Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль ресурсов в корпоративной системе




Как уже отмечалось ранее, ресурсы определяют возможности корпоративной системы, результаты ее деятельности, развитие. Наличие или отсутствие ресурсов определяет возможность или невозможность выполнения тех или иных действий и, в конечном итоге, возможность или невозможность реализации целевой функции.

Часто достаточно добавить, например, организационный ресурс, чтобы добиться функционирования группы людей в процессе решения задачи. Или, например, невозможность выполнения той или иной работы (функции) может определяться отсутствием у человека какой‑то конкретной информации. Соответственно, обучив его, мы получим работоспособный комплекс ресурсов, способный выполнить необходимую нам функцию.

Рассмотрим роли основных видов ресурсов в социальной системе.

Материальные ресурсы необходимы для производства продукции, организации деятельности, формирования выгод участников корпоративных отношений, др.

В общем-то, материальные ресурсы – наиболее понятные на интуитивном уровне ресурсы.

Материальные ресурсы, прежде всего, необходимы для удовлетворения потребностей человека. В частности, из них формируется материальный поток, в котором заинтересованы различные участники корпоративных отношений. Офисное оборудование, мебель, канцелярские принадлежности и т.п., которые формируют определенные выгоды сотрудников предприятий, тоже являются материальными по природе ресурсами.

Но, вместе с тем, здесь имеются некоторые нюансы – материальные, по природе, ресурсы могут играть различные роли. Так, например, конвейер на заводе координирует порядок осуществления операций множеством людей и, в соответствии с нашей классификацией, этот материальный ресурс является организационным по функциональному назначению (см. далее).

Информация используется для создания определенности системы, ее настройки на условия функционирования. Недостаток информации порождает увеличение энтропии системы, то есть, её несоответствие среде. Причем, сама по себе, энтропия, как и другие категории – не является чем-то плохим или хорошим. «Плохой» и «хороший» – человеческие оценочные категории, зависящие от множества субъективных факторов, лишь косвенно связанные с рассматриваемым объектом и, в общем случае, носят случайный характер. Точная настроенность системы – минимально возможная энтропия[23] – приводит к жесткости системы, снижению ее адаптивных свойств и, как следствие, к потенциальной неустойчивости системы. Введение запасов, резервов, формирование дополнительных степеней свободы системы, позволяющих настраиваться на среду, в случае ее изменения, увеличивает энтропию, но формирует основу для адаптации и, как следствие, повышает устойчивость (хотя, при этом, как правило, снижается эффективность системы, по крайней мере, краткосрочная эффективность – система выполняет те же функции, но затрачивает, при этом, бόльшее количество ресурсов).

Имеют значение следующие виды информации:

· Информация о пространственно-временной локализации элементов системы.

Пространственно-временная локализация элементов системы означает их размещение в определенном месте и в определенное время. В свою очередь, это определяет распределение ресурсов по задачам, процессам.

Например, правило, определяющее присутствие сотрудников предприятия на совещании (например, планерка), – это информация о пространственно-временно локализации, вследствие наличия которого, процесс обмена информацией, принятия решений будет обеспечен человеческими ресурсами.

Также является информацией о пространственно-временной локализации документ, определяющий место и время прибытия автомобиля для погрузки вещей, требующих перевозки.

Важно заметить, что именно такая информация формирует структуру системы.

· Информация о том, в каком направлении и какое нужно осуществить воздействие для получения необходимых результатов.

Под направлением, в основном, понимается – в сторону каких участников корпоративных отношений.

· Информация о том, какими характеристиками обладают потенциаль­ные участники корпоративных отношений. В свою очередь, это позволяет сформи­ро­вать информацию, позволяющую инициировать взаимодействие с ними.

· Информация, необходимая для производства товаров и услуг (технологии, необходимые объемы выпуска и т.п.).

· Информация, формирующая мировоззрение участников, что, в конечном итоге, формирует основу для взаимодействия.

· Информация о порядке и времени осуществления действий различными участниками – координирующая информация, организационные ресурсы.

Часть, из перечисленных выше видов информации, непосредственно необходимы для управления корпоративной системой – они формируют эталон, используемый для принятия управленческих решений, а также определяют управленческие воздействия.

В общем-то, информация относится к нерасходуемым ресурсам, но многие информационные ресурсы требуют актуализации. Так, например, требуется актуализация ресурсам, определяющим на кого и какое воздействие необходимо оказывать, чтобы обеспечить функционирование компании – в зависимости от ситуации, стоящих задач и, соответственно, требуемых ресурсов. При этом, информация о прошлых воздействиях является ресурсом для принятия текущих решений, поскольку позволяет точнее рассчитать управленческие решения.

Для актуализации информации используется интеллектуальный ресурс. Соответственно, необходимо учитывать требуемые для этого время и другие ресурсы, необходимые для актуализации информации.

Роль интеллектуального ресурса в системе, его системная функция – создание новых и актуализация имеющихся информационных ресурсов, необходимых для деятельности.

Информация нужна различная – целеуказание (куда и какое воздействие осуществлять); та, которая сформирует нужный вектор поведения участников – некоторая информация, дополняющая имеющуюся у человека информацию до адекватной; координирующая информация (организационные ресурсы). Но эта информация требует обновления вследствие изменения среды взаимодействия, условий, состава участников корпоративных отношений.

Соответственно, реализация функции обновления информационного ресурса требует наличия интеллектуального ресурса.

Как мы уже отмечали, интеллектуальный ресурс – это способность формировать (придумывать) новую информацию, необходимую для деятельности системы.

Для надлежащего использования интеллектуального ресурса, необходимы исходная информация и время. Это, в свою очередь, может определить необходимость материальных ресурсов – поскольку основным поставщиком интеллектуального ресурса в настоящее время является человек, использование интеллектуального ресурса требует создание условий для работы человека, выплаты вознаграждения человеку и т.п.

В общем случае, необходимое для реализации функции время зависит от «вычислительной мощности» человеческого мозга, вектора поведения человека, осуществляющего интеллектуальную деятельность, наличия средств обработки информации, алгоритмов, в той или иной мере оптимизирующих процесс обработки информации.

Точных алгоритмов расчета требуемого времени пока, к сожалению, не существует. Поэтому, в основном, здесь приходится полагаться на экспертные оценки. Но для конкретной корпоративной системы, при условии внимания руководителей к этим вопросам и надлежащей формализации расчетов, можно достаточно быстро выработать эмпирические правила, позволяющие с достаточной точностью определять затраты времени.

Организационные ресурсы – это ресурсы, которые обеспечивают организацию и координацию взаимодействия других ресурсов в рассматриваемой системе.

Вспомним определение: организационные ресурсы – это ресурсы, выделяемые по функциональному признаку, обеспечивающие координацию действий людей, событий, материальных и информационных потоков в пространстве и во времени. В общем случае, они могут иметь различную природу, но во многих случаях, это информация.

Сюда относятся, в том числе, правила и нормы, определяющие последовательность выполнения операций людьми в системе. В частности, следующие виды ресурсов:

· технологии производства, выполнения операций;

· документы, определяющие порядок взаимодействия людей при осуществлении совместной деятельности (например, порядок взаимодействия головной и дочерней компании, процедура разрешения конфликтной ситуации и др.);

· решения, распоряжения и приказы органов управления;

· планы и программы деятельности;

· различного рода инструкции, рекомендации и указания;

· методики, методические рекомендации по выполнению операций, видов работ;

· стандарты, ориентиры, критерии оценки и т.п. информация, определяющая ориентиры в оценке событий, действий, результатов и т.п.;

· другие виды.

Во многих случаях, организационные ресурсы – это информация и, соответственно, по природе, это информационные ресурсы, назначение которых – обеспечить координацию действий людей, процессов в рассматриваемой системе. Пожалуй, наиболее распространенная форма существования организационных ресурсов в компании – формальные и неформальные социальные институты. Но также, для целей координации, могут быть использованы сигналы, надлежащее понимание которых, впрочем, также требует определённых правил.

Вместе с тем, организационные ресурсы могут существовать в системе и в других формах, не только в виде социальных институтов. Например, как было показано выше, конвейер на производстве, имеющий материальную форму, точно определяет последовательность операций, задает скорость производства. То есть, он координирует действия людей и, соответственно, является организационным ресурсом по функциональному назначению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...