Характеристика периода от 7 до 14 лет
В этот период актуализируются вопросы взаимодействия – формирование индивидуального алгоритма межличностных отношений (с родственниками и друзьями, с противоположным полом, знакомыми и незнакомыми людьми, природой и др.), развивается умение дружить, сопереживать и помогать другим. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых для него лиц. Например, младший школьный возраст (от 7 до 10 лет) – очень ответственный период детства. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика – характеризуется тем, что у него появляется общественно-значимая, общественно-контролируемая деятельность – учебная. В школе ребенок вступает в совершенно новые для него социальные отношения. Ученик должен подчиняться системе школьных правил и нести ответственность за их нарушение, учитель же – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель в данных отношениях выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. В этот период через учебную деятельность происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе, что приносит ему ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми. Так, постепенно формируется либо стиль партнерских отношений, либо стиль подчинения–подавления, который на протяжении всей жизни будет основой коллективных отношений человека. Общественно-полезная деятельность и новые социальные отношения обуславливают развитие мотивационной сферы ребенка, которая характеризуется переходом от одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построению системы мотивов. В период от 7 до 14 лет наблюдается тенденция к сознательному и целевому регулированию ребенком своего поведения, появляется потребность в самоутверждении. Ребенок стремится к обособлению (от родителей) и самостоятельному развитию. Именно таким образом реализуется его потребность в автономии, то есть потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы, желание принять на себя права и обязанности взрослого человека. Постепенно формируется поведенческая автономия, как обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения; эмоциональная автономия (избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей) и пространственная автономия (неприкосновенность личного пространства). Посредством этого развивается мотив долга - будущая основа морального мотива.
Так же в период младшего и среднего школьного возраста формируется стиль, качество и свойства взаимодействия человека с окружающим миром, актуализируется само стремление к активному взаимодействию с людьми и природой. Это способствует формированию у ребенка мотивов активного проявления в окружающем мире, которые в дальнейшем проявляются в инициативности, деловитости, творческой реализации человека. В возрасте от 11 до 14 лет начинает активно развиваться чувство взрослости, связанное с поиском собственного места в обществе. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками, которое выделяется в относительно самостоятельную область жизни. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Именно в начале подросткового возраста происходит сознательное экспериментирование с собственными отношениями (поиски друзей, конфликты и примирения, смена компаний). Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Мотивация общения со сверстниками в этот период очень высока.
Дружба между подростками приучает их согласовывать свои интересы с интересами других, учит слышать других, соизмерять свои желания, учит нежности и заботе, внимательности и чуткости. Поэтому подросток остро реагирует на оценку со стороны сверстников, у него формируется гамма переживаний, которую он получает через принадлежность к какой-либо команде сверстников. Формируется очень важная потребность этого периода – потребность в признании. Потребность в признании на разных этапах рассматриваемого периода изменяется от простого самоутверждения в мире взрослых к социальному самоопределению. Накопление опыта в разных видах общественно-полезной деятельности активизирует потребность подростков в признании их прав и включенности в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении, мотивации своего поведения моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками. Так у молодого человека возникает мотивация просоциального поведения, то есть позитивного, конструктивного, социально-полезного поведения в противоположность асоциальному поведению. В то же время подросток продолжает оставаться школьником, и учебная деятельность, по-прежнему, сохраняет свою актуальность. Но в психологическом отношении учеба отступает на задний план. Познавательная мотивация уступает место мотивации общения. Именно поэтому самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника влияет на формирование его самооценки. Психологи выделяют ряд причин, вызывающих трудности в обучении подростка: – дефицит веры взрослых в ребенка или чрезмерный контроль (когда оценивают ребенка по ошибкам), который порождает ориентацию ребенка на ошибки и вызывает страх, сдерживающий инициативу и творчество ребенка;
– дефицит понимания, заключающийся в том, как взрослые объясняют достижения ребенка: низкими способностями, везением или случайностью; это формирует неуверенность ребенка в себе, которая препятствует пониманию его значимости себя, а в дальнейшем лишает радости творчества и смелости в преодолении стереотипов общественного мышления;
– дефицит самостоятельности, который формирует узость восприятия жизненной перспективы; низкий уровень инициативности ребенка, неумение организовывать собственное пространство жизнедеятельности. Если взрослые лишают ребенка самостоятельности, возможности самому взаимодействовать с миром, с людьми, то он не накапливает нужный ему опыт построения гармоничных взаимоотношений, что будет способствовать возникновению проблем в следующих возрастных циклах. Дело в том, что человек приобретает опыт только прямым соприкосновением с миром, в том числе, в конфликтах несогласованности своего развития и окружающего общества, путем проб и ошибок. В период от 7 до 14 лет интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Закрепляются особенности восприятия личностных установок, отличающие подростков-девочек от подростков-мальчиков. В сознании и поведении подростков значительную роль приобретают сексуальные интересы и мотивы. Биологическое созревание, гормональная перестройка – обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим несоответствиям «норме», которую подросток принял для себя. Это формирует потребность в двигательной активности и в исследовании «запретных зон», желании овладеть всеми доступными движениями, испытать и совершенствовать свои двигательные способности и тем самым приобрести власть над собственным телом и над внешним физическим пространством.
Характерные особенности развития ребенка в возрастной период от 7 до 14 лет можно представить по годам, учитывая, что каждый год жизни (из 7-ми) представляет собой повторение семеричной структуры причинных связей, при котором в течение одного года постигается более полно один из 7-ми уровней развития.
Постепенно, в течение 7-ми лет, у ребенка формируются в соответствующем возрасте потребности и мотивы, которые ложатся в основу его дальнейшего развития.
Таким образом, в этом возрасте для ребенка важны: с одной стороны, оценка других людей и особенно сверстников; с другой – самооценка самого себя; с третьей – стремление соответствовать общественным требованиям. С учетом вышесказанного, на преподавателей и родителей, взаимодействующих с детьми в возрасте от 7 до 14 лет, возлагается ответственность за поддержание величайшей культуры общения и сотрудничества с детьми.
Важно, чтобы дома сложилась атмосфера доверия, чтобы родители научились быть искренними друзьями своему ребенку. Мудрость родителей в том, чтобы неназойливо помогать ребенку и учиться самим признавать свои ошибки. Тогда взаимоотношения становятся доверительными. Воспитывая у детей отношения к любому человеку, как высшей ценности, развивая у ребенка потребности совершенствоваться через создание ситуаций, способствующих отдаче своих душевных сил, знаний и умений другим людям, взрослые способствуют становлению культурно-продуктивной личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|