Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение впечатлений. Самооценка. Об особенностях занятий по сценической речи. Скоро придут педагоги по сценической речи




Обсуждение впечатлений

 

При обсуждении на курсе самых первых выступлений перед зрителями очень важно «подстелить соломку» по поводу услышанных отзывов. Спрашиваешь у только что сошедшего со сцены, получившего свою долю аплодисментов и зрительских впечатлений: «Ну, хоть кто-нибудь сказал, что Вы хорошо играли? Хоть кому-нибудь понравилось, как Вы играли? А что критиковали? А Вас кто-нибудь критиковал? А что сказала Ваша мама? » Перечень всех и всяких высказываний нужно воспринимать весело, с добротой и пониманием к трудной участи зрителей-судей, к их смелости, наглости, чуткости, непониманию или неожиданной прозорливости. Настоящим судьёй совершившейся только что работы является, конечно, сам исполнитель. Вторым – режиссер педагог. Самым важным в обсуждении показа является совпадение или совпадающее понимание о неудачах и удачах у этих двух людей. Третьим важным свидетельством является суждение партнёра по сцене. К нему тоже важно прислушаться.

Думаю, что всем знакомы разные варианты – и общая радость от чувства хорошо выполненной исполнителем творческой работы, проявления исполнительского мастерства студентом и восторг зрителей. Но могут встретиться самые разные сочетания. Исполнитель рыдает из-за того, что плохо сыграл, а зрители его хвалят. Исполнитель очень доволен собой, а режиссёр педагог ставит двойку за актерское мастерство. Зрители ничего не поняли, а педагог и партнеры в восторге.

Самооценка

 

Важным слагаемым профессии артиста является его как бы самооценка, соответствующая пониманию и ощущению им сущности своей работы, своего вдохновения, своего творчества. На первых шагах обучения эта самооценка может быть неверной у большинства студентов на курсе. У некоторых она иногда сохраняется до дипломного спектакля и выправляется только в процессе эксплуатации спектаклей, многократного показа их зрителям. И она, эта самооценка, наверное, является одним из главных элементов профессионального мастерства. Когда ни «дурная» зрительская слава, ни предвзятость режиссера не могут убить счастья от хорошей работы на сцене. И тут можно было бы сказать о существовании плохого зрительского вкуса. Воспитываемого, кстати, плохим театральным «искусством», а сегодня ещё и плохим «киноискусством». Но, в общем и целом, каждый хороший артист точно знает, когда он «взял» зал, сколько его продержал, как он это сделал, что и как он может сделать на следующем спектакле. Собственно, это и есть высшая радость творца артиста. За это счастье он готов платить любую цену.

Работа над дипломными спектаклями имеет одну важную для образования особенность. Впервые студент сталкивается с требованием быть органичным, достоверным и убедительным в воплощении целостного сценического произведения. Как в оркестре – сыграть симфонию, вписавшись со своим инструментом в общую музыку. Мы, разумеется, оцениваем и динамику в процессе выступлений с дипломным спектаклем перед зрителями. Роль у каждого или растет, или разрушается. Зритель помогает или мешает творческой работе, вносит коррективы, уточняющие образ или разрушающие его. Работа каждого из студентов над дипломными спектаклями позволяет с достаточной достоверностью судить не только о выросшем таланте, о работоспособности, о воле, но и о нравственных установках каждой данной личности. Последнее особенно ярко проявляется во время технических прогонов и во время подготовки сцены, костюмов, реквизита, зрительного зада к выступлению.

 

Об особенностях занятий по сценической речи

Скоро придут педагоги по сценической речи

 

Скоро предстоит такое дело: ко мне должны прийти московские педагоги по сценической речи, и я собираюсь продемонстрировать им чтецкие работы наших студентов. У педагогов наверняка мозги как-то «набекрень»: они должны начать спрашивать, почему вы так читаете Пушкина?

Экзамен по сценической речи

 

Этот кусочек рассказа будет посвящён работе по сценической речи, по лепке фразы, работе, которую в нашей мастерской в основном ведёт Вячеслав Михайлович Букатов.

Недавно прошёл экзамен в нашей театральной Мастерской. Что было на экзамене? Самостоятельные, чтецкие творческие работы наших учеников. Студенты читали довольно большой отрывок, на полторы страницы текста, из прозы Андрея Платонова, лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и басню по выбору.

Достоинства работы студентов может оценить зритель, который интересуется и дорожит приобретёнными артистом умениями. Если же зритель – человек, который слушает молодого исполнителя и ждёт только художественных наслаждений, он всегда будет предъявлять дополнительное количество претензий: они должны быть более спокойны, более свободны, более медленны, чувствовать себя больше художниками, а меньше мастерами, которые оттачивают и демонстрируют технику.

Техника, которую чтецы выдавали, заключалась в том, что студенты довольно быстро, мелко говорили длинный, длинный текст А. Платонова. Говорили  так, что одно цеплялось за другое и внимание было не оторвать. Хотя Платоновский текст очень сложно зацеплен. Зрители восемь раз слушали этот текст, и каждый раз слушателям было невозможно оторваться, потому что исполнители на наших глазах  лепили фразу. А это захватывающе интересный процесс.

Подозреваю, что многие читатели этих строчек не поймут, о чём я говорю. Наверное, мне надо было бы пересказать здесь основные законы лепки фразы, которые указал П. М. Ершов в своей «Технологии актёрского искусства», но ограничусь тем, что отошлю непонимающих к тексту книги. Здесь же поясню, что интерес у зрителя и слушателя вызывает человек, который говорит о чем-то очень сложном. О чём никак нельзя сказать коротко. Он рассказывает о том, что связано большим числом ассоциаций и воспоминаний, и поэтому не может быть рассказано в двух словах. Человек говорит живым натуральным голосом мелко, и это вызывает доверие к искренности, хотя авторские слова Платонова не всегда относятся к обиходной упрощённой речи

Неотрывно интересным было стремительное движение рассказывающего в попытке воспроизвести, казалось бы, краткий сюжет, насыщенный необходимейшими подробностями. И именно эта работа ума и сердца каждого исполнителя была предметом нашего зрительского внимания и интереса. Повторяю, на наших глазах человек работал, стремился к цели, воссоздавал массу мыслей и чувств, переживаемых персонажем.

Благодаря работе чтецов при исполнении стихотворения, у меня появилось следующее представление о содержании стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Весь смысл исполнения стихотворения Пушкина в том,  что человек, начавший читать это стихотворение, понимает, что сейчас он находится в определённой жизненной точке. Всё это настало опять, и он рассказывает, что было раньше, было потом и теперь настало вновь «и божество,  вдохновенье…», а когда в душе такое состояние, то тогда и ты, которая предстаёшь передо мной, кажешься мне «гением чистой красоты». То есть ты сама не «мимолётное видение», не «гений чистой красоты», ты сама нормально живешь свою жизнь. Как мы знаем, Анна Петровна Керн, которая была поводом, искоркой для данного стихотворения, вовсе не была «гением чистой красоты». Мне кажется, это очень правильное понимание стихотворения. Я вам рассказываю, что мною понималось, когда они читали.

Теперь эти ученики читают стихотворение Лермонтова «И скучно и грустно», в конце которого есть слова «и всё так ничтожно». Можно читать крупно про «ничтожно». И что получится? Что-то большое про «ничтожно»?! А «ничтожно» – это ничтожно, говорим про «ничтожно».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...