Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восьмое лирическое отступление




Восьмое лирическое отступление

 

В работе с неуверенными в себе артистами включение тела, движения всегда помогает возникновению органического действия, и это не странно. Талантливый артист практически всё время находится в движении не только души, но и тела. Не имея возможности обогатить душу не уверенного в себе артиста, пытаешься разнообразить его телесные движения. И вот тут в очередной раз начинает сиять предлагаемая П. М. Ершовым технология.

Зная даже самые первые и основные законы технологии, режиссёр-педагог приобретает возможность давать артисту более точные и полезные советы. Как, например, «уменьшить» свое тело, жесты, звучание голоса или максимально «увеличить» (сила и слабость) и т. д. Я могу сказать, что профессионализм режиссера-педагога только этим и определяется, хотя не все согласятся со мной и примут за профессионализм «живенькую» разводку артистов на площадке. Отсюда же пошла в современной режиссуре сосредоточенность на особенностях сценографии в решении спектакля вместо сосредоточенности на особенностях борьбы. Таким образом, собственное искусство театра из театра вымывается.

Зачёт

 

Все получают билетик, например, «инициатива», и нужно перечислить все признаки того, как студент понимает – когда держит человек инициативу, когда  – нет, перечислить три, пять признаков особенностей поведения в этом параметре. Остальные  поправляют, сколько отвечающий не доскажет – столько ему и минусов. (Можно это делать группами). Другой человек говорит о том, что такое наступление сильного человека и все признаки поведения сильного человека, которые он знает – как это выражается в руках, в ногах, в голосе, в теле. Так пройти все семь параметров: инициативу, силу, слабость, дело, позицию, дружественность, враждебность. Причем сначала каждый играет свой параметр, потом перечисляет, а зрители смотрят, как использованы особенности поведения в данном параметре. Кроме того, в каждом параметре нужно обязательно наступать, ни в коем случае не обороняться.

Первой девочке досталась враждебность, и она выбрала себе отрывок из «Гамлета». Она делала  враждебность, но оборонялась, а не наступала. То есть уходила – как бы кусалась, отделывалась. Это не была сцена наступления, когда Гамлет реализует свою задачу.

Вторая девочка показывала силу в отрывке из пьесы А. Грибоедова. Она (играла Чацкого) села рядом с Молчалиным, почти приобняла его за плечи, а тот – тоже сильный, и она занялась издевательством – вывести его, Молчалина, на чистую воду. Увидеть ещё раз и убедиться, что он ничтожество и дурак, но убеждаться в этом очень интересно: давай проверим тебя. Экзаменуем его на дурака.

И наступает сложный момент, когда в тексте: «Три награжденья получил». Чацкий: «Взманили почести и знатность» – Студентка сделала это как открытие. Молчалин: «Нет, свой талант у всех», пауза – «У вас? » – « Умеренность и аккуратность», пауза. «Чудеснейшие два и стоят наших всех» – в одну фразу. Но потом студентка тоже впала в оборону.

Задали вопросы исполнительнице. «Н., что вы про силу знаете? » – «Занимать пространство. » – «А, – сказали зрители ей, – чего ж вы так скромно его занимали? Вы только сидели около него, обняв его за плечи, а походить, а лечь животом на стол, а присесть на корточки, а повести его за руку, вольно обращаясь с пространством? » Студентка вольно не обращалась. Дальше она говорит: « Не торопиться с речью» – это у исполнительницы было. А дальше ей уже подсказали – «Не тратить лишние силы».

Девятое лирическое отступление

 

Вопрос: а ходить – это тратить «лишние силы» в параметре силы? Ответ: «Лишними» мы называем, те, которые ты вынужден тратить, то есть – хождение делается по инициативе другого, а не по твоей. Таким образом оно превращается в лишние силы для тебя, что ведёт к потере и силы, и инициативы. Оно нужно кому-то другому, а не тебе. А если ты сам хочешь или считаешь нужным ходить, то это не лишнее. И это проявляется во всём: и в повышении голоса, и в яркости лепки фразы.

Следующей студентке достался параметр «позиционно приближать». Она взяла «Гамлета» и вместо того, чтобы приближать позиционно, стала наступать по-деловому. Не получилось – стали разбираться в правилах. Приближать позиционно – это комплементы, это лесть: «Главное не флейта, главное, что вы такой замечательный и вы сейчас всё, как надо, сделаете». Но у неё не получилось. В позиционном наступлении приближать любое пространство между мной и партнёром – это та гадость, которую надо убрать, смягчить. Но просто подойти к нему – это не значит приблизиться. Даже если он стоит рядом и смотрит на тебя в упор – это не значит, что он принял тебя в своё сердце, куда ты стремишься и признаков чего никак не можешь обнаружить. Противоречия между желаемым и имеющимся такие же, как во всякой позиционной борьбе: «Вот флейта (вы же такой необыкновенный), сыграйте на ней». Возвышать партнёра – значит, стремиться приблизиться к нему.

Затем одна исполнительница замечательно делала Чацкого слабым. Тут выяснилось, что когда слабый  наступает, то это – я не имею никакого права, я не могу его беспокоить, но очень нужно выяснить важные для себя вопросы. Правила: большая мобилизация, нужно экономить место и время, ловить в партнёре подходящие мгновения, поддерживать в партнёре всё, что тебе помогает, и пытаться как-то преодолеть то, что тебе мешает. Получилось очень интересное поведение по слабости.

Одна из исполнительниц, которой досталось задание сыграть наступление, не справилась с работой. Она отдыхала вместо наступления, она думала, что всё само сделается, и за этот урок так и не смогла показать хорошей работы. Так получился несданный параметр наступление.

Студентка, которая неудачно показывала враждебность, при повторении этюда исправилась, взяла другой отрывок и сделала враждебного Чацкого. Это была змеиная враждебность.

Затем девушка замечательно сделала этюд с заданием наступление  во враждебности на отрывке из «Гамлета». И тут все записали правила по враждебности. Как бы ни был партнёр далеко, он должен быть ещё дальше, чтобы не подходил ни на шаг, чтобы не думал, что он нормальный. Кончилось тем, что исполнительница швырнула в него флейту и сказала: «Вот видите, какую дрянь вы из меня делаете». Признаки удалять во враждебности: чтобы отодвинулся дальше – кидаться, драться, унижать партнёра, топтать его ногами.

Так, работая, все участники пришли к выводу, что сила – это всегда свобода в пространстве, в жесте (от неподвижности до любого прыжка). Сильный приближает, сильный удаляет, сила –  во враждебном наступлении, сила – в дружественном наступлении. Особенность поведения«вольно распоряжаться пространством» от силы переходит на все остальные параметры, если ты сильный. В позиционной борьбе – это зашвырнуть партнёра подальше в угол, причём сделать это невозможно, так как он претендует на близость. Где бы он ни был, всегда кажется, что он претендует на близость.

Следующее занятие можно начать с того, что каждый из студентов в своём параметре расскажет, каким приёмом держал инициативу, как кому удавалось всё-таки инициативу держать. И тогда прояснится, что такое рычаги наступления, хотя, по Ершову, всем уже известно, что это просто «громче, крупнее, выше», достройки и перестройки, и разные словесные действия. Но даже своими словами студенты в начале обучения мало могут объяснить. Термины не сразу срастаются с практическими навыками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...