Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характер влияния возрастных потребностей периода от рождения до 7 лет на дальнейшее развитие человека




Основные потребности возраста Характер влияния возрастных потребностей на дальнейшее развитие человека
Потребность в безопасности Качество удовлетворения указанной потребности формирует у человека индивидуальный алгоритм организации жизнедеятельности. Например, экстравертная или интровертная направленность функционирования организма на уровне ощущений, восприятия, мышления, чувств, интуиции, а также осознание принадлежности к определенному полу, социальной и национальной группе. Рекомендации: важно, чтобы родители сформировали у ребенка правильный образ жизни (отношение к еде, отдыху, к здоровью и др.)
Потребность в эмоциональном самовыражении Качество удовлетворения указанной потребности формирует индивидуальный алгоритм достижения успеха, обусловленный силой мотива и его направленностью. Рекомендации: важно замечать, поощрять и стимулировать любое творческое проявление ребенка и не оставлять без внимания вопросы маленького человека    
Потребность в новых впечатлениях (стремление к восприятию и познанию всего нового) Качество удовлетворения указанной потребности формирует индивидуальный алгоритм познания себя и мира, обусловленный силой любопытства и направленностью интересов. Рекомендации: важно, чтобы общение ребенка и взрослого, его совместный труд, учение, игра строились на принципах развивающего обучения
Потребность в признании и поддержке Качество удовлетворения указанной потребности формирует Образ Я на каждом этапе развития человека. Рекомендации: важно, чтобы ребенок чаще участвовал в ролевых играх, проявляя творчество сюжетосложения
Потребность в активной деятельности Качество удовлетворения указанной потребности формирует набор таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, креативность, определяющих роль человека в социальных группах (семья, коллектив). Рекомендации: важно, чтобы взрослые доверяли ребенку доступные для его возраста дела, позволяя самостоятельно решать возникающие в ходе деятельности вопросы
Потребность в системе ценностей Качество удовлетворения указанной потребности формирует у ребенка систему ценностей, морально-нравственную ориентацию и культуру поведения в обществе, статус человека в обществе. Рекомендации: важно, чтобы взрослые обращали внимание на усвоение ребенком конвенциональных норм, как совокупности общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения
Потребность в картине мира Качество удовлетворения указанной потребности формирует у ребенка способность целостно воспринимать окружающий мир, выстраивая перспективу в будущее. Рекомендации: важно, чтобы родители поощряли и стимулировали у ребенка чувство самоконтроля, учили сдерживать и контролировать свои побуждения и поступки, согласовывая их с достойными целями

 

Итак, подведем итоги и проследим соответствие между основными психологическими характеристиками человека, которые закладываются в возрасте от рождения до 7-ми лет, и ключевыми принципами развития психологической системы:

 

Основные характеристики Принцип
  Алгоритм функционирования организма Универсальность системообразования
  Мотивация или личностный смысл Взаимосвязанность
  Индивидуальный алгоритм познания Многообразие
  Образ Я и самосознание Целостность
  Коллективное сознание Развитие
  Общественное сознание Иерархичность
  Восприятие мира или мировоззренческий стержень Целесообразность

 

Возрастные кризисы в период от рождения до 7 лет

В период от рождения до 7-ми лет ребенок переживает 3 возрастных кризиса: кризис 1-го года, кризис 3-4 лет, кризис 6-7 лет.

Кризис 1-го года

К концу первого года жизни происходит физическое отделение ребенка от матери. При этом отделении ребенок обнаруживает свое собственное желание, становится его субъектом, появляется «Я желающий». Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в активного, своевольного, пытающегося добиться своего. Поведенческим симптомом наступления кризиса 1 года считается проявление особых аффективных состояний, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он начинает понимать, что не все его желания совпадают с желаниями и чувствами другого человека.

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотношения «сон – бодрствование»); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).

Для преодоления кризисных проявлений необходимо направлять активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о безопасности ребенка не должна привести к бесконечным ограничениям. Когда это возможно запреты нужно заменить более гибким поведением, научить малыша правильно обращаться с предметами.

Кризис 3-4 лет («Я сам»)

В данном возрасте происходит ломка взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Данный кризиспротекает как кризис социальных отношений, в результате которого возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в данный период: тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения. У детей начинает формироваться воля, автономия, они перестают нуждаться в опеке и стремятся сами сделать выбор."Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека.

Появляются личные действия и осознания себя как отдельного активного субъекта. Ребенок отстаивает свое психологическое пространство в явно неравном бою со взрослыми. Именно в этот период часто закладывается комплекс неполноценности. Так как самоконтроль еще не сформирован, то ребенок часто осознает свой плохой поступок после его совершения, что приводит к появлению чувства вины, стыда, которые разрушают целостность «Я».

Одновременно с отстаиванием самостоятельности у ребенка возникает новое отношение к взрослым, которые больше не закрыты для него предметом и способом действия с ним, а выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Из новообразований данного кризиса возникает тенденция к самостоятельной деятельности, построенной по образцу деятельности взрослого. «Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения…», подчеркивал Д. Б. Эльконин. Взрослый выступает как олицетворение социальных ролей: мужчины, женщины, хозяина, хозяйки, матери, отца, сотрудников, единомышленников…

Можно выделить несколько важных симптомов этого кризиса.

Негативизм. Стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Строптивость. Направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет, близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Обесценивание взрослых. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразниться и обзывать родителей.

Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", писал Л. С. Выготский.

Стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. По отношению к братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Отмечается, что дети не имевшие проблем поведения в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Кризис 6-7 лет

Кризис 6-7 лет требует от ребенка формирования нового качества взаимодействия, так как в его жизни появляется общественно-полезная деятельность – учеба. Это период рождения социального «Я» ребёнка. Он связан с появлением нового системного образования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень его самосознания.

В связи с этим в характере и поведении ребенка происходят определенные изменения:

1. Возникает потребность в социальном функционировании. Способность к формированию значимой социальной позиции.

2. Происходит осознание правил, и норм, соподчинение своих мотивов и действий с потребностями окружающих, желание знать причинные основания требований.

3. Растет заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем: о политике, о жизни, о школе…

4. Появляется оспаривание ребенком необходимости выполнять родительскую просьбу, непослушание и отказ от привычных дел и обязанностей, и в тоже время растет его самостоятельность и стремление выполнять действия по собственному решению.

5. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях и относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

6. Возникает обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

7. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничание, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих ситуаций и переживаний.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей: разъяснение причинных оснований требований (почему надо так делать, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

В тоже время стертость симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности ребенка к школьному обучению, что формирует кризис 7-ми лет (второй половины).

В заключение приведем слова А.Н.Леонтьева: «Дошкольный возраст – период, в котором впервые возникает относительно устойчивая иерархическая структура (соподчиненных) мотивов, создающих единство личности, превращающая ребенка из существа ситуативного, подчиняющегося непосредственно воздействующим на него раздражителям и сиюминутным побуждениям, в существо, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...