Характеристика периода от рождения до 7 лет
Период от рождения до 7-ми лет по темпам развития и важности для последующего жизненного пути не сопоставим ни с одним возрастным периодом. Во-первых, уже при рождении ребенок проживает свою первую трансформацию - он совершает «переход» в новую жизнь, который по своей сути будет постоянно повторяться как «переходный процесс» на протяжении всей жизни: переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому..., вступают в действие разные виды регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново. Во-вторых, в этот период закладываются основы психофизического развития человека: организм приспосабливается к окружающей среде, тем самым формируя особый, присущий только ему вид функционирования жизненно важных систем – дыхания, кровообращения, пищеварения и др. Так, в этот период оформляется физиологический «портрет», который будет залогом физического состояния человека в течение всей его жизни. В-третьих, в этом возрасте происходит вторая трансформация, но уже интересов ребенка – они перемещаются из мира простых предметов в мир отношений людей. Через познавательную форму общения у ребенка формируются потребности в новых впечатлениях, в стремлении глубже понять окружающий мир. Он начинает задавать множество вопросов – о животных, людях, природе, планетах, уточняя – что из чего сделано и как работает. Когда маленький человек превращается в «почемучку» у него начинают формироваться такие черты характера, как любознательность, инициативность, самостоятельность, креативность. Поэтому родителям рекомендуют замечать, поощрять и стимулировать любое творческое проявление малыша, не оставляя без внимания вопросы, ответы на которые лягут в основу фундамента Образа Я и судьбы человека.
В-четвертых, мир, в котором живет ребенок, создается трудом людей. В каждом простом предмете, с которым ему придется научиться обращаться, заложен опыт человечества, его история. Более сложные предметы культуры – идеи, ценности, мир чувств и разума, с которыми тоже надо научиться обращаться, овладеть ими, чтобы потом быть способным к творчеству, к созданию нового. Поэтому в этот период закладываются основы и психологического здоровья личности, которое является прямым результатом сформированной у ребенка системы отношений с окружающим миром. И еще один, достаточно важный аспект развития. Назначение предметов – как материальных, так и идеальных – ребенок познает только во взаимодействии с другими людьми, только человек раскрывает истинное назначение слова, движений, действий с предметами. А так как взрослые, среди которых живет ребенок, очень различаются по своему восприятию мира, то дети активно синтезируют результат взаимодействия всех систем отношений вокруг него. И в этот период очень многое зависит от того, насколько взрослые постигли «искусство быть вместе». Характерные особенности развития ребенка в возрастной период от рождения до 7-ми лет можно представить по годам, учитывая, что каждый год жизни (из 7-ми) представляет собой повторение семеричной структуры причинных связей, при котором в течение одного года постигается более полно один из 7-ми уровней развития.
Итак, развитие ребенка до 7-ми лет обусловлено генотипом (наследственностью), архетипом цивилизации (средой) и активностью самого субъекта (система отношений – результат взаимодействия наследственности и среды). Так формируется уникальная судьба человека, а общество является ее активным создателем. История детства – это «строительный материал», который помогает человеку на протяжении всей его жизни познавать самого себя, мир вокруг и свое место в нем.
Обобщая вышесказанное, проследим взаимосвязь между основными потребностями указанного возраста и их влиянием на дальнейшее развитие человека:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|