Внешняя и внутренняя среда организации
1. Внешняя среда организации. 2. Внутренняя среда организации и её характеристика. 3. Методы исследования внешней и внутренней среды организации. 4. Взаимосвязь факторов внешней и внутренней среды.
Внешняя среда организации. Внешняя среда - это совокупность неконтролируемых субъектов и сил, действующих за пределами организации. Внешняя среда состоит из факторов прямого и непрямого действия. Внешняя среда косвенного воздействия (макросреда) - факторы, которые не влияют прямо и немедленно на операции предприятия, однако, сказываются на них. Анализ макросреды предприятия предполагает изучение и оценку следующих факторов (PEST-факторов): - политико-правовых (законодательство) - экономических (инфляция, экономика, налоги) - социально-демографических, культурных (смертность, рождаемость, численность, миграции, традиции, образование, уровень жизни); - научно-технических (НТП, технологии, инновации). Внешняя среда прямого действия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и называются непосредственным окружением. Анализ непосредственного окружения предполагает анализ тех факторов внешней среды, с которыми предприятие находится в прямом взаимодействии. В стратегическом анализе приоритетными факторами непосредственного окружения являются: · потребители, покупатели; · поставщики, посредники; · конкуренты; · деловые партнеры (банки, финансовые круги и т.д.); · рынок рабочей силы; · контактные аудитории (СМИ, зеленые, государственные учреждения). Внешняя среда характеризуется: - Сложностью (большое число факторов, на которые организация обязана реагировать) - Подвижностью (скорость, с которой происходят изменения в окружении организации).
В результате анализа макросреды и непосредственного окружения составляется перечень возможностей и угроз со стороны внешней среды. При этом дается оценка степени воздействия этих факторов в баллах, и разрабатываются возможные варианты ответных действий предприятия.
Внутренняя среда организации и её характеристика. Внутренняя среда представляет собой совокупность всех переменных предприятия, определяющих процессы его жизнедеятельности. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов предприятия, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие. Внутренняя среда - это ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным на предприятии относятся: цели; структура; задачи; технология; люди (рис. 7.1). Цели - это конкретные конечные состояния объекта управления или желаемый результат. Структура - это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигнуть целей организации.
Технология
Люди Цели Структура
Задачи
Рисунок 7.1 - Взаимосвязь внутренних переменных предприятия Структура включает в себя: Ø специализированное разделение труда - закрепление работы за специалистами, т.е. теми, кто способен ее выполнить лучше всех (по горизонтали); Ø сферы контроля - число лиц, подчиненных одному руководителю (по вертикали). Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то речь идет о широкой сфере контроля (плоская структура управления). Если сфера контроля узкая (руководителю подчиняется мало людей), то это многоуровневая структура.
Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предлагаются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами труда, информацией. Технология - это средство преобразования сырья (люди, информация, материалы) в необходимые продукты и услуги. Технология - это совокупность квалификации и навыков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований материалов, информации или людей. Люди. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся: способности; наклонности, одаренность (это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы); потребности (недостаток чего-либо); ожидания (люди формируют их по результатам своего поведения) восприятия (это интеллектуальные сборы стимулов, получаемых от ощущений) точка зрения; ценности (это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или безразлично в жизни). Основные усилия менеджмента в организациях направлены на людей. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому, что они имеют два компонента: социальный компонент - человек и технический компонент - другие внутренние переменные. В современных условиях функционирования предприятий большое внимание следует уделять изучению такого фактора внутренней среды как имидж. Корпоративный имидж - это образ предприятия в представлении разных групп общественности. Положительный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным). «Хорошая слава» фирмы повышает ее «рыночную силу», поскольку сопротивление ее действиям на рынке со стороны разных контактных групп, в таком случае, уменьшается.
Имидж выступает как один из инструментов достижения стратегических целей предприятия, касающихся основных сторон его деятельности и ориентированных на перспективу. Выделяют следующие виды имиджей: реальный имидж - бытующее мнение о предприятии в сознании общественных групп; зеркальный имидж - представление руководства предприятия об имидже предприятия; локальный имидж - мнение о предприятии в сознании представителей одной из контактных групп; внутренний имидж - мнение о предприятии и его руководстве в сознании сотрудников; положительный имидж - положительное мнение о предприятии в основных контактных группах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|