Симптомы и противоречия возрастного кризиса 13-14 лет
1. Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Биологическое созревание, гормональная перестройка – обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим несоответствиям «норме», которую подросток принял для себя. 2. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. Интенсивно осваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием половой принадлежности. Закрепляются особенности восприятия, интеллектуальной направленности, личностных установок, эмоциональной сферы, отличающие девочек от мальчиков. 3. Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Подросток затрудняется в дифференциации предмета мышлении и мышления других людей. Поскольку он более заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, что другие люди, так же оценивают его внешность, способности и поведение. Типичная возрастная особенность – склонность к преувеличениям своих недостатков.
4. «Личностный миф» – это вера в уникальность собственных чувств, страданий, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. Происходит постепенный переход от оценки заимствованной у взрослых к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
5. Социальная взрослость, как правило, складывается в ситуации сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, наблюдается стремление занять место взрослого, овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь. В месте с тем существует подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблеме пола, копирование способов развлечения, ухаживания, подражание в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение. 6. Формируется Я–концепция, как новый уровень самосознания, представление о себе самом. Характеризуется потребностью в познании себя как личности, своих возможностей, своей уникальности и своего сходства с другими людьми. Стремление занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (в отличие от потерявшей субъективную ценность позиции школьника), вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные личностные черты. 7. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации. Не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений. Возникновение избирательных или постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», подталкивают подростков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее, организованнее, гармоничнее.
Особенности возрастного периода От 14 лет до 21 года Период от 14 лет до 21 года соответствует 3-й стадии развития психологической системы. Основная задача периода от 14 до 21 года – развитие социального интеллекта, познание смысла своего индивидуального «Я», формирование культуры и целостности восприятия мира, определение своего места в нем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|