небольшой фрагмент – так ведёт себя этот человек в этом месте. А как из особенностей этого момента плести дальше всю остальную роль, это дело кропотливой, вдумчивой и сосредоточенной работы. Воображение и фантазия продолжают понятный кусочек и вправо, и влево, вперёд и назад по роли. Поскольку важно уметь схватить, повторить показ или рассказ режиссёра и продолжить это на всю роль, постольку важно было делать описанную форму работы по борьбе в начале семестра, которая затем будет связана с работой над ролью.

Закономерности ведения борьбы определённого рисунка

 

Следующим упражнением необходимо заниматься долго, и оно очень полезно при освоении артистом закономерностей ведения борьбы определённого рисунка.

Контролёры. Весь курс разбивается на пары, и каждое местонахождение пары (рабочие стулья) выполняет определённую функцию в коллективной работе. Например, те, кто сидят на этом месте (на этих двух стульях), засекают секундомером, сколько времени артист продержался в наступлении. Следующая пара (которая сидит на следующих стульях) на слух определяет: идёт ли наступление, находится ли инициатива в чьих-то руках или уже началось «болото» (инициатива никому не принадлежит)? Если движется, смотрящие пары (на рабочих стульях) сидят, если контролирующие пары видят, что началось «болото», они встают и своим вставанием дают понять, что этюд можно кончать, то есть предыдущей паре можно останавливать секундомер.

«Место» (то есть те кто сидят там в данный момент), на котором сидит следующая пара, следит за тем, выполняется ли задание. Движется всё, что происходит в заданном направлении или нет? Если исполнителям дано задание «повышать» (голос), то они следят, повышают или нет. Если «укрупнять», то происходит ли это «укрупнение». Если задано менять пристройки, то меняются ли они.

Или: одна пара занята подготовкой. Две следующих пары заняты так: один из одной пары наступает, другой из другой пары обороняется, а двое оставшихся, партнёры по паре, дают им советы как суфлёры.

Перед этим они определяют цель и задачу, к которой они будут стремиться: выяснить, как купить нужные фломастеры, узнать, как дойти до такой-то улицы, добиться помощи в составлении плана каких-то занятий, поставить какую-то подпись.

Начинается первый этюд. Первый студент начинает наступление на партнёра из другой пары, два человека ему советуют, какую логику выбрать, какой аргумент придумать. Три пары следят за своими заданиями. Как только наступающий замечен в том, что его наступление остановилось, то есть он три раза высказался со своими аргументами на одном и том же месте,  кто-нибудь из контролёров встаёт, секундомер останавливается – наступающего со сцены прогоняют.

Все пересаживаются на стульях по кругу (первая пара теперь работает на площадке, вторая останавливает секундомер и т. д. ), начинает работать следующая пара. Опять все пересаживаются. Получается, что и минуты-то не может продержаться артист на сцене: закисает в аргументах, не наступает.

Постепенно к концу занятия (у нас так было) для студентов открывается необходимость в определённой мобилизованности, и без неё они уже не выходят на площадку.

Открываются и громадные затруднения и в придумывании текста и предлагаемых обстоятельств. На каждом курсе встречаются люди, для которых придумывать аргументы и т. д. ничего не стоит, а для других это жуткая проблема, и, думаю, именно здесь очень выгодно помочь будущим артистам порадоваться тому, что в спектаклях им нужно будет играть текст, сочинённый автором,  и им не нужно будет придумывать слова и место действия. Драматург выполнил за них огромную часть работы, а их воображение достаточно целеустремлённо прорабатывает особенности сюжета, фабулы, характера.

Проблема придумывания текстов должна быть вполне разрешена, когда приобретена свобода в подборе аргументации в легкости перехода от одной темы к другой; при наличии этой лёгкости гораздо проще осваиваются и умения «укрупнять», «повышать», «перестраиваться», «достраиваться». Собственно эта лёгкость в подборе аргументов является показателем усвоения предыдущих этапов работы и готовности артиста к импровизационному поведению на сцене.

Известно, что в ленинградской театральной школе работу над пьесой режиссёр начинает до знакомства коллектива с текстом пьесы. Режиссёр предлагает артистам играть этюды по сюжетам и характерам, сочиняя вслепую тексты персонажа с надеждой приблизиться к авторскому произведению. Это гораздо труднее, чем просто работать над пьесой. Если в такой работе можно увидеть желание добиться от актёров живого говорения, то есть воплощения особенностей поведения человека, который не знает, что ему сказать в следующую секунду, то можно посоветовать артистам и режиссёрам просто выполнять законы поведения человека, который ищет и придумывает слова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...