Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная задача возрастного периода – формирование индивидуального стиля жизни.




Й,14-й, 15-й, 16-й периоды: от 84 до 112 лет

Эти периоды синтеза личного опыта, формирования взаимосвязи между коллективными, социальными, общечеловеческими отношениями через передачу опыта последователям и следующим поколениям. Ключевыми являются активная гражданская позиция человека, достигшего преклонных лет, и реализация его потребности сознательного служения обществу.

 

II. Прикладной аспект акмеологического психофьючеринга

Развитие человека происходит в общем контексте его «жизненного пути» и подчинено целям, содержание которых обуславливают универсальные закономерности развития психологической системы.

Этот факт позволяет сопоставить универсальную цель развития психологической системы с реальным результатом развития человека в определенный возрастной период, что дает возможность более точно определить объективные отклонения, которые являются источником различных (разноуровневых) конфликтных ситуации в жизни человека.

В социальной практике акмеологический психофьючеринг применяется для диагностики, прогнозирования и моделирования развития психологической системы и совершенствования ее творческого потенциала и опыта взаимодействия через разработанные модели – «Циклограмма», «Четырехугольник», «Образ Я» и др.

Таблица 7.1

Уровень исследования Диагностика Прогнозирование Моделирование
1-й уровень Исследование психофизической и психофизиологической проблемы
  Диагностика психофизического развития человека в соответствии с сущностной характеристикой возрастных периодов Прогнозирование индивидуальных условий развития и предрасположенности к заболеваниям Моделирование образа жизни, актуального для каждого 7-летнего периода
2-й уровень Исследование психоэмоциональной проблемы
  Диагностика соответствия потребностей и мотивов с задачами возрастных периодов Прогнозирование соответствия мотивов, установок с актуальными потребностями человека в различные возрастные периоды Моделирование индивидуальной системы мотивов для выполнения актуальных задач возрастного периода
3-й уровень Исследование психокогнитивной проблемы
  Диагностика самореализации человека в зависимости от задач возрастного периода Прогнозирование возможных путей самореализации человека Моделирование индивидуального стиля поведения человека
4-й уровень Исследование психогенетической проблемы
  Диагностика индивидуального проявления человека в кризисных ситуациях Прогнозирование возможных последствий кризисных ситуаций Моделирование алгоритма преодоления кризисного периода и бескризисного взаимодействия человека с окружающим миром
5-й уровень Исследование психосоциальной проблемы
  Диагностика навыков конструктивных взаимоотношений в коллективе Прогнозирование возможного стиля поведения в профессиональном коллективе Моделирование индивидуальной системы взаимоотношений человека в коллективной деятельности
6-й уровень Исследование психоэнергетической проблемы
  Диагностика взаимообусловленности жизненных событий и сформированной системы отношений Прогнозирование возможных сценариев жизненных ситуаций Моделирование более эффективного пути развития человека
7-й уровень Исследование психоконцептуальной проблемы
  Диагностика стратегии развития человека в соответствии с целями, задачами, ценностями жизненных периодов человека Прогнозирование возможных путей развития человека Моделирование индивидуальной программы развития человека в соответствии с возрастными задачами

Акмеологический психофьючеринг имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Он применяется в таких областях науки, как: философия, педагогика, медицина, социология, экономика, культурология и др. Концептуальная основа акмеологического психофьючеринга раскрывает и формирует области исследования:

 

Отрасль науки Область исследования и моделирования
Философия • Система общечеловеческих ценностей • Идеология государства • Гражданская позиция личности
Экономика • Кадровая политика государства (демографическая политика) • Кадровый менеджмент • Программа профессионального роста человека
Образование • Государственная и общественная системы непрерывного образования • Образовательные программы для учебных и воспитательных учреждений • Программы переподготовки специалистов
Медицина • Концепция духовного оздоровления общества • Оздоровительные программы для учреждений • Индивидуальные программы ЗОЖ
Психология • Комплексное развитие человека • Психологическое развитие личности • Психическое развитие индивида

Акмеологический психофьючеринг рекомендуется: для широкого применения в образовательной, профессиональной и производственной сферах; для стимуляции полноты актуализации личности в каждый возрастной период жизни; а также для подготовки молодежи к созданию семьи и осознанному родительству.

В настоящее время знание универсального закона развития человека в процессе жизни (детство–юность–зрелость–старость) - учет возрастных задач, нормативов развития, типичных возрастных проблем в процессе накопления жизненного опыта, а также знание сути возрастных кризисов, способов выхода из них и прогнозирование возможных путей развития – необходимо самому широкому кругу специалистов: психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д.


Таким образом, акмеологический психофьючеринг позволяет:

1. Исследовать жизненный путь человека: его уникальную судьбу, индивидуальный алгоритм деятельности и самосовершенствования, творческий путь, а также достижение «вершины Акме» в разные возрастные периоды.

2. Исследовать закономерности развития человека в процессе жизни: универсальный закон развития человека, степень его всеобщности и проявления во всех сферах его жизнедеятельности.

3. Прогнозировать возможные пути развития человека.

4. Моделировать наиболее эффективный путь совершенствования человека.

 

Особенности возрастного периода от рождения до 28 лет

Й ПОДЦИКЛ. Возрастной период: от рождения до 28 лет.

Основная задача возрастного периода – формирование индивидуального стиля жизни.

В период от рождения до 28 лет человек проходит первые ступени индивидуализации: формируются уникальные черты его характера, индивидуальный стиль поведения, определяется иерархия ценностей и целей жизни, характеризующая направленность его развития и последующую реализацию в обществе.

В этот период формируется жизненная позиция – «Я–ЦЕЛЬ».

1-й подцикл жизненного цикла человека в соответствии с законом цикличности включает в себя 4 стадии – четыре возрастных периода по 7 лет.

Рис.9.1. Формирование индивидуального стиля жизни

1-я стадия. Возрастной период от рождения до 7 лет - психофизическое развитие. В период от рождения до 7-ми лет происходит психофизическое и психофизиологическое развитие ребенка. Ребенок адаптируется к окружающей среде: оптимизируются базовые потребности, складывается его индивидуальная система питания, образ жизни, он учится решать бытовые вопросы. Несмотря на то, что в этот период преобладает задача психофизического развития ребенка, именно в этом возрасте закладывается фундамент его индивидуальной системы отношений с окружающим миром.

2-я стадия. Возрастной период от 7 до 14 летстановление системы отношений.
В этот период формируется стиль, качество и свойства взаимоотношений человека с окружающим миром, развивается умение дружить, сопереживать и помогать другим, актуализируется стремление к активному взаимодействию с окружающим миром. Формируется культура взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой.

3-я стадия. Возрастной период от 14 до 21 годаразвитие социального интеллекта.
Актуализируются вопросы профессионального самоопределения, образования, самоактуализации, выбора ведущей формы деятельности и др.
Формируется культура восприятия и познания мира, определение своего места в нем.

4-я стадия. Возрастной период от 21 до 28 летсинтез опыта.
В этот период человек начинает синтезировать жизненный опыт, накопленный в предыдущие возрастные периоды, доводя до совершенства начатые дела. Появляются первые результаты самостоятельной жизни – семья, дети, дом, характеризующие построение собственной системы отношений. Так, на основе первых трех 7-летних периодов человек создает собственную систему жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...