Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные потребности и результаты развития ребенка в возрасте от 7 до 14 лет




Основные потребности возраста Развитие мотивационной сферы
Потребность в двигательной активности и в исследовании запретных зон (овладение всеми доступными движениями, совершенствование двигательных способностей) Мотив двигательной активности направлен на приобретение власти над собственным телом и над внешним физическим пространством
Эмоциональные (сексуальные) потребности (желание ощутить чью-то нежность, избавиться от чувства одиночества, получить признание, подтвердить свою мужественность или женственность, повысить самооценку, выразить гнев или избежать скуки) Эмоциональный мотив подростковой сексуальности
Потребность в познавательной активности Познавательные мотивы - мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения
Потребность в признании Мотивация социального поведения (позитивного, конструктивного, социально-полезного поведения; в противоположность асоциальному поведению): моральные соображения, долг, альтруистические установки
Потребность в принадлежности к группе Мотивация общения со сверстниками
Потребность в интеграции с людьми, миром (потребность в неформальном общении со взрослыми, в дружбе) Мотивация стремления к активному проявлению в окружающем мире (формируются навыки коммуникативности)
Потребность в автономии, то есть потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы, желание принять на себя права и обязанности взрослого человека Формирование долга как основного морального мотива

 

Таким образом, в возрасте от 7 до 14 лет в процессе активной общественно-полезной деятельности у ребенка формируются:

• отношение (позитивное или негативное) к себе и миру;

• познавательные интересы;

• устремленность к самоактуализации;

• самооценка;

• стремление к сотрудничеству;

• высшие ценностные ориентации;

• жизненная позиция в обществе (активная–пассивная).

 

Основные психологические новообразования периода от 7 до 14 лет

· Новый уровень произвольности поведения

· Интерес к чувствам и переживаниям других людей

· Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

· Самоконтроль и самооценка

· Ориентация на группу сверстников

· Стремление к самоутверждению

· Чувство взрослости

 

Возрастные кризисы в период от 7-ми до 14 лет

В данный период ребенок переживает 3 возрастных кризиса: кризис 7-8 лет, кризис 9-10 лет, кризис 13-14 лет.

Кризис 7-8 лет связан с проблемой готовности к школьному обучению.

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой дальнейшей жизни. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Выделение особого типа отношений с взрослыми, опосредованных задачей (ребенок – взрослый – задача). Учитель – это взрослый, социальная роль которого связна с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. В то же время ребенок постепенно открывает для себя ситуацию всеобщего равенства перед универсальными законами развития (законами наук, социальными законами).

Позитивный исход кризиса приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми, неблагоприятный результат кризиса - формирование комплекса неполноценности.

Симптомом, разделяющим дошкольный и младший школьный возрасты, становится «симптом потери непосредственности» (по Л.С. Выготскому): внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности – удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, там, где появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

Диагностика этого перехода – одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школьному обучению. Как же диагностировать готовность ребенка к школьному обучению?

1. Двигательная готовность У ребенка должны быть развиты мелкая моторика и крупные движения всего тела.

2. Уровень развития предпосылок учебной деятельности: Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.

3. Интеллектуальная готовность. Способность ориентироваться в окружающем, запас знаний. Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления, уровень обобщения. Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

4. Социальная готовность. Принятие «Внутренней позиции школьника» как показатель готовности к школьному обучению - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

5. Готовность к новому коллективу. Формирование стиля, качества и свойства взаимодействия человека с окружающим миром, актуализация стремления к активному взаимодействию, развитие умения дружить, сопереживать и помогать другим. В этот период общение со сверстниками (общность интересов и увлечений) становится важной составляющей развития подростка. Проявляется желание «быть как все». Отсюда и первая мнительность: слишком худой, слишком полный, чересчур стеснительный, очень высокий или низкий и т.д. Дружба между детьми приучает их согласовывать интересы с интересами других, учит слышать других, соизмерять свои желания, учит нежности и заботе, внимательности и чуткости. Поэтому в этот период ребенок остро реагирует на оценку со стороны сверстников.

6. Переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов. Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.

7. Личностная готовность. Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность – быть школьником.

Рекомендации родителям

  • Ребенок получает права на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, учебные принадлежности.
  • Нельзя бросить ребенка в этой трудной для него ситуации, рассчитывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна и другая крайность – перехватывание инициативы ребенка.
  • Стремление выполнить все в точности, «как сказала учительница», связано как раз с особой ценностью правил и норм для школьника и должно быть принято с пониманием.
  • Сетования и опасения по поводу несовершенства учителей и школьных программ следует отложить до лучших времен.
  • Нужно обратить внимание на характер тех ценностей, тревог и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в свободном общении: «Тебя сегодня ругали?» - ценность послушания, «Кто сегодня еще получил хорошую оценку?» – ценность престижа, «Ты голодный?» – бытовые, базовые ценности.
  • Необходимо развивать ребенка физически, проводить комплексы закаливания и оздоровления – это поможет выдержать ребенку школьные нагрузки.

Кризис 7–8 лет можно считать разрешенным, если ребенок нормально вписывается в учебный процесс: с радостью ходит в школу, хорошо принимает нормы и правила школьного обучения, ладит с новым школьным коллективом, с учителем, со сверстниками, активно работает на уроках, у него высокая познавательная активность, он здоров.

Кризис 9-10 лет (перехода к подростковому периоду) – переходный период от начальной к средней школе знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.

Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязанности ее посещения, не желание выполнять учебные обязанности, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем тягостней она им воспринимается. Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий период отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества, умения, как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, но носит стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей). В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика. От успешности проживания данного кризисного периода зависит: благополучным будет этот статус или нет.

 

Кризис 14 лет (перехода к юности) – ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания, когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования.

Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко менять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности ребенка.

 

Л.С. Выготский выделял 2 фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с изменениями в области интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его беспокойство и недовольство самим собой. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких, развивается интерес к переживаниям других людей и своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в виде мечты, в создании воображаемой действительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...