Определяющие факторы культуры организации
На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения. Любая организация существует и развивается не в вакууме, а в постоянном взаимодействии с окружающим ее миром или внешней средой. Однако, как показывает практика, два предприятия, функционирующие в том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой коллективный опыт члены предприятия по-разному решают две очень важные проблемы. Первая - это внешняя адаптация (что должно быть сделано предприятием и как это должно быть сделано). Вторая - это внутренняя интеграция (как работники предприятия решают свои ежедневные, связанные с работой и жизнью в предприятии проблемы). Процесс внешней адаптации связан с поиском и нахождением предприятием своей ниши на рынке и ее приспособлении к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения предприятием своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п. Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами коллектива. Этот процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в предприятии. Изменение организационной культуры происходит под влиянием многих факторов, Эдгар Шейн [156] разделяет их на первичные и вторичные (рис. 9.2). Различают два пути влияния культуры на организационную жизнь предприятия. Первый - культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй - культура влияет не только на то, что люди делают, но также и на то, как они это делают.
Сущность модели заключается в том, что для своего выживания и процветания любое предприятие должно быть способным адаптироваться к условиям внешней среды, постоянно меняются, достигать выполнения поставленных им целей, интегрировать свои составляющие в единое целое и, наконец, быть признанной другими предприятиями.
Рисунок 9. 2 - Факторы, влияющие на организационную культуру (по Эдгару Шейну) Данная модель исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или инструментами исполнения функций этой модели. Если ценности и верования, разделяются на предприятии, помогают ему адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность другим предприятиям, такая культура будет влиять на предприятие в направлении успеха. Идеи Т. Парсонса были развиты и конкретизированы Р.Квином и Дж. Рорбахом в их модели «конкурирующие ценности и организационная эффективность», которая объясняет влияние тех или иных групп ценностей на организационную эффективность. В развитии модели AGIL было предложено рассматривать это влияние не в одном измерении, а в трех: Ø интеграция - дифференциация: относится к проектированию работ и организации в целом. Данное измерение указывает на степень, с которой на предприятии склоняются либо в сторону контроля (отдается предпочтение стабильности, порядку и предсказуемости), либо в сторону гибкости (предпочтение отдается нововведением, адаптации, изменениям).
Ø внутренний фокус - внешний фокус: это измерение отражает преобладание в предприятии интереса к построению его внутренних дел (скоординированность, удовлетворенность работников), либо к укреплению состояния предприятия как целого во внешней среде. Ø средства / инструменты - результаты / показатели: измерение в модели демонстрирует различия в концентрации внимания, с одной стороны, на процессы и процедуры (планирование, постановка целей и т.д.), а с другой - на конечные результаты и показатели их измерения (производительность, эффективность и т.д.). Модель Г.Хофштеде может быть прекрасно использована при оценке работы предприятия, а также для сравнительного анализа организаций и стран. Он классифицирует культурные аспекты той или иной организации на основе четырех характеристик:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|