Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика кризисов развития




Психосистемология Возрастной кризис определяется принципиальным изменением системы мотивов субъекта: переориентацией на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых целей. Поэтому переходный период, при условии негармонично сформированной системы отношений человека с окружающим миром, приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности.
Л.С. Выготский Возрастные кризисы (термин ввел Л.С. Выготский) – целостная трансформация личности человека, регулярно возникающая в процессе смены стабильных фаз периодов (смена социальных ситуаций развития и составляет психологическое содержание возрастного кризиса субъекта)
Э. Эриксон Рассматривал возрастные кризисы субъекта, как разрешение базальной возрастной задачи.
А.Н. Леонтьев Рассматривал кризис как процесс перестройки идейно-смысловых структур сознания, в ходе которой происходит переориентация человека на совершенно новые личностно-социальные задачи, приводящие к реформации самого характера объект-предметной деятельности и форм коммуникации, что оказывает сильное воздействие на социоэволюцию индивида.
Д. Эльконин Рассматривал возрастной кризис субъекта как форму эволюции, активации прогрессирования взрослого индивида, с учетом позитивных и негативных черт его поведения.
З. Фрейд Рассматривал возрастные кризисы субъекта как трансформацию базальных стадий психосексуального развития субъекта.
Л.И. Божович Причиной возникновения кризиса считала неудовлетворение новых потребностей человека.

 

Кризисы мировоззрения

 

Возраст Название кризиса Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
1 год Физическое отделение от матери Базовое доверие к людям Доверие к людям: расширение пространства жизнедеятельности ребенка, рост самостоятельности Недоверие к людям: замкнутость, опасения быть покинутым
7 лет Кризис «готовности к школе» Способность и потребность в социальном функционировании Активность: активное изучение окружающего мира, инициатива, уверенность в себе Пассивность: отсутствие инициативы, зависимость от других, подавленность, чувство вины
14 лет Кризис «перехода к юности» Идентичность или смешение ролей Жизненное самоопределение: активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, четкие гендерные позиции Путаница ролей: сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношений с внешним миром
21 год Кризис «становления» Видение временной перспективы или «застревание» в прошлом Уточнение жизненных планов и начало их осуществления: поиск себя; осознание своих прав и обязанностей Смещение и смешение временных перспектив: возникают сомнения в собственных способностях
35 лет Кризис «организационный» Лидерские качества или конформизм Расширение: происходит интенсивное решение материальных проблем, профессиональное развитие, расширение социальных связей Избегание реальности: отчужденность, замкнутость, разобщенность, разрозненность
42 года Кризис середины жизни – кризис идентичности Генеративность или стагнация Генеративность: возраст подведения предварительных итогов. Чувство сохранения рода как интерес к следующему поколению и его воспитанию Стагнация: выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, возникают сомнения в правильности прожитой жизни
49 лет Кризис «корни и расширение» Обновление или увядание Обновление: воплощение планов и целей в конкретные дела в контексте новых или возрожденных ценностей и смыслов жизни Увядание: снижение профессиональной мобильности и физиологические изменения увядание
63 года Кризис «отставки» Готовность к новой социальной позиции или сохранение прежнего стиля жизни Удовлетворенность: «поиск себя» в новом качестве, проба своих сил в самых разных видах деятельности, установление новых дружеских связей Отчужденность: пассивное отношение к жизни, сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта, ощущение ненужности
70 лет Кризис идентичности: «я есть то, что меня переживет» Чувство собственного достоинства или потеря уважения к себе Продуктивная деятельность: уважение как результат активной жизненной позиции и вовлеченность в жизнь общества Личная неадекватность: уважение к себе определяется прошлыми заслугами
77 лет Кризис «целеполагающих идеалов» Мудрость или безысходность Концепция непрерывного жизненного пути: преодоление озабоченности перспективой близкой смерти; продление собственной жизни через участие в делах молодого поколения Страх смерти: озабоченность поддержанием здоровья, распределением материальных благ, ощущение безысходности, отчаяние

 

Кризисы отношений

Таблица 10.3

 

Возраст Название кризиса Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
4 года Психологическое отделение от близкого взрослого Автономия или зависимость Самостоятельность, уверенность в себе: гордость за достижения, осознание позиции «Я сам» Сомнение в себе: гипертрофированное чувство стыда: зависимость от значимого взрослого
11 лет Кризис самооценки, «мотивационный вакуум» Уверенность в себе или чувство неполноценности Адекватная самооценка: выраженное чувство долга, стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения, ориентация на задачу Чувство неполноценности: слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, трудных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности, конформность, «рабское» поведение
18 лет Кризис перехода к взрослости. «Отрыв от родительских корней» Трудолюбие (созидание) или потребление Трудолюбие: ориентирование и нахождение себя во взрослом мире; дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей, принятие и освоение социальных ролей Потребительский характер интересов: пассивность поведения, отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других
25 лет Кризис перестройки системы отношений Близость или изоляция Близость: перестройка системы отношений человека на программу нового образа жизни в семье и в трудовом коллективе   Изоляция: одиночество, остракизм (отвержение)
32 года Кризис «Ответственности» Ответственность или инфантилизм Ответственность: чувство уверенности и принятие себя, отбрасывание ложной зависимости и принятие ответственности за свою жизнь Инфантилизм: чувство зависимости от других
39 лет Кризис «семейных отношений» Углубление отношений или утрата близости в отношениях Соучастие и сочувствие: чувство нужности, забота о других людях, способность, не боясь отдать себя другому человеку (партнеру по браку, ребенку) Недостаток эмоционально-чувственного опыта: личностная ориентация, реализация только индивидуальной программы заводит человека в тупик, порождает ощущение пустоты и отсутствия смысла жизни
46 лет Мотивационный кризис Нужность и полезность обществу или потеря смысла деятельности Потребность во внутреннем развитии: происходит переоценка результатов достижений и жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей Потребность начать все сначала: неудовлетворенность достижениями в семейных отношениях, профессиональной карьере, в общественной жизни
53 года Кризис «Акме» Достижение вершины развития или ординарность Общественно-значимый прорыв: новый импульс жизни, более ориентированной на служение людям, достижение человеком состояния мудрости     Псевдоакме: формальные достижения, безнадежные попытки укрепления своего авторитета, профессиональная и моральная стагнация
60 лет Кризис «смены смыслообразующего мотива жизни» Социальный интерес или эгоистические тенденции Социальный интерес: целенаправленный поиск различных видов деятельности, которые дают человеку ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе Замыкание на собственных интересах: осознание ослабления своей роли в обществе, ощущение ненужности и бесполезности
67 лет Кризис «потребность в корнях» Новый опыт познания мира или догматизм Открытость новому опыту: человек учится понимать сущность перехода количественных накоплений опыта к качественному преображению Догматизм: потеря смысла жизни, обеднение личной жизни, регрессия
74 года Кризис «творческий прорыв» Чувство жизни или существование Творческое вдохновение: появление новых творческих интересов, ранее не свойственных человеку Поддержание физического здоровья: замыкание на себе и своем физическом состоянии

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...