Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Теория корпоративного взаимодействия




Научная теория – это, прежде всего, инструмент описания реальности, инструмент решения прикладных задач. Теория, как элемент методологической базы решения прикладных задач, обеспечивает формирование в сознании человека моделей, которые, во‑первых, позволяют ему определенным образом оценить поступающую информацию и, во‑вторых, обеспечивает возможность моделирования результатов в процессе принятия решений.

Соответственно, теория должна обеспечивать описание той части реаль­нос­ти, которая необходима для решения определенного круга прикладных задач.

Теория корпоративного взаимодействия предназначена, прежде всего, для решения задач корпоративного управления (особенности таких задач рассмотрены вприложении 1). В частности, следующих задач:

· управление дочерними и зависимыми компаниями, иные задачи управления удаленными хозяйственными объектами;

· формирование систем управления, позволяющих собственнику выйти из системы оперативного управления без существенной потери возможности влияния на корпорацию;

· задачи организации систем доверительного управления.

Е.В. Ушаков отмечает, что «научная теория не может быть сведена к совокупности только ее основных утверждений (аксиом, законов, тезисов). Сами по себе, эти утверждения могут работать лишь в определенном окружающем контексте» [323, стр. 233]. Далее, он позиционирует три составляющие научной теории: основание, ядро, приложения (рис. 4.1.).

 

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAmThS78IA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP3WoCMRSE7wXfIRyhd5rV0qKrUUSo9rLd9QGOm7M/ uDkJSdTt25tCoZfDzHzDbHaD6cWdfOgsK5jPMhDEldUdNwrO5cd0CSJEZI29ZVLwQwF22/Fog7m2 D/6mexEbkSAcclTQxuhyKUPVksEws444ebX1BmOSvpHa4yPBTS8XWfYuDXacFlp0dGipuhY3o+BY N4UuuCsX2dHVS2/8yX1dlHqZDPs1iEhD/A//tT+1grfXFfyeSUdAbp8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCZOFLvwgAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA " filled="f" strokeweight="1.5pt"/>

Ядро
Осно­вание
Прило­жения

Рис. 4.1. Составляющие научной теории [323, стр. 233].

Основание теории – это ее общий предпосылочный контекст. Он, в частности, состоит из следующих элементов:

· Метафизический контекст базисных допущений.

· Эмпирический базис, положенный в основу теории. Как правило, это сравнительно небольшое число существенных фактов, не укладывающихся в имеющиеся теории.

· Первичный объект теории.

· Комплекс понятий, обеспечивающий позиционирование рассматриваемых теорией объектов и явлений.

· Вспомогательные теории.

Ядро теории – совокупность ее основных утверждений:

· Аксиомы.

· Допущения.

· Законы (закономерности).

Приложения основных утверждений – это совокупность суждений и операций, относящихся к конкретизирующему контексту. В целом, контекст приложений включает:

· Совокупность логических следствий ядра теории.

· Множество интерпретационных процедур, задающих теории те или иные смысловые параметры и определяющих для нее те или иные модели.

Теория корпоративного взаимодействия была разработана в 2004 г. для задач анализа и управления корпоративными системами при решении задачи организации подготовки специалистов систем корпоративного управления дочерних и зависимых компаний РАО «ЕЭС России» [279].

Развитие теории корпоративного взаимодействия позволило подойти к формализованному описанию корпоративной динамики и послужило основанием для развития авторского понимания устойчивости корпоративных систем, формирования позиции в вопросах анализа корпоративных систем.

Ориентация на формализацию закономерностей взаимодействия субъектов корпоративных отношений позволяет подойти к разработке формальных моделей процессов взаимодействия участников корпоративных отношений и развития корпоративных систем.

Основными методологическими ориентирами является строгость понятийного аппарата, использование измеримых и/или потенциально измеримых категорий, конкретизация допущений и аксиоматической базы как элемента теории, определяющего границы применимости и риски использования теоретического аппарата.

Использование теории корпоративного взаимодействия как базы осмысления явлений в корпоративных системах, расчета процессов взаимодействия субъектов в корпоративных системах, позволяет перейти к формальному анализу корпоративных систем и, как следствие, к моделированию процессов их развития, выявлению факторов, влияющих на развитие и, как следствие, позволяет решить задачу анализа устойчивости корпоративных систем.

В метафизический контекст базисных допущений теории корпоративного взаимодействия входят такие элементы, как закон сохранения ресурсов – некоторая производная от универсального закона сохранения вещества, энергии; закон причинности, определяющий наличие причинно-следственных связей; допущение о познаваемости мира и др.

Кроме того, сюда включается ряд понятий, таких, как субъект и объект; параметр системы; анализ / синтез; фазовое пространство; др.

Эмпирический базис теории корпоративного взаимодействия составляют следующие существенные факты, служащие основанием наличия теории:

1. Факты, связанные с контролем корпоративных систем. В частности, здесь можно выделить следующие факты:

1.1. Существуют факты, когда кто-либо может оказывать контролирующее влияние на корпоративную систему – определять решения органов, в том числе и коллегиальных; фактически определять политику корпоративной системы.

1.2. Существуют факты, когда собственник не может контролировать бизнес; а также, когда человек, не являющийся собственником, тем не менее, существенным образом влияет на бизнес, определяет распределение ресурсов системы.

1.3. Неисполнение приказов руководителя или установленных норм, в том числе, когда это предполагает наказание и, порой, весьма жестокое.

1.4. Невыполнение служебных обязанностей, хотя это напрямую отражается на доходе сотрудника.

2. Факты неустойчивости корпоративных систем, которые до этого считались надежными (Enron, WorldCom, Parmalat и др.).

3. Факты непринятия человека или группы лиц той или иной социальной системой. Такие факты описаны в работах по социологии, психологии.

4. Факты шантажа, осуществления заказных проверок предприятий, привлечения силовых структур для конкурентной борьбы, иные факты недобросовестной конкуренции.

Комплекс понятий теории корпоративного взаимодействия включает набор терминов, позволяющий позиционировать явления и объекты, рассматриваемые теорией, описывать процессы взаимодействия субъектов корпоративных отношений.

Основные понятия – измеримы, хотя измерение некоторых из них сопряжено с трудностями и они, по сути, являются потенциально измеримыми. То есть, сами по себе они могут быть выражены количественно, но само измерение требует формирования специфического инструментария и/или проведения дополнительных исследований. Это, например, такое понятие, как социальный институт – потенциально можно оценить количество и характеристики социальных институтов, действующих в определенной социальной системе, но такая оценка, на сегодняшний день, требует еще достаточно большого объема работы для проведения исследований. Вместе с тем, общее понимание социального института, его характеристик позволяет использовать его в для анализа корпоративной системы, оценки ее динамики в процессе управления.

Вспомогательные теории описывают процессы и явления, которые используются для целей теории корпоративного взаимодействия. В ней, в частности используются достижения следующих научных направлений:

· Теория измерения, определяющая процесс измерения, наличие погреш­ности в процессе измерения, методы измерения различных величин.

· Теория передачи информации, которая определяет такие категории, как канал передачи информации, шум, искажение, а также закономерности передачи информации, наличие искажений в каналах передачи информации.

· Теория управления, определяющая закономерности управления, понятийный аппарат, необходимый для описания процесса управления.

· Теория систем и системного анализа.

· Экономика, социология и другие науки, описывающие закономерности поведения человека в экономических системах.

· Психология, физиология высшей нервной деятельности, биологическая кибер­нетика, описывающие закономерности поведения человека, принятия им решений.

Ядро теории корпоративного взаимодействия составляют аксиомы, допущения, а также сформулированные закономерности. Сочетание этих положений формирует основу для создания модели корпоративной системы, используя которую, человек при принятии решений должен учесть основные значимые факторы, определяющие поведение УКО в корпоративной системе.

Теория позиционирует основные элементы корпоративной системы, влияющие на поведение УКО, фокусирует внимание на действиях ее участников и связывает их с результатами функционирования (рис. 4.2.).

Предвари­тельная информация
Инсти­туты
Текущая (управляющая) информация
Вектор поведения
Действия человека
Результаты деятельности
Потреб­ности
Действия других УКО

Рис. 4.2. Связь положений теории корпоративного взаимодействия.

Как приложение теории корпоративного взаимодействия в данной работе рассматриваются:

· Параметры корпоративной системы, обеспечивающие описание эволюции корпоративной системы как траектории в фазовом пространстве. Теория корпоративного взаимодействия формирует подход к определению параметров корпоративной системы. В частности, выделяются такие группы параметров:

o Параметры, характеризующие наличие и возможность получения ресурсов.

o Параметры, характеризующие процессы взаимодействия в корпоративной системе.

· Модели корпоративной системы.

· Задача об устойчивости корпоративной системы и, в том числе, теорема о балансе интересов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...