Перспективы развития организационных образований.
В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой существенно меняется организационная структура предприятий, что связано, прежде всего, с коренной перестройкой деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий. Изменения настолько глубокие и радикальные, что можно говорить о революции в сфере бизнеса, сравнимой по своим последствиям с промышленной революцией XVIII - XIX вв. Обобщая тенденции развития организационных структур, можно отметить, что для организации будущего характерными представляются: - Интеграции; - Автоматизации и развитии персонала вместо рационализации труда и рационализации структуры; - Сетизации; - Деменеджеризации; - Деструктуризации; - Информатизации; - Виртуализации; - Социализации. Особого внимания требует проблема виртуализации На первый взгляд может показаться парадоксальным, но первым направлением виртуализации стало управленческое консультирование, или, как его часто называют - консалтинг. Когда в 1913 г. Ф. Тейлор создал первую фирму по управленческому консультированию, вряд ли он предполагал, что в конечном счете она приведет к виртуализации бизнес-систем. В своем развитии консалтинг прошел следующие этапы. 1. Подготовка по заказам организации квалифицированных советов и рекомендаций по выполнению определенных функций. 2. Не только разработка рекомендаций, но и совместная с организацией реализация, то есть участие в осуществлении функций организации. 3. Передача организацией в полном объеме определенных функций, например кадровой службы, службы маркетинга и т. д., консалтинговой фирме. На самом деле, экономически выгоднее передать по коммерческому договору определенные функции специализированной консалтинговой фирме, чем содержать штат работников, отвечающих за них.
Второе направление виртуализации связано с первым, но представляет самостоятельный интерес в силу своей специфики - формирование виртуального коммуникационного пространства, позволяет обеспечивать обмен информацией в реальном масштабе времени по всей планете и создавать колоссальные базы данных и базы знаний. Последствия виртуализации для экономики могут быть глобальными и мало предсказуемыми, приводя к изменению самой природы экономических отношений. В частности, можно прогнозировать исчезновение института посредников производителем и потребителем, прекращение конкуренции и другие «кощунственные», с точки зрения современной экономической теории принципиальные изменения. Прологом подобных изменений становятся такие явления, как электронная коммерция, электронные деньги (не электронная запись о наличии денег, а настоящие электронные деньги) электронные подписи и т.д. Относительно конкретной организации виртуальное коммуникационное пространство во многих случаях делает неактуальными такие требования организации, как своевременный приход на работу, табельный учет, распорядок дня, работа сотрудников определенных подразделений в одном месте и т.д. Ведущие научные издания по менеджменту в нашей стране и за рубежом заполнены публикациями о виртуальных командах, виртуальных группах, состоящих из находящихся на разных территориях (и даже в разных странах) работников, общающихся между собой в виртуальном пространстве. Третье направление виртуализации затрагивает собственно структурные аспекты организации. Любая организация - всего лишь специфическая форма осуществления людьми определенной совместной деятельности. При этом мотивы и характер взаимодействия людей и их групп в организации определяются целями их деятельности.
Итак, если меняется содержание деятельности, должна измениться и организация. И если организация перестает удовлетворять интересы людей и отвечать их целям, она должна уступить место новым формам взаимодействия работников. Смысл организации не в том, что она существует внешне и внутренне, а в том, какова ее роль в системе, куда она включена как элемент. Эта система представляется как бизнес-пространство, которое, в свою очередь, включено в социокультурную среду. Четвертое направление виртуализации определяет социокультурный процесс. Основные системообразующие факторы традиционной организации - цели и структура. Поскольку организация в перспективе перестает быть целевой системой, а структура теряет актуальность, новым системообразующим фактором становится, прежде всего, организационная культура, но не как корпоративная культура, а как элемент культуры гражданского общества. С точки зрения социокультурного процесса внешняя среда становится пространством для цивилизованного сотрудничества. Рассматривая перспективы развития организаций, следует обратить внимание на организации, которые «учатся». Под обучением традиционно подразумевается накопление информации по какому-либо вопросу путем формального образования. С точки зрения самообучающейся организации обучение - это получение навыков и умение эффективно использовать теоретические знания на практике. Поэтому для самообучающихся организаций главное - не накапливать знания, а осознанно совершенствовать умение их использовать. Самообучающиеся организации также дают возможность своим сотрудникам практически реализовывать полученные навыки. Согласно широко распространенному определению, самообучающаяся организация - это организация, сотрудники которой учатся, изучают, и совершенствует сам процесс обучения, а также осознанно изменяют окружающую действительность. Самообучающейся можно назвать организацию, которая создает условия для обучения и развития всех работников, организацию, находящуюся в процессе постоянного самосовершенствования и меняющую таким образом себя и окружающий мир.
Тема 3.3 Культура организации 1. Сущность и концептуальные подходы к формированию организационной культуры. 2. Определяющие факторы культуры организации. 3. Подходы к типизации организационных культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|