Методология проектирования организационных форм управления.
При проектировании организационной структуры управления необходимо обеспечить соблюдение ряда требований, предъявляемых к организационной структуре: ясность, экономичность, устойчивость, динамичность, рациональность, оперативность (рис. 8 7). Для рационального построения организационных структур управления следует придерживаться ряда принципов, сформированных теорией и практикой управления: 1. Целевой принцип - должна быть четкая связь между целями управления и структурой органов управления, каждая цель должна иметь своего «хозяина» в организационной структуре. 2. Полнота охвата функций - все необходимые функции должны быть распределены в аппарате управления и включены в должностные инструкции и положения о функциональных отделах. 3. Обеспечение минимально необходимого количества уровней управления. 4. Создание условий для эффективного использования вычислительной техники. 5. Соблюдение норм управляемости. 6. Минимизация затрат на управление. 7. Создание оптимального уровня централизации с учетом развития самостоятельности подразделений. 8. Правильность распределения функций и ответственности. 9.Подчиненность функциональных подразделений, осуществляющих смежные функции, одному руководителю. 10. Единство распорядительства.
Рисунок 8. 7 - Требования к организационной структуре управления
При формировании организационной структуры управления следует учитывать такие факторы: - социально-экономические (форма собственности, задачи функционирования хозяйственной системы - объем и номенклатура, структура продукции, расходы, численность работников, их соответствие штатному расписанию)
- социально-политические (действующее законодательство Украины, степень развития самоуправления); - организационно-управленческие (особенности механизма управления, тенденции его развития, степень централизации функций управления на данном предприятии); - социально-психологические (общие социальные характеристики работников предприятия, социальные отношения в коллективе, личностные связи, неформальные отношения, уровень решения конфликтных ситуаций); - производственно-технические (технология производства или продаж, уровень механизации) - внешнеэкономические факторы (готовность к внешнеэкономическим связям, к созданию совместных предприятий, возможности выхода на внешние рынки). Методические подходы к проектированию организационных структур управления различают в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов. Методы проектирования структуры управления: Ø Нормативно-функциональный - создание типовых структур управления, на основе разработанных ранее нормативов. Ø Функционально-технологический - в его основе лежит рационализация технологических и информационных моделей управления, которые прорабатываются учетом современных требований, с точки зрения использования компьютерной техники. Ø Системно-целевой - позволяет учитывать цели, задачи предприятия, функции с точки зрения системы; чаще всего используется в структурах, созданных по проекту. Ø Экспертный - основан на опыте специалистов, которые хорошо знают свое дело, они могут внести соответствующие рекомендации по формированию новых структур и преобразованию уже действующих. Ø Метод аналогии - основан на использовании образца организационной структуры.
3. Процесс проектирования организационных форм управления: характеристика и содержание основных этапов.
В процессе проектирования организационной структуры управления предприятием, как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями предприятия; расчет расходов на содержание аппарата управления. В результате устанавливают управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, права, ответственность подразделений и работников.
Этапы проектирования структуры управления: 1. Определение миссии, целей, состава объекта управления, особенностей деятельности и взаимосвязей. 2. Определение задач и функций управления. 3. Ранжирование требований к организационной структуры с целью выбора приоритетных. 4. Разработка иерархии структуры, то есть определяется количество возможных уровней управления (сейчас наблюдается тенденция к созданию «плоских» структур). 5. Предварительное определение общего состава функциональных звеньев управления, с учетом закрепленных за ними функций и задач; определяются полномочия этих звеньев. 6. Распределение функциональной и административной ответственности между рабочими каждого подразделения. 7. Определение последовательности и продолжительности работ по каждой функции управления, установление сроков выполнения. 8. Распределение всех видов ресурсов между подразделениями предприятия. 9. Документальное оформление разработанного проекта структуры управления. Проект структуры управления включает в себя следующие документы: 1. Организационно-логическая схема аппарата управления; 2. Штатное расписание. 3. Положения о структурных подразделениях. 4. Должностные инструкции исполнителей. Организационно-логическая схема аппарата управления (блок-схема) - графическое изображение структуры аппарата управления, с отображением уровней иерархии, подчинения, связей между уровнями. Штатное расписание - документ, в котором регистрируется численность, профессиональный состав, оклады и фонд оплаты труда каждого работника в соответствии со структурными подразделениями (табл. 8.2). Он состоит в соответствии с нормативами, утвержденными на конкретном предприятии.
Таблица 8. 2 - Штатное расписание предприятия
Положение о структурных подразделениях - отражает правовые вопросы взаимодействия подразделений между собой и другими звеньями организационной структуры, определяет цели, задачи, функции, права, полномочия и ответственность. Включает следующие разделы: 1) Общие положения: содержат название подразделения и качественный состав специалистов, определяется место подразделения в общей структуре управления, указывается его непосредственная подчиненность. 2) Цели и задачи - устанавливаются цели и задачи подразделения. 3) Функции - определяют функции, закрепленные за подразделением. 4) Права - оговариваются закрепленными за подразделением функциями и условиями их выполнения, что позволяет принимать решения по точно сформулированными вопросами. 5) Организационные работы - регламентируется порядок проведения работ внутри каждого подразделения в соответствии с функциями и задачами. Здесь указывается должностные положения лиц, возглавляющих подразделение, порядок назначения и освобождения от должности. 6) Взаимоотношения с другими подразделениями - определяют взаимоотношения подразделения с другими подразделениями, а именно, устанавливают порядок получения и издание информации, регламентируется, каким образом и какими лицами рассматриваются разногласия. 7) Ответственность - предусматривается административная, материальная, дисциплинарная ответственность для руководителей и исполнителей. Должностные инструкции исполнителей - разрабатываются на основе квалификационного справочника служащих, а также внутренних распоряжений работы, установленных на данном предприятии. Содержит следующие разделы: 1) Общие положения: полное наименование должности, определяется, кому эта должность подчиняется, от кого может получить дополнительные распоряжения, кому данная должность может давать распоряжения; определяются основные задачи, вытекающие из данной должности, уровень квалификационных требований.
2) Должностные обязанности. 3) Права. 4) Ответственность. 5) Взаимоотношения с другими рабочими и подразделениями. 6) Дополнения и изменения. Новая организационная структура аппарата управления должна дать возможность более качественно подходить к решению вопросов, встающих перед предприятием в процессе его деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|