Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика периода от рождения до 7 лет




Период от рождения до 7-ми лет по темпам развития и важности для последующего жизненного пути не сопоставим ни с одним возрастным периодом.

Во-первых, уже при рождении ребенок проживает свою первую трансформацию - он совершает «переход» в новую жизнь, который по своей сути будет постоянно повторяться как «переходный процесс» на протяжении всей жизни: переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому..., вступают в действие разные виды регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Во-вторых, в этот период закладываются основы психофизического развития человека: организм приспосабливается к окружающей среде, тем самым формируя особый, присущий только ему вид функционирования жизненно важных систем – дыхания, кровообращения, пищеварения и др. Так, в этот период оформляется физиологический «портрет», который будет залогом физического состояния человека в течение всей его жизни.

В-третьих, в этом возрасте происходит вторая трансформация, но уже интересов ребенка – они перемещаются из мира простых предметов в мир отношений людей. Через познавательную форму общения у ребенка формируются потребности в новых впечатлениях, в стремлении глубже понять окружающий мир. Он начинает задавать множество вопросов – о животных, людях, природе, планетах, уточняя – что из чего сделано и как работает. Когда маленький человек превращается в «почемучку» у него начинают формироваться такие черты характера, как любознательность, инициативность, самостоятельность, креативность. Поэтому родителям рекомендуют замечать, поощрять и стимулировать любое творческое проявление малыша, не оставляя без внимания вопросы, ответы на которые лягут в основу фундамента Образа Я и судьбы человека.

В-четвертых, мир, в котором живет ребенок, создается трудом людей. В каждом простом предмете, с которым ему придется научиться обращаться, заложен опыт человечества, его история. Более сложные предметы культуры – идеи, ценности, мир чувств и разума, с которыми тоже надо научиться обращаться, овладеть ими, чтобы потом быть способным к творчеству, к созданию нового. Поэтому в этот период закладываются основы и психологического здоровья личности, которое является прямым результатом сформированной у ребенка системы отношений с окружающим миром.

И еще один, достаточно важный аспект развития. Назначение предметов – как материальных, так и идеальных – ребенок познает только во взаимодействии с другими людьми, только человек раскрывает истинное назначение слова, движений, действий с предметами. А так как взрослые, среди которых живет ребенок, очень различаются по своему восприятию мира, то дети активно синтезируют результат взаимодействия всех систем отношений вокруг него. И в этот период очень многое зависит от того, насколько взрослые постигли «искусство быть вместе».

Характерные особенности развития ребенка в возрастной период от рождения до 7-ми лет можно представить по годам, учитывая, что каждый год жизни (из 7-ми) представляет собой повторение семеричной структуры причинных связей, при котором в течение одного года постигается более полно один из 7-ми уровней развития.

 

 

  • Возраст от рождения до 1 года - удовлетворение родителями психофизических и психофизиологических потребностей ребенка создает ощущение безопасности, доверия, что влияет на последующее отношение человека с окружающим миром, а также на принятие своего тела, своих физических возможностей, своего пола.
  • Возраст 1–2 года - удовлетворение потребности ребенка в общении, эмоциональных контактах, в стремлении быть среди других людей формирует мотив достижения успеха и влияет на последующие отношения его с миром эмоций и чувств.
  • Возраст 2-3 года - стремление к восприятию и познанию всего нового формирует познавательные интересы ребенка, влияет на становление его характера и отношения с информационным миром.
  • Возраст 3-4 года - потребность в признании и поддержке формирует особенности межличностных отношений ребенка.
  • Возраст 4-5 лет - потребность в активной деятельности определяет статус ребенка в группе, а впоследствии – в семье, коллективе и обществе, формируя систему коллективных отношений.
  • Возраст 5-6 лет - через удовлетворение потребности ребенка в стабильности и защите у ребенка формируются определенные привычки и правила, в том числе и ограничения, определяются морально-нравственная ориентация и поведение, что является залогом гармоничных общественных отношений человека в будущем.
  • Возраст 6-7 лет - усвоение ребенком общепринятой картины мира, как совокупности правил и требований, принятых в данном коллективе (обществе), играющих роль важнейшего средства регуляции поведения его членов, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения, формируют будущие взаимодействия ребенка с миром общечеловеческих отношений.

Итак, развитие ребенка до 7-ми лет обусловлено генотипом (наследственностью), архетипом цивилизации (средой) и активностью самого субъекта (система отношений – результат взаимодействия наследственности и среды). Так формируется уникальная судьба человека, а общество является ее активным создателем. История детства – это «строительный материал», который помогает человеку на протяжении всей его жизни познавать самого себя, мир вокруг и свое место в нем.

Обобщая вышесказанное, проследим взаимосвязь между основными потребностями указанного возраста и их влиянием на дальнейшее развитие человека:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...