Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вектор поведения социальной системы




Действия социальной системы определяются действиями УКО, ее представляющими. Причем, действиями тех участников, посредством кого система осуществляет контакт со средой.

Действие системы возникает как реакция на некоторый сигнал, поступающий из среды. Это может быть вошедший посетитель; сигнал, формируемый действующими правилами (например, «не позднее 15 числа текущего месяца отправить отчет руководителю»); какая-то информация, поступившая по каналам связи или т.п. При поступлении такого сигнала система как-то должна отреагировать – совершить действие и, в зависимости от действия, это принесет или не принесет пользу.

Вектор поведения субъекта – характеристика человека, определяющая наиболее вероятные его действия в определенных условиях. Вектор поведения представляется в виде матрицы, члены которой отражают вероятность совершения субъектом определенного действия в рассматриваемый момент:

Базисом вектора поведения человека служит множество известных человеку действий Oj.

Вектор поведения системы – характеристика системы, определяющая ее наиболее вероятные действия:

Базисом вектора поведения социальной системы служит множество O , получаемое за счет объединения множества необходимых действий, определенных алгоритмом функционирования системы, и множества недопустимых («запрещенных») действий, определяемое граничными условиями функционирвоания компании. Строго говоря, необходимым условием нормального функционирования системы является включенность множества необходимых системе действий во множество, образованное объединением множеств известных действий участников:

(2.2.1)
где: O множество обусловленных действий, необходимых для функционирования системы Ω(R (Q), g, t);
  Oj множество действий, известных j -му участнику корпоративных отношений;
  Q количество участников корпоративных отношений.
         

Если условие (2.2.1) не выполняется, то система неустойчива, поскольку не обеспечено выполнение алгоритма функционирования системы.

Предположим, что условие (2.2.1) выполняется. Тогда можно говорить о существовании вектора поведения системы и его значении. В противном случае, следует сделать вывод о неустойчивости системы.

Соответственно, чтобы определить вектор поведения системы нужно определить вероятности совершения каждого действия. Как мы уже отметили выше, действия – это реакция на информацию, поступающую человеку, от следующих источников:

· во-первых, от различных источников извне;

· во-вторых, от различных источников в организации – руководители, координаторы, другие участники, правила, регламенты, нормы и т.п.[92];

· в-третьих, от самого человека – координирующая информация, сформированная самим человеком на основании знаний, информации о среде, системе и т.п.

Рассмотрим социальную систему из двух человек: (R (Q = 2), g, t). Соответственно, B 1 – вектор поведения первого, а B 2 – второго участника данной системы.

Рассмотрим векторы поведения УКО в базисе необходимых системе действий: B j (O W, t), где O W – множество действий, необходимых системе от ее участников (может быть, допустимых действий). Оно определяется алгоритмом функционирования системы, ролью участников.

Рассмотрим различные варианты реакции системы на сигнал dx, поступающий извне. Например, это будет телефонный звонок, а обусловленное действие ox, необходимое системе, – определенная приветственная фраза, в которой звучит приветствие и название компании.

Предположим, для некоторого упрощения, что каждому действию соответствует определенный инициирующий сигнал[93]: oxdx. Каждый из участников может получить такой инициирующий сигнал с вероятностью pj (dx) = [0; 1].

Если B 1 = B 2, то в ответ на сигнал, система отреагирует одним и тем же образом – какой бы участник не получил сигнал, он выполнит одно и то же действие:

p (ox) = p 1(ox) = p 2(ox)

Соответственно, вектор поведения системы будет равен вектору поведения участников:

B = B 1 = B 2

Если же векторы поведения различны, то реакция системы будет зависеть от следующих факторов:

· Вероятность совершения каждым из УКО рассматриваемого обусловленного действия (т.е. значение вектора поведения этого УКО).

· Вероятность попадания сигнала, инициирующего соответствующее действие, к конкретному УКО.

Вероятность совершения действия ox будет определяться вероятностью попадания сигнала, соответствующего данному действию, к определенному участнику корпоративных отношений – pj (dx), а также значением соответствующего элемента его вектора поведения – pj (ox). Если, например, сигнал попадет к первому участнику, то вероятность совершения нужного действия будет определяться вектором поведения данного участника – p 1(ox).

Если вероятность попадания сигнала к данному УКО будет существенной, то это, соответственно, существенно снизит вероятность надлежащего реагирования системы на поступающий сигнал.

В общем случае, вероятность надлежащей реакции системы определяется следующим образом (для системы с количеством участников корпоративных отношений Q = 2):

(2.2.2)
где: p (ox) вероятность совершения системой действия ox;
  p1 (ox), p2 (ox) вероятность совершения первым или вторым УКО действия ox;
  p1 (dx), p2 (dx) вероятность получения первым или вторым УКО инициирующего сигнала dx, соответствующего действию ox.
         

То есть, элементы вектора поведения системы будут определяться как сумма произведений вероятности выполнения определенного действия и вероятности получения соответствующего инициирующего сигнала каждым из участников системы:

(2.2.3)
где: p (ox) вероятность совершения системой действия ox;
  pj (ox) вероятность совершения j -м УКО действия ox;
  pj (dx) вероятность получения j -м УКО инициирующего сигнала dx, соответствующего действию ox;
  Q количество участников корпоративных отношений.
         

Вероятность попадания сигнала соответствующему УКО определяется системой – ее особенностями и, в частности, правилами функционирования. Так, например, распределение функций, наличие определенных технических устройств и/или действующие процедуры определяют, что входящие телефонные обращения поступают определенным людям, обученным соответствующим действиям; решением определенных вопросов занимаются соответствующие функциональные сотрудники и т.п. В результате минимизируется вероятность того, что определенные сигналы, соответствующие определенным действиям, попадут участникам системы, не имеющим соответствующей подготовки и, как следствие, чей вектор поведения может не определять высокую вероятность надлежащей реакции на поступающий сигнал. Так обеспечиваются условия функционирования организации, возможность надлежащего выполнения ею своих функций.

В соответствии с принятыми условиями, действия инициируются сигналом, поступающим к участникам корпоративных отношений. В результате формируется множество актуальных для данного момента действий. В общем случае, это можно записать следующим образом:

(2.2.4.)
где: dk инициирующий сигнал, соответствующий обусловленному действию ok Î O ;
  O множество необходимых для функционирования системы действий;
  O (t) множество актуальных действий системы .
         

Итак, существует множество сигналов, соответствующих множеству обусловленных действий, необходимых системе: d (ok) Î D (O W(t)). Существуют вероятности попадания конкретного сигнала dk, соответствующего действию ok Î O W(t) j -му участнику корпоративных отношений – pj (d (ok)), которые определяются свойствами системы.

Тогда существует матрица распределения вероятностей получения j-м УКО k-го сигнала, соответствующего, k -му действию, необходимому системе:

Существуют векторы поведения в базисе O отдельных участников корпоративных отношений. Соответственно, можно получить матрицу поведения участников корпоративных отношений в базисе необходимых системе действий, полученную на основе векторов поведения участников:

В рамках данной задачи, мы предполагаем, что если нужного системе обусловленного действия нет в базисе вектора поведения отдельного УКО (то есть, $ ox: (ox Î O: ox Ï Oj)), то, соответственно, вероятность совершения этого действия равна нулю[94]:

pj (ox) = 0 " ox Ï Oj

В общем случае, вектор поведения системы – функция от матриц поведения участников системы и распределения вероятностей получения инициирующих сигналов:

Рассмотрим функцию, позволяющую вычислить вектор поведения системы.

Перемножив транспонированную матрицу B (O, t), размерностью k строк ´ j столбцов, на матрицу распределения вероятностей получения j -м УКО k -го сигнала Pj (dk), размерностью j строк ´ k столбцов, мы получим результирующую квадратную матрицу k ´ k, главная диагональ которой будет содержать элементы, соответствующие вектору поведения системы:

Остальные элементы результирующей матрицы, – типа ∑ pj (oi) pm (dn), в которых jm или in, – не имеют смысла[95] в рамках рассматриваемой нами задачи. Соответственно, их можно принять тождественно равными нулю.

Для коррекции результирующей матрицы и обнуления элементов, не имеющих смысла, предлагается использовать корректирующей вектор-столбец Γ, элементы которого γk являются функцией, принимающей значения 0 или 1 в зависимости от сочетания индексов j, k, m, n в любом из членов выражения ∑ pj (oi) pm (dn), получающегося при умножении матриц поведения участников и распределения сигналов в системе:

В результате использования корректирующего вектора-столбца получим результирующий вектор-столбец, содержащий вероятности осуществления системой действия ok в базисе необходимых системе действий O W(t).

Поскольку мы используем для определения вектора поведения вектор-строку, то необходимо транспонировать результирующий вектор-столбец. Тогда вектор поведения системы (R (Q), g, t) определяется следующим образом:

(2.2.5.)

Приведем пример: Рассмотрим корпоративную систему, состоящую из четырех участников – (R (Q = 4), g, t). Например, это может быть небольшое предприятие.

Предположим, что целевая функция данной системы сводится к осуществлению стандартного алгоритма управления:

1. В конце каждой недели заполнить формы отчета – формализовать результаты деятельности.

2. В течение 1 дня сделать анализ результатов деятельности системы и выявить отклонения.

3. В течение 1 дня сделать анализ причин отклонений от запланированного результата и определить, какие необходимо сделать изменения в компании, чтобы добиться нужного результата.

4. В течение 2 дней принять решение о необходимых для коррекции действиях – из множества альтернатив выбрать наиболее эффективные действия.

5. В течение 1 дня внести в план действий действия, в соответствии с принятыми решениями.

Данный алгоритм предполагает выполнение пяти обусловленных действий – o1, … o5. Формализуем их в форме таблицы (см. табл. 2.2.1).

Табл. 2.2.1.

Обоз­на­чение Условие Действие
o1 При наступлении конца недели. Внести данные в установленные формы отчета.
o2 После внесения дан­­ных в формы от­чета до оконча­ния следующего дня. Взять данные об ожидаемом состоянии системы (ожидаемые зна­чения показателей) из плана. Сравнить данные из отчета с ожидаемыми показателями. Зафиксировать разницу.
o3 После оценки от­кло­нения факти­ческих значений по­каза­те­лей от запланиро­ван­ных до окончания следующего дня. Используя знания о природе организации, динамике социаль­ных процессов и другие необходимые знания, сформу­ли­ровать гипо­тезы о причинах выявленных отклонений. Используя известную информацию о деятельности компании, а также, получив, при необходимости, из доступных источников дополнительную информацию, верифицировать сформулиро­ван­ные гипотезы. Если сформулированные гипотезы подтверждаются полученной информацией и в достаточной степени объясняют причины от­кло­нений, перейти к пункту 4. Иначе – вернуться к пункту 1 данного алгоритма. Сформулировать гипотезу о необходимых изменениях парамет­ров системы, обеспечивающих необходимую коррекцию пока­за­те­лей. Используя известные модели функционирования социальной сис­темы, определить, как предполагаемое изменение параметров системы изменит показатели функционирования. Если субъект удовлетворен полученным результатом и у него нет сомнений в точности сделанных расчетов, перейти к действию o4. Иначе – вернуться к п. 4 данного алгоритма.
o4 С момента уста­нов­­ле­ния причин откло­нений конт­рольных пока­за­те­лей до окон­чания второго дня. Сформулировать последовательность действий людей, обеспе­чи­вающих необходимое изменение параметров системы, опре­де­ленное в ходе выполнения предыдущего действия. Ис­пользуя имеющиеся знания, а также информацию о компа­нии, оценить вероятность изменения параметров системы при совер­ше­нии определенных в п 1 действий. Если вероятность изменения параметров системы не менее за­дан­ной, перейти к действию o5. Иначе – вернуться к п. 1 данного алгоритма.
o5 С момента опре­де­ле­­ния необхо­ди­мых для коррек­ции пока­за­телей действий до окон­ча­ния следую­ще­го дня. Взять имеющиеся планы мероприятий. Внести сформулированные в ходе выполнения действия o4 меро­приятия. Сделать проверку обеспеченности ресурсами, согласованности действий с другими запланированными мероприятиями. При необходимости, внести надлежащие корректировки. Согласовать и/или утвердить новую редакцию плана в соот­ветст­вии с действующими правилами.

Для упрощения рассуждений, предположим, что множество необходимых системе действий строго включено во множества известных каждому из УКО действий[96]:

O Í Oj

Соответственно, векторы поведения участников корпоративных отношений данной системы в базисе необходимых системе действий будут выглядеть следующим образом:

Тогда матрица поведения участников корпоративных отношений рассматриваемой системы, полученная объединением векторов поведения участников, будет выглядеть следующим образом:

(2.2.6.)
где: B (O) матрица поведения участников корпоративных отношений системы в базисе действий, необходимых системе O;
  pj (ok) вероятность совершения j -м УКО действия ok Î O при условии поступления соответствующего инициирующего сигнала.
         

На вероятность выполнения того или иного действия определенным участником корпоративных отношений, как уже рассматривалось, влияют следующие факторы:

· Личностные характеристики человека, определяющие его способность выполнить необходимое действие – квалификация, психо-физиологические особенности, др.

· Знание человеком данного обусловленного действия: ok Î Oj.

· Попадание сигнала, инициирующего выполнение данного действия именно к этому участнику корпоративных отношений.

Как мы уже рассматривали, источником инициирующих сигналов могут быть различные феномены, существующие в рассматриваемой системе и в ее окружении, в том числе, например, следующие[97]:

· Социальные институты, действующие в данной системе – правила, нормы и алгоритмы, сформированные компанией; обычаи организационной культуры; др.

· Сам человек, знающий алгоритм функционирования и существующие правила и обычаи компании, а также другую информацию, необходимую для принятия решения.

Например, человек знает, что в конце недели должен быть подготовлен отчет, чтобы в течение следующей недели принять решения о коррекции действий. Он, также, знает, что человек, обычно выполняющий эту работу, отсутствует и будет отсутствовать еще несколько дней. Он, также, знает, что нарушение алгоритма функционирования существенным образом отразится на функционировании организации. Тогда он может самостоятельно принять решение о том, что именно он должен подготовить отчет. То есть, используя интеллектуальный ресурс, человек формирует управляющий сигнал – сделать отчет.

· Руководитель организации.

· Система планирования деятельности, в том числе, автоматизированная.

Например, компьютер, получив информацию о болезни человека, обычно выполняющего определенное действие, может информировать другого человека, который в данной системе является резервным исполнителем данного действия.

Тогда можно записать матрицу распределения вероятности получения инициирующих сигналов участниками корпоративных отношений:

(2.2.7.)
где: Pj (dk) матрица распределения вероятности получения k -х инициирующих сигналов j‑ ми участниками корпоративных отношений системы;
  dk инициирующий сигнал, соответствующий обусловленному действию ok Î O ;
  pj (dk) вероятность получения j -м УКО инициирующего сигнала dk.
         

Умножим транспонированную матрицу поведения участников системы на матрицу распределения вероятности получения инициирующих сигналов. В результате, получится квадратная матрица размера card(O) ´ card(O) – 5 ´ 5 в данном случае:

Умножив получившуюся квадратную матрицу на корректирующий вектор-столбец Γ, который обнулит не имеющие смысла члены результирующей матрицы и уменьшит размерность до 5 строк ´ 1 столбец, и, транспонировав полученный вектор-столбец, получим вектор поведения рассматриваемой системы:

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие выводы:

Вектор поведения корпоративной системы определяется векторами поведения участников корпоративных отношений данной системы.

Наибольшее влияние оказывают векторы поведения наиболее значимых участников.

Вектор поведения корпоративной системы необходимо рассматривать в базисе, который формируется из множеств необходимых системе действий, определенных алгоритмом функционирования данной корпоративной системы и множества недопустимых (или «запрещенных») действий, определяемых из граничных условий функционирования рассматриваемой корпоративной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...