Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универсальные возрастные кризисы




Кризис (от греческого crisis – поворотный момент, исход) – любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления. Например, принято говорить о том, что индивид переживает психологический кризис, когда возникают резкие отклонения от привычного образа жизни.

Слово «кризис» в переводе с греческого имеет еще множество значений, среди которых: разделять, отделять, различать, выделять. Вот еще однокоренные слова, давно освоенные русским языком и сознанием: критика, критерий, эндокринный. Критиковать – это значит разделять; критерий – это то, что помогает отделить одно от другого и различить истинное от ложного; эндокринный – внутреннее выделение (гормонов). Суммируя, получаем, что кризис – это разделяющее событие в жизни человека, отделяющее один период его развития от другого, связанное с внутренним переживанием человека.

В настоящее время существует много психологических теорий, авторы которых утверждают, что полноценно функционирующая личность формируется путем прохождения определенных стадий в своем развитии. И каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни человека, который возникает при переходе на следующую стадию психосоциального развития. Форма, длительность и острота кризиса во многом зависят от индивидуальных особенностей человека.

Возрастные кризисы – специфически-условная индексация переходных фаз-этапов возрастной эволюции, которая рассматривается в концепциях Л.С. Выготского, Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, Д. Эльконина, а также положена в основу акмеологического психофьючеринга.

Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношения человека к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Кризис развития (возрастной кризис) означает начало перехода от одного этапа развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями человека и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Рис. 10.1. Универсальные возрастные кризисы

В психосистемологии точки перехода от одного семилетнего периода к другому рассматриваются как самые напряженные моменты в жизни человека – как точки кризисов. Это подтверждают и многочисленные данные статистики. Напряжения и кризисы, усиливающиеся в эти моменты, объясняются тем, что переход от одного возрастного периода к другому связан с качественным изменением взаимоотношений человека с окружающим миром: переходом к новым отношениям и необходимой трансформацией прежних.

В зависимости от содержания кризисов развития выделяют кризисы отношений и кризисы мировоззрения.

Каждый возрастной кризис характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития.

Социальная ситуация развития – это «совершенно своеобразное специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (Л.С. Выготский). Понятие социальная ситуация развития фиксирует своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего состояния человека, то есть окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы.

Д. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения кризисных периодов развития.

Ведущая деятельность – главная деятельность возраста, имеющая значение для психического развития. Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования.

Возрастные новообразования – результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития.

Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности человека, то есть психические, социальные и мировоззренческие изменения, которые впервые возникают в процессе развития, и которые в самом главном и основном определяют сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

При смене одной ведущей деятельности другой (например, когда игровая деятельность заменяется учебной) происходит кризис развития. Возникшие в процессе развития новообразования изменяют социальную ситуацию развития, человеку требуется другая система отношений с миром, происходит переоценка ценностей и взглядов на окружающую действительность.

Иными словами, накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречия со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития человека в следующем возрастном периоде. В этом и состоит динамика развития.

Отказ от старой ситуации развития и образование новой составляет собой содержание кризисного периода, который включает в себя поиск смысла и поиск цели дальнейшего развития человека. Поэтому можно предположить, что в конце каждого возрастного периода наблюдается кризис смысла, который заключается в переоценке человеком жизненного смысла (смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной жизни) в контексте созревания новой социальной ситуации развития под воздействием психологических возрастных новообразований; а в начале каждого возрастного периода наблюдается кризис цели, как поиск пути развития внутри следующей социальной ситуации. А в целом кризис смысла и кризис цели можно назвать кризисом мировоззрения. Это точки перехода от одного периода развития к другому (например, 7 лет, 14 лет, 21год, 35 лет, 42 года, 49лет, 63года,70 лет, 77 лет…)

Кризис отношений наблюдается внутри социальной ситуации развития (внутри периода развития), когда происходит переход от индивидуального освоения вновь появившихся психологических образований (знания о новых способностях, умение их применять и навык в управлении ими) к их реализации и признанию в группе (семье), коллективе, обществе. Это наблюдается в возрасте: 4 года, 11 лет, 18 лет, 25 лет, 32 года, 39 лет, 46 лет, 53 года, 60 лет, 67 лет, 74 года…

Особое внимание в акмеологическом психофьючеринге уделяется основным пяти кризисам, которые человек проживает в связи с переходом от одного подцикла к другому:

• кризис новорожденности 0-1 год; • кризис индивидуальности 28 лет;

•кризис социальный – 56 лет;• кризис интеграционно-креативный – 84 года;

кризис перехода.

Кризис, как и любое явление, может иметь и позитивное и негативное значение. Так, если человеку не удается разрешить кризис, то это наносит вред личности, и появляются негативные качества, например (по Э. Эриксону), базальное недоверие или чувство вины. В случае благоприятного разрешения кризисной ситуации человек приобретает нечто новое – то, чего не было на предыдущих стадиях (базальное доверие или инициативность), становится более зрелой и адаптивной личностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...