Десятое лирическое отступление
Десятое лирическое отступление
Если у читателя возникло недоумение – почему можно по разному воплощать один и тот же текст и нет ли в целостном произведении целостного толкования, которое и приводит к единственно верному поведению на сцене, то мы отправляем читателя к книжке Петра Михайловича Ершова «Искусство толкования». При построении обучения артиста вышеуказанным образом мы, по нашему мнению, формируем у него чуткость к воплощению замысла в реальной логике поведения исполнителей, формируем в нём культуру зрителя, способного порадоваться различным толкованиям разными режиссерами одной и той же пьесы. А также закладываем основы для выбора артистом в будущем режиссерской профессии IV ЭТАП ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ Самостоятельные работы
Самостоятельные работы являются особой формой обучения. Как и во всех других учебных театральных системах и учреждениях, в нашем опыте они начинаются с первой недели обучения. Начинающие показывают в первый месяц по одной работе. Впрочем, некоторые показываются, как партнёры, в двух, трёх ролях. В показ входят и драматургические отрывки, и чтецкие выступления, и даже пластические импровизации. За первый год обучения у каждого нашего студента накапливается не менее четырёх самостоятельных ролей. Цель и смысл этого вида работы у нас такой же, как и всюду. Во-первых, дать возможность каждому участнику максимально свободно проявить себя. Во-вторых, обнаружить свой художественный вкус. В-третьих, уточнить сильные и слабые стороны индивидуальной одаренности каждого студента. Например, трагический дар маленькой, хрупкой студентки. Зажатость и ошибочное представление о своей эмоциональной заразительности или мощности и силе на сцене юного красавца. Обаяние и трогательность крупной, внешне характерной девушки.
Работа над учебными отрывками на втором курсе хорошо сочетается с самостоятельной работой студента над отрывками из произведений какого-то одного для всех автора или нескольких авторов заданного жанра или эпохи. (Напомним, что основная учебная работа, по системе П. М. Ершова, формируется на изучении основных законов действия и взаимодействия. ) Так, формируя навыки владения воплощением оценки, мы касаемся всех жанров, всех сочетаний «бессловесных элементов действий», предшествующих и следующих до и после оценки. Занимаясь словесными действиями, учим «отрывать» содержание слов от способа словесного воздействия. Работая все одновременно, например, над одним отрывком по разным партитурам словесных действий. Не говорю уж об этапе изучения закономерностей «борьбы». Здесь и А. П. Чехов, и У. Шекспир «испытываются» на все пять параметров. Так, мы получаем расширение кругозора у каждого студента и обогащение его осведомленности в мировой драматургии. Но на втором и третьем году обучения показ самостоятельных работ проводится всего два раза за учебный год. А на выпускном курсе – только один раз, как дополнение к экзамену по мастерству. Дипломные спектакли
Дипломных спектаклей, как все и всегда, мы готовим несколько, чтобы всем студентам досталось по хорошей роли, чтобы роли эти были разноплановые и, чтобы было показано умение выпускников работать в разных жанрах. Например, показываем спектакль из двух частей по пьесе «Дом окнами в поле» А. Вампилова. В двух разных трактовках. Или «Мой бедный Марат» А. Арбузова – два спектакля. Тоже два варианта трактовки, два варианта оформления с новым составом исполнителей. Другой выпуск играл «Старый друг лучше новых двух» А. Н. Островского. Дипломные спектакли ещё одного выпуска - «Оглянись во гневе» Дж. Осборна и «Лунные волки» Н. Садур.
На показ – выпускной экзамен по сценической речи выносится весь проработанный за последний год материал. Причем все читают один и тот же отрывок прозы, например, из Андрея Платонова, одну из двух народных сказок на выбор, одну из шести басен И. А. Крылова и самостоятельно выбранное лирическое стихотворение из классики. Концерты современной поэзии готовят самостоятельно маленькие группы студентов. Так, считаем мы правильным и возможным показать и оценить уровень образованности и меру овладения знаниями и навыками в исполнительском искусстве каждого выпускника. Думаем, что особо одаренных студентов полезно занимать в ролях максимально «далеких» от привычных им. Например, мы добились положительного результата от маленькой лирической инженю в роли грозной мамаши, а от возрастной комической актрисы - трагически темпераментного характера «бедной невесты» в пьесе А. Н. Островского «Бедная невеста». В этом же дипломном спектакле два студента менялись ролями, играя то скромного Милашина, то наглого обманщика и соблазнителя. Оба молодых актера показали способность воплощать разные характеры, выполняя своё решение заданного персонажа. В закрепленных мизансценах и, разумеется, с одним текстом для каждой роли. Мы думали, кто же и где же даст такую неожиданную роль каждому из тех, о ком здесь кратко сказано. Наверное, никто и никогда. А наш выпускник «хлебнул» непривычного. Нашел в себе неожиданную логику действий и переживаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|