Психосистемология
| Возрастной кризис определяется принципиальным изменением системы мотивов субъекта: переориентацией на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых целей. Поэтому переходный период, при условии негармонично сформированной системы отношений человека с окружающим миром, приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности.
|
Л.С. Выготский
| Возрастные кризисы (термин ввел Л.С. Выготский) – целостная трансформация личности человека, регулярно возникающая в процессе смены стабильных фаз периодов (смена социальных ситуаций развития и составляет психологическое содержание возрастного кризиса субъекта)
|
Э. Эриксон
| Рассматривал возрастные кризисы субъекта, как разрешение базальной возрастной задачи.
|
А.Н. Леонтьев
| Рассматривал кризис как процесс перестройки идейно-смысловых структур сознания, в ходе которой происходит переориентация человека на совершенно новые личностно-социальные задачи, приводящие к реформации самого характера объект-предметной деятельности и форм коммуникации, что оказывает сильное воздействие на социоэволюцию индивида.
|
Д. Эльконин
| Рассматривал возрастной кризис субъекта как форму эволюции, активации прогрессирования взрослого индивида, с учетом позитивных и негативных черт его поведения.
|
З. Фрейд
| Рассматривал возрастные кризисы субъекта как трансформацию базальных стадий психосексуального развития субъекта.
|
Л.И. Божович
| Причиной возникновения кризиса считала неудовлетворение новых потребностей человека.
|
Возраст
| Название кризиса
| Результат развития
| Нормальная линия развития
| Аномальная линия развития
|
1 год
| Физическое отделение от матери
| Базовое доверие к людям
| Доверие к людям: расширение пространства жизнедеятельности ребенка, рост самостоятельности
| Недоверие к людям: замкнутость, опасения быть покинутым
|
7 лет
| Кризис «готовности к школе»
| Способность и потребность в социальном функционировании
| Активность: активное изучение окружающего мира, инициатива, уверенность в себе
| Пассивность: отсутствие инициативы, зависимость от других, подавленность, чувство вины
|
14 лет
| Кризис «перехода к юности»
| Идентичность или смешение ролей
| Жизненное самоопределение: активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, четкие гендерные позиции
| Путаница ролей: сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношений с внешним миром
|
21 год
| Кризис «становления»
| Видение временной перспективы или «застревание» в прошлом
| Уточнение жизненных планов и начало их осуществления: поиск себя; осознание своих прав и обязанностей
| Смещение и смешение временных перспектив: возникают сомнения в собственных способностях
|
35 лет
| Кризис «организационный»
| Лидерские качества или конформизм
| Расширение: происходит интенсивное решение материальных проблем, профессиональное развитие, расширение социальных связей
| Избегание реальности: отчужденность, замкнутость, разобщенность, разрозненность
|
42 года
| Кризис середины жизни – кризис идентичности
| Генеративность или стагнация
| Генеративность: возраст подведения предварительных итогов. Чувство сохранения рода как интерес к следующему поколению и его воспитанию
| Стагнация: выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, возникают сомнения в правильности прожитой жизни
|
49 лет
| Кризис «корни и расширение»
| Обновление или увядание
| Обновление: воплощение планов и целей в конкретные дела в контексте новых или возрожденных ценностей и смыслов жизни
| Увядание: снижение профессиональной мобильности и физиологические изменения увядание
|
63 года
| Кризис «отставки»
| Готовность к новой социальной позиции или сохранение прежнего стиля жизни
| Удовлетворенность: «поиск себя» в новом качестве, проба своих сил в самых разных видах деятельности, установление новых дружеских связей
| Отчужденность: пассивное отношение к жизни, сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта, ощущение ненужности
|
70 лет
| Кризис идентичности: «я есть то, что меня переживет»
| Чувство собственного достоинства или потеря уважения к себе
| Продуктивная деятельность: уважение как результат активной жизненной позиции и вовлеченность в жизнь общества
| Личная неадекватность: уважение к себе определяется прошлыми заслугами
|
77 лет
| Кризис «целеполагающих идеалов»
| Мудрость или безысходность
| Концепция непрерывного жизненного пути: преодоление озабоченности перспективой близкой смерти; продление собственной жизни через участие в делах молодого поколения
| Страх смерти: озабоченность поддержанием здоровья, распределением материальных благ, ощущение безысходности, отчаяние
|
Возраст
| Название кризиса
| Результат развития
| Нормальная линия развития
| Аномальная линия развития
|
4 года
| Психологическое отделение от близкого взрослого
| Автономия или зависимость
| Самостоятельность, уверенность в себе: гордость за достижения, осознание позиции «Я сам»
| Сомнение в себе: гипертрофированное чувство стыда: зависимость от значимого взрослого
|
11 лет
| Кризис самооценки, «мотивационный вакуум»
| Уверенность в себе или чувство неполноценности
| Адекватная самооценка: выраженное чувство долга, стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения, ориентация на задачу
| Чувство неполноценности: слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, трудных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности, конформность, «рабское» поведение
|
18 лет
| Кризис перехода к взрослости. «Отрыв от родительских корней»
| Трудолюбие (созидание) или потребление
| Трудолюбие: ориентирование и нахождение себя во взрослом мире; дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей, принятие и освоение социальных ролей
| Потребительский характер интересов: пассивность поведения, отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других
|
25 лет
| Кризис перестройки системы отношений
| Близость или изоляция
| Близость: перестройка системы отношений человека на программу нового образа жизни в семье и в трудовом коллективе
| Изоляция: одиночество, остракизм (отвержение)
|
32 года
| Кризис «Ответственности»
| Ответственность или инфантилизм
| Ответственность: чувство уверенности и принятие себя, отбрасывание ложной зависимости и принятие ответственности за свою жизнь
| Инфантилизм: чувство зависимости от других
|
39 лет
| Кризис «семейных отношений»
| Углубление отношений или утрата близости в отношениях
| Соучастие и сочувствие: чувство нужности, забота о других людях, способность, не боясь отдать себя другому человеку (партнеру по браку, ребенку)
| Недостаток эмоционально-чувственного опыта: личностная ориентация, реализация только индивидуальной программы заводит человека в тупик, порождает ощущение пустоты и отсутствия смысла жизни
|
46 лет
| Мотивационный кризис
| Нужность и полезность обществу или потеря смысла деятельности
| Потребность во внутреннем развитии: происходит переоценка результатов достижений и жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей
| Потребность начать все сначала: неудовлетворенность достижениями в семейных отношениях, профессиональной карьере, в общественной жизни
|
53 года
| Кризис «Акме»
| Достижение вершины развития или ординарность
| Общественно-значимый прорыв: новый импульс жизни, более ориентированной на служение людям, достижение человеком состояния мудрости
| Псевдоакме: формальные достижения, безнадежные попытки укрепления своего авторитета, профессиональная и моральная стагнация
|
60 лет
| Кризис «смены смыслообразующего мотива жизни»
| Социальный интерес или эгоистические тенденции
| Социальный интерес: целенаправленный поиск различных видов деятельности, которые дают человеку ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе
| Замыкание на собственных интересах: осознание ослабления своей роли в обществе, ощущение ненужности и бесполезности
|
67 лет
| Кризис «потребность в корнях»
| Новый опыт познания мира или догматизм
| Открытость новому опыту: человек учится понимать сущность перехода количественных накоплений опыта к качественному преображению
| Догматизм: потеря смысла жизни, обеднение личной жизни, регрессия
|
74 года
| Кризис «творческий прорыв»
| Чувство жизни или существование
| Творческое вдохновение: появление новых творческих интересов, ранее не свойственных человеку
| Поддержание физического здоровья: замыкание на себе и своем физическом состоянии
|